Министерство промышленности и торговли выступило с инициативой ограничить госзакупки иностранных лекарств в России. Как говорится в предложении ведомства, вынесенном на рассмотрение правительства, импортные лекарства не будут допускаться к госзакупкам при наличии двух и более заявок на поставки от производителей из стран Евразийского экономического союза (то есть из России, Беларуси, Казахстана и Армении). Чиновники уверены, что введение ограничений позволит достичь целей госпрограммы «Фарма 2020». Она предполагает, что к 2018 году объём российских лекарств в перечне стратегически значимых препаратов и жизненно необходимых и важнейших лекарств достигнет 90 %.

The Village спросил производителя фармацевтических препаратов и главного редактора медицинского журнала о том, что значит новый законопроект для пациентов, особенно тех, кто жизненно зависим от качественных лекарств — больных онкологией и диабетом. 

   

Иван Глушков

заместитель генерального директора Stada CIS (холдинг, объединяющий фармацевтические компании «Нижфарм» и «Хемофарм»)

Проект Минпромторга не затронет рядового потребителя вообще. Это делёжка денег между компаниями, которые уже локализовали своё производство в России, и компаниями, которые так и не локализовали. Сейчас в России зарегистрированы 24 тысячи препаратов, из них до половины наименований присутствуют в госзакупках, и сложно сказать точно, какую часть из них затронет этот проект. 

Ограничения касаются только препаратов, которым есть аналоги у местных производителей; запатентованным препаратам аналогов нет. Например, онкологических больных этот проект не затронет, потому что значительная часть онкологии лечится препаратами, защищёнными патентами. Часть тех, что не защищены, уже производится в России. Диабетиков проект тоже не затронет, потому что у двух из трёх мировых лидеров по производству инсулина уже есть свои заводы в России. В лечении пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями используются только лекарства, защищённые патентами. Поэтому их новое постановление вообще никак не коснётся.

Вся шумиха сейчас происходит от компаний, которые пропустили в своё время момент и не обзавелись производством в России. У нас ведь население политикам не верит, даже если предлагаются действенные и разумные меры. Точно так же и здесь: в значительной степени для пациентов это решение выгодно, потому что оно заставит компании, которые не приняли решение о локализации, производить в России. Что со временем (не сразу) поможет снизить цены на лекарства.