Жителям спальных районов Москвы не хватает продуктовых магазинов и аптек. Торговые сети не хотят развиваться на периферии, несмотря на то, что потенциальных клиентов там больше. К таким выводам пришел «Институт экономики города».

Аптек и продуктовых намного больше в центре

По расчетам специалистов, больше всего повезло жителям Таганского, Пресненского и Красносельского районов: там почти все люди (99,5 %) могут добраться до ближайшей аптеки за пять минут. При этом на востоке Москвы аптек в шаговой доступности нет у 11,7 % домов, в Крылатском — у 10,9 %, в Ясенево — у 10,2 %.

Похожая ситуация и с продуктовыми магазинами: дойти до ближайшей точки за пять минут не могут 543 жителя центра и 169 тысяч человек в спальных районах. Хуже всего дела с ретейлом обстоят в Новогирееве: у 35,7 % жителей домов нет возможности дойти до магазина пешком за пять минут. Та же проблема в Лефортове (20,6 %) и Нижегородском (20,3 %).

Хотя потенциальных клиентов больше в спальных районах

По оценкам аналитиков, за счет более высокой плотности населения потенциальных клиентов на одну аптеку на периферии в два раза больше, чем в центре: 3,1 тысячи против 1,4 тысячи жителей. Для продовольственных магазинов разница видна еще сильнее: 4,86 тысячи против 1,54 тысячи жителей.

Проблема недостаточного количества магазинов и аптек на окраинах города оказалась очевидна во время режима самоизоляции. Оборот магазинов и аптек в спальных районах в апреле-мае был на 15–20 % выше, чем в центре Москвы, отметила замдиректора направления стрит-ретейла Knight Frank Ирина Козина. Эта ситуация заставила многие сети задуматься о поиске помещений в спальных районах, добавила руководитель направления стрит-ретейла CBRE Юлия Назарова.

Сети все равно не хотят развиваться в периферии

Некторые специалисты не верят, что высокий спрос в спальных районах сохранится. Управляющий по развитию сети «Вкусвилл» Евгений Курвяков, например, отметил, что многие покупатели переехали на долгий срок из Москвы в область, но смысла в активном развитии за городом компания не видит: осенью москвичи все равно вернутся в город.

С этим согласен гендиректор розничного подразделения «36,6» Александр Кузин: несмотря на то, что трафик аптек в спальных районах вырос, а на центральных улицах сократился, на дальнейшие планы развития сети это не повлияет.

На нежелание переходить в спальные районы влияет и то, что там не хватает качественных торговых площадей. По оценкам «Института экономики города», в центре 16 % площадей на первых этажах многоквартирных домов приходятся на коммерческие помещения. В спальных районах этот показатель не выше 8 %. В среднем на одного жителя в центре Москвы приходится шесть квадратных метров нежилых помещений, а в спальных районах — всего два «квадрата».


Источник: «Коммерсантъ»