В Москве хотят открыть центр по обучению хищных птиц борьбе с чайками в аэропортах. Идею орнитологов поддержала глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

«Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. И в отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает», — говорит Святенко.

Сейчас на территории каждого аэропорта есть система отпугивания птиц. Также работают орнитологические службы, которые контролируют число птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Птиц отпугивают еще и с помощью акустических установок.

В одной из крупнейших авиакомпаний России рассказали, что самолеты сталкиваются с птицами чуть ли не ежедневно. По данным Росавиации, в 2017 году на каждые 100 тысяч взлетов и посадок в нашей стране случалось 3,7 столкновения с птицами.

Лоукостер «Победа» предупреждал об этой проблеме еще год назад. «Орнитологическое обеспечение в аэропортах России крайне неэффективно, что создает серьезную угрозу безопасности полетов», — говорилось в письме в Генпрокуратуру. Среди причин назывались плохие учет столкновений и анализ рисков, слабая работа аэропортов и устаревшие методы отпугивания птиц. В «Победе» отмечают, что число столкновений самолетов с птицами с каждым годом растет: если в 2018 году самолеты компании 51 раз столкнулись с птицами, то за восемь месяцев 2019 года — 72 раза. Эту статистику подтверждают и данные Росавиации.

Аэропортами-лидерами, где чаще всего происходят столкновения с птицами, стали аэропорт Абакана и шесть южных аэропортов. Шереметьево оказался на десятом месте, Домодедово — на 15-м, а Внуково — на 16-м.

«Отпугивание птиц — это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Надо исключить условия для их скопления на всей приаэродромной территории, то есть в радиусе 30 километров от аэродрома. А это зависит от рельефа местности, вида насаждений, наличия свалок и прочего», — добавляет гендиректор Utair Андрей Мартиросов.


 15 августа самолет «Уральских авиалиний», который направлялся из Жуковского в Симферополь, вскоре после взлета врезался в стаю чаек. У него отказали оба двигателя, один из них загорелся. Лайнер совершил аварийную посадку в кукурузном поле. На борту находились 233 человека, все они живы, некоторые получили травмы.

 Росприроднадзор сообщил, что в двух километрах от Жуковского расположена незаконная свалка. Министр экологии Подмосковья Дмитрий Куракин говорил, что ближайшая свалка «Сафоново» находится в 14 километрах. Позднее Куракин признал, что в окрестностях свалки стаи «все же были обнаружены».


Источник: агентство «Москва», «Ведомости»