Завтра, 19 апреля, в арт-галерее Ельцин Центра откроется первая ретроспективная выставка уральского художника Владимира Селезнева «Иногда кратчайший путь — самый длинный». Еще в школе он мечтал стать художником, но будущее призвание забылось на пятнадцать лет — на них пришлись учеба в нескольких институтах, служба в армии и работа сварщиком на НТМК.

Родной город Владимира Селезнева — индустриальный, танковый, заводской Нижний Тагил — находится в двух часах езды от Екатеринбурга. Жизни в провинциальном городе молодые люди сегодня предпочитают переезд в столицы, и количество его жителей уменьшается с каждым днем — если в 1988 году здесь проживали 425 тысяч человек, то сегодня остались лишь 356 тысяч. Словосочетание «Город-завод» — не пустые слова: во всей стране Тагил известен своими промышленными гигантами НТМК и УВЗ. Любители экстремального отдыха знают город благодаря горе Белой и главному в России центру по прыжкам с трамплина, зрители телеканала «ТНТ» — по крикам «Тагил», неравнодушные к милитаризму — по танкам «Армата» и международной выставке вооружений Russia Arms Expo.

Накануне открытия выставки The Village поговорил с ее автором, побывал в Нижнем Тагиле и рассказывает о брутально-провинциальном городе с новой стороны — глазами современного художника, который здесь родился и жил.

Нижний Тагил

Дата основания: 1722 год

Площадь: 297,47 км²

Высота центра: 200 метров

Население: 355 693 человека

Прежние названия: Тагильский Завод и Выйский Завод

Река: Тагил


Лисья гора

Когда я жил в Нижнем Тагиле, окна моего дома выходили на Лисью гору и городской пруд. Лисья гора — это своего рода символ Нижнего Тагила. Здесь находится естественная смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на город. Сегодня мы можем подняться наверх и увидеть, что панорама города не сильно отличается от изображенного несколько веков назад на картинах тагильских крепостных художников Худояровых. Изменилось только наполнение города — другими стали дома. Художники и по сей день рисуют с горы городские панорамы, а несколько лет назад арт-группа «ЖКП» использовала ее в качестве одной из площадок для надписей-инсталляций проекта «Работа/Дело».

Музей-усадьба «Демидовская дача»

На берегу заводского пруда в Тагиле был парк железнодорожников, который сейчас называется «Демидовская дача». Я жил через дорогу от парка, и все детство мы с друзьями купались возле понтонов. Здесь же находилась лыжная секция, которую я посещал, а напротив нее была лодочная станция, где мы с родителями брали лодки и катались на них по пруду. Однажды в каникулы я работал разнорабочим и принимал участие в строительстве небольшого футбольного стадиона с сетчатыми стенками.

Сейчас парк сильно изменился. Старую деревянную постройку снесли и заменили на новую каменную. Рядом остался стоять старый советский памятник купальщику и купальщице, который восстановили после того, как у девушки долгое время была отколота половина лица, а у мужчины — руки.

Памятник Ленину на шаре

Еще один важный памятник Тагила — это Ленин на шаре. Памятник был создан на деньги рабочих, проект для него делал просто учитель труда. Ленин изображен в свою натуральную величину и стоит на Земле, которая, в свою очередь, стоит на книгах,  — поэтому массивный памятник с невысоким вождем выглядит забавно. В 2006 году какие-то негодяи сбросили его с шара, открутили голову и руки и бросили в реку Тагил рядом с заводом Куйбышева. Увидеть статую удалось с моста, поэтому памятник вскоре восстановили.

Вагонка

Район Вагонки получил свое название благодаря одному из двух градообразующих предприятий Нижнего Тагила «Уралвагонзаводу». Когда я был маленьким, там жила моя тетя — каждая поездка к ней казалась мне путешествием в другой город. Мне казалось, что дорога туда занимает долгие часы. Сейчас из центра Тагила до конечной в районе Вагонки можно за полчаса добраться на трамвае.

Вагонка — промышленный район, в котором сохранились интересные объекты тагильского конструктивизма: к примеру, «Дом-термос» на Патона, 6; клуб инженерно-технических работников «Уралмашстроя» (сейчас — молодежный театр) и здание районной больницы (позже — городской больницы №1). Центр Вагонки был построен в 40-50-е годы. Сегодня Вагонка «разрослась»: здесь есть свой районный центр и свои спальные новостройки, разбросанные по окраинам.

«Уралвагонзавод» был первым местом, куда я отправился работать после школы, когда не смог поступить в нижнетагильский филиал УГТУ-УПИ. Почти год я ездил туда каждый рабочий день, и в какой-то момент Вагонка стала для меня ближе.

НТМК

После меня забрали в армию. Отслужив два года, я выучился на сварщика и стал работать на втором градообразующем предприятии — Нижнетагильском металлургическом комбинате. Сам процесс сварки во многом повлиял на меня как на художника. Мне казалось, что сварка — это что-то очень творческое: было две детали, а стало одна. Мне нравилось наблюдать, как ложится сварной шов — в этом была своя красота. На НТМК я проработал с начала 90-х и до 1996 года, за это время я сумел стать бригадиром в доменном цехе.

Художественно-графический факультет НТГСПА

Летом 1996, в 24 года, я поступил на художественно-графический факультет нижнетагильского педагогического института, который находится в сталинском здании в самом центре города. Факультет стал моей альма-матер: часто мы оставались работать в учебных аудиториях на ночь. Как правило, это случалось перед просмотрами и экзаменами. Часы в аудиториях были продуктивными — за несколько ночей можно было успеть вполне качественно сделать весь просмотр.

Бар «Руслан»

Бар «Руслан» процветал на рубеже тысячелетий и был одним из культовых мест для тусовок нижнетагильской молодежи. Мы устраивали здесь свои рейв-вечеринки, показы видео-арта и перформансы. Однажды я предложил нашей бабушке-натурщице с худграфа ходить к нам на тусовки и каждую вечеринку наряжаться в специально созданные нами костюмы. Ей нравилось быть в центре внимания, но как-то ее муж написал заявление на имя декана моего факультета, что якобы я разрушаю их семью. После этого у меня случился разговор в деканате, и мы, конечно, перестали ее звать.

Музей-завод имени В. В. Куйбышева

С бывшего завода имени Куйбышева, который находится недалеко от Лисьей горы, начинался Нижний Тагил. Когда я был маленький, мне нравилось гулять по Горбатому мосту, который пересекает территорию завода. Из доменного цеха под мостом везли раскаленные чушки, а я останавливался и наблюдал, как от изделий из чугуна наверх поднимался жар.

Завод кажется мне очень энергетическим местом. В прошлом году на территории завода я делал спецпроект IV Уральской индустриальной биеннале «Миростроение». Мы приходили сюда в разную погоду, и состояние завода каждый раз менялось: в дождь и пасмурное небо он напоминал картины из «Сталкера», а под лучами солнца превращался во что-то мистическое.

Сейчас здесь находится музей-завод, и попасть туда несложно: нужно позвонить в Краеведческий музей и записаться на экскурсию. Цена будет зависеть от количества участников.

Кондитерская «Bon Naty»

Когда мы делали «Миростроение», среди гаражей прямо заводом мы наткнулись на совершенно неожиданное место — уютную кондитерскую, которую открыла девушка, учившаяся кондитерству в Италии. Здесь делают самые вкусные равиоли, которые я когда-либо ел. Еду здесь оценила даже итальянка Луиза Висконти, которая приезжала на биеннале. Это настоящая европейская история, где заказы разносит сама хозяйка заведения, пока муж ходит рядом с маленьким ребенком.