Минобрнауки выяснило, как эпидемия коронавируса повлияла на обучение в высших образовательных заведениях. Результаты исследования были опубликованы в докладе «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее».

В подготовке доклада принимали участие ректоры из 13 российских вузов: СПбГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и других. Также в ходе исследования аналитики опросили более 60 тысяч студентов и преподавателей.

Как изменился формат обучения

В конце марта российские вузы перешли на дистанционное обучение. В большинстве учебных заведений преподаватели читали лекции в формате вебинаров, четверть вузов также использовала платформы для онлайн-обучения, например Coursera и «Открытое образование». Некоторые университеты ограничились рассылкой заданий и их последующей проверкой через электронную почту.

По данным исследования, в каждом пятом вузе есть направления подготовки, занятия по которым не могут проходить в дистанционном формате. К ним относятся инженерные и медицинские специальности, а также некоторые творческие направления.

Что думают о дистанционном обучении студенты

Больше 40 % опрошенных студентов отмечают увеличение учебной нагрузки в условиях онлайн-обучения и связывают это с большим количеством материалов для самоподготовки. При этом у 64 % респондентов появилось больше времени на сон, а трети студентам дистанционный формат обучения нравится даже больше, чем очный.

Как оказалось, более 40 % студентов считают обучение в вузе оторванным от требований рынка труда. В условиях эпидемии и кризиса этот вопрос обострился — некоторым студентам пришлось бросить учебу, чтобы обеспечивать себя. Почти у половины респондентов снизились доходы за последние месяцы.

Как преподаватели относятся к новому формату обучения

Около 60 % преподавателей вузов так и не смогли адаптироваться к цифровым условиям и онлайн-парам. Большинство опрошенных считают традиционный формат образования более качественным. При этом за время дистанционного обучения с 30 % до 70 % выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для образования.

Каждый десятый преподаватель считает, что качество образования стало значительно лучше в условиях дистанционного обучения. Большинство респондентов согласились, что новый формат помог им освоить дополнительные инструменты и практики преподавания. 


Источник: Минобрнауки