Очереди в Москве выстраиваются не только по будням и не только в банк для оплаты коммунальных услуг, в ГАИ на техосмотр или в поликлинику на прием к врачу. The Village простоял в необычных очередях, которые возникают в выходные дни. Редактор газеты толкался в очереди за багетом, на выставку, в бар, подслушивал и записывал разговоры собравшихся.

ПЯТНИЦА


БАР ROLLING STONE

Очередь: 30-35 человек

 

человек

Время: с 00:45 до 01:33
Адрес: Болотная наб., 3, стр. 1
Возраст: от 18 до 35 лет
Что делают: ждут друзей, занимают очередь,
разговаривают по телефону 
Что внутри: обычная клубная вечеринка, диджеи, бар

 

Перед дверями бара Rolling Stone собралась куча народу. Люди жмутся между металлическим ограждением и стеной: не всем хватает места в нестройной очереди перед входом, хвост которой растянулся метров на двадцать. На улице ветрено и прохладно, но многие девушки в легких платьях. Они переминаются с ноги на ногу и покорно ждут. Толпа гудит, доносится громкий смех. С высокого крыльца на очередь взирает фейсконтроль. Каждый раз, когда кто-то выходит или входит в клуб, из открытой двери доносится ухающий бас. 

Группа молодых людей спортивного телосложения стоит неподалеку от очереди. Обсуждают итоги рабочей недели и строят планы на понедельник: «Мы вчера подписали крупный договор о поставке холодильного оборудования. Придется стажера себе взять, чтобы в офисе не поселиться совсем». 

Две девушки в ботильонах и меховых жилетках обсуждают преимущества и недостатки клубов «Raй» и Soho Rooms. Блондинка настаивает на том, что в Soho Rooms девушки ходят исключительно для того, чтобы их сняли. «Ксю, ну ты сама подумай, какие мужики туда ходят и зачем?! Я, конечно, не говорю, что я чиста и невинна, но на этих шлюх равняться не собираюсь, я просто хочу отдохнуть».

Подъезжает желтое такси, из него выходит девушка в темно-красном платье и оживленно машет двум мужчинам, похожим на офисных клерков, приехавших в бар прямо с работы. Один из них кричит девушке: «Давай скорее, Ленусик!»

Прибегают четыре девушки модельной внешности в легких платья и туфлях на каблуках. Простояв около пяти минут, они начинают мелко дрожать и жаться друг к другу. Первая отвешивает комплимент второй: «Мне кажется, ты похудела сильно, тебе хорошо так. А я вот всё никак не могу. Целый месяц сидела на этой идиотской „радужной“ диете, а толку никакого. Лучше вообще есть не буду».   

В середине очереди стоит компания из двух юных особ и двух не очень молодых людей. Оживленно беседуют: «Я тут был пару недель назад и так напился, что вообще ничего не помню. Потом проснулся на квартире у друга — в общем, круто потусил». — «Ну ты как обычно. А мне сказали, что алкоголь тут гадость редкостная. Может, в другое место лучше поедем?» — «Нет, Мишань, не поедем, а то мы вообще никуда не попадем, а мы хотим потанцевать вдоволь. К тому же мне диджеи нравятся Ден и Фил, только не уверена, что они работают сегодня. Плохо, что танцпол у них маленький совсем, мне не размахнуться».   

 

СУББОТА


КОНДИТЕРСКАЯ «ВОЛКОНСКИЙ»

Очередь: 15-20 человек

 

человек

Время: с 13:06 до 13:30
Адрес:
Большая Садовая, 2/46
Возраст: 
от 25 до 50
Что делают:
разглядывают выпечку на витрине 

 

Очереди в «Волконском» — дело обычное. За свежей выпечкой здесь регулярно выстраиваются длинные очереди, вне зависимости от дня недели и времени суток. Эта суббота — не исключение. Очередь постоянно увеличивается и уже почти растянулась до входной двери. Люди продолжают прибывать и пытаться втиснуться в маленькое пространство кондитерской. По другую сторону прилавка одни продавщицы отпускают товар покупателям, другие принимают только что привезенный, что сильно сказывается на скорости движения очереди.

Две хорошо одетые дамы лет сорока обсуждают рецепты приготовления традиционного марципана и его хранение: «Все дома их обожают, потому что моя свекровь (царство ей небесное) их всегда готовила, когда была жива. Пришлось и мне научиться у нее. Я обычно заворачиваю их в целлофан и кладу в холодильник».

Высокий мужчина в бежевом пальто, уставившись в витрину, разговаривает по телефону. Он прищуривает глаз и начинает перечислять позиции с витрины: «Багеты, круассаны, эклеры, хлеб». Из трубки доносятся указания, что именно купить в кондитерской. Две женщины лет сорока смотрят на него и, улыбаясь, начинают обсуждать своих мужей: «Моего ни за что не заставишь пойти по магазинам, но оно и к лучшему, а то накупит какой-нибудь ерунды». — «А я люблю сама везде ходить и выбирать, особенно если это еда», — отвечает вторая.

 

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
ИМ. ЧАЙКОВСКОГО

Очередь: 25-30 человек

 

человек

Время: с 14:00 до 14:15
Адрес: 
Триумфальная площадь, 4/31
Возраст: 
от 35 до 60
Что делают: обсуждают местоположение кресел относительно сцены

 

Тяжелая деревянная дверь у входа в кассу постоянно открывается и закрывается. Перед ней — две очереди. Люди в нерешительности: гадают, в какую из линий лучше встать, чтобы быстрее попасть внутрь. Касса работает медленно, а посетители засыпают усталых кассиров вопросами и замечаниями.

Три немолодые женщины рассказывают друг другу о своих внуках: «Наш младшенький не хочет учиться читать. Ужас какой-то! Я уже и в театр его вожу, и сама ему книжки читаю — всё без толку. Но зато он очень музыку любит, вот его Маша водила на мюзикл, он оттуда такой счастливый пришел, прям светился весь!» — «А мои внуки постоянно дерутся. Я боюсь, как бы они друг другу не переломали кости». — «Да что вы волнуетесь, у них возраст такой шубутной».

 

MCDONALDS

Очередь: 70-80 человек

 

человек

Время: с 14:30 до 14:46
Адрес: Большая Бронная, 29
Возраст: от 5 до 45
Что делают: 
обсуждают личные вопросы: 
куда поехать в летний отпуск и как сохранить бизнес

 

McDonalds на «Пушкинской» похож на станцию метро в час пик: в большие стеклянные двери постоянно протискиваются люди. Внутри — суета, любители гамбургеров бегают с подносами, ищут свободные столики. По залу носятся дети, то и дело наталкиваясь на взрослых. Люди здесь делятся на две категории: первые ищут свободный стол, вторые уже нашли и методично пережевывают фастфуд.

Несколько молодых людей лет 25 обсуждают бизнес-план по открытию социального проекта для детей с замедленным развитием: «Помню, когда я волонтером в детском доме был, мне так стремно в первый раз было. Кажется, что это только вчера было». — «Да, время быстро пролетело. Но сейчас главное думать, как этого Вову привлечь, он же, я так понимаю, юрист. Мы с тобой без него и влипнуть можем с нашим гуманитарным образованием. Жаль будет, если наш проект закроется, не успев открыться. Эти несчастные мамаши на нас рассчитывают».  

Молодая пара стоит, держась за руки, и спорит о том, куда лучше поехать в летний отпуск: «В Египет я больше не поеду, туда только бедняки ездят. Там грязно и делать нечего, давай лучше поедем на Мальдивы. Деньги же есть, что ты жадничаешь?» — «Я не жадничаю, просто мне кажется, там то же самое, только по бешеным ценам. Тебе легко говорить, что деньги есть: ты не сидишь целыми днями в офисе и не выслушиваешь недовольного Сашку». Девушка выдергивает свою руку и демонстративно засовывает ее в карман куртки. Затем продолжает: «Ты сам во всем виноват, нужно его на место поставить и всё. И не нужно опять перекидывать на меня свою тряпичность. Ты сам выбрал такую профессию. Если не хочешь, то я и без тебя могу поехать».

 

 ГOСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ИМ. А. С. ПУШКИНА

Очередь: 150-200 человек

 

человек

Время: с 15:30 до 16:20
Адрес: Волхонка, 12
Что внутри: выставка — полотно Рафаэля «Дама с единорогом»
Возраст: от 14 до 65 лет
Что делают: 
перетаптываются с ноги на ногу,
напряженно смотрят в начало очереди, где стоит охранник

 

Каждые выходные у входа в музей — толпа. Длинная очередь растягивается вдоль всего забора Пушкинского музея. В эти выходные — без изменений. Люди у дверей терпеливо ждут, когда охранник впустит следующую партию. Перспектива простоять полтора часа под проливным дождем на холоде, кажется, никого не смущает. 

Двое мужчин далеко за сорок обсуждают выставку «ДР» на Крымском Валу и делятся друг с другом опытом организации: «Мы в прошлом году тоже организовывали стоматологическую выставку — это кошмар был какой-то. Все такие неорганизованные. За два дня до начала выставки оказалось, что нам некого поставить на презентацию. Моя девочка обзвонила кучу народа, но я же не могу кому попало доверить презентацию. В результате мне пришлось самому отдуваться за всех».

Две девушки 15 лет бурно обсуждают домашнее задание, которое нужно сделать к понедельнику: «Я не знаю, как это делать. Пускай она мне двойку ставит. Мне всё равно».

Группа школьников плюется друг в друга, но случайно попадает в старушку. Та начинает громко отчитывать их мам: «Что же вы за своими детьми не следите! Вы что, не понимаете, что если их сейчас к дисциплине не приучить, то потом из них уголовники вырастут?» — «Женщина, успокойтесь, пожалуйста, вы что, Малахова пересмотрели или криминальную хронику? Это же просто дети».

Двое молодых людей обсуждают новые технологии и онлайн-музеи: «Ты слышал про новый проект Google, называется Art Project? Они там, кажется, 17 музеев хотят показать. В Третьяковке „Явление Христа народу“ сканили своими штуками целый день. А мы тут стоим, мерзнем на дожде, как идиоты. Скоро можно будет сидя дома рассмотреть картины во всех деталях».

Две женщины в длинных дубленках разговаривают про краски для волос. Одна из них жалуется: «У меня с волосами теперь беда. Пошла в салон около дома, там девочка, молодой мастер, меня так хорошо постригла. Потом уломала меня покрасить волосы — весна ведь все-таки. Я повелась и решила перышки сделать светлые. Их краска так легла, что у меня прядки оказались салатовыми, а не белыми. Пришлось мне всю голову красить в темный цвет, чтобы не видно было». — «Ну, не расстраивайся, попробуй маску для волос сделать, на свету не видно ничего. Тебе с темными тоже неплохо».

 

 ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Очередь: 50-60 человек

 

человек

Время: с 16:25 до 16:40
Адрес: Кремль
Возраст: от 17 до 45 лет
Что делают: смотрят по сторонам и поглядывают на часы
Что внутри: выставка образцов искусства России,
европейских стран и стран Востока, относящихся к ХIV — началу ХХ века

 

Людей в очереди от входа в зал отделяет всего несколько шагов, охрана, металлическое ограждение и массивная дверь. Очередь то заметно уменьшается, то опять увеличивается. Все негромко переговариваются. В толпе много иностранцев и гостей столицы.

Два ухоженных и загорелых иностранца средних лет обсуждают конструкцию Храма Христа Спасителя и его внутреннее убранство: «Русские сначала хотели строить храм на Воробьевых горах. И в нижней части храма хотели поместить усыпальницу всех погибших в войне с Наполеоном, но что-то там пошло у них не так». — «Это очень красивое сооружение. Отделка внутренняя великолепная, особенно иконостас».

Молодые родители в спортивных куртках пытаются успокоить своих детей, чтобы те стояли «спокойно и не бегали». Две женщины средних лет тихо переговариваются между собой, обсуждая Николая II и его дочерей. «Ты знаешь, когда у Николая родилась княжна Мария Николаевна, он написал в своем дневнике: „Счастливый день: Господь даровал нам третью дочь — Марию, которая родилась благополучно. Весь день моя душка чувствовала себя хорошо и сама кормила детку“. Это так трогательно. Где теперь такие мужчины? Их нет. И за что им была такая ужасная смерть?»

 

ГАРАЖ

Очередь: 200-250 человек

 

человек

 

Время: с 16:00 до 16:40
Адрес: Образцова, д.19а
Возраст: от 18 до 50 лет
Что делают: 
обсуждают искусство, путешествия
Что внутри: выставки Кристиана Марклея «Часы» и «Куба в Революции»

 

Около «Гаража» очередь в несколько десятков человек на вход: нашумевшая выставка Decode заканчивается через неделю. Внутри выясняется, что уличное ожидание — не единственная преграда на пути к искусству. Там еще три очереди: за билетом, в гардероб и на сами выставки. На преодоление всех четырёх препятствий в среднем уходит 40 минут, поэтому те, кто пришел с компанией, явно в более выигрышной ситуации.

Женщина в черном плаще с меховым воротником и в огромных очках, как у Айрис Апфель, разговаривает со своим другом: «Я так хочу на „Часы“ скорее посмотреть. Повела тебя сюда, потому что думала, что тут уже все побывали и очереди нет. А тут … еще минут сорок стоять». — «Да ничего страшного, искусство требует жертв. Хотя, честно говоря, не убежден, что мы там искусство увидим». — «Конечно увидим. У меня все подруги были, и в восторге. Нет, ну это же нужно было до такого додуматься: вырезать из многих фильмов часы. Поразительно». — «Я думаю, что если бы у Дали была возможность воспользоваться современными технологиями, он бы придумал что-то гораздо более масштабное и значительное. Он бы всю свою публику до безумства довел, и это было бы прекрасно». — «Дали был психом». — «Он был гением». — «Это одно и то же». — «Может, после выставки сходим куда-нибудь, посидим в кафе? Ты не замерзла?» — «Замерзла. Внутри есть кафе, только там народу, скорее всего, много».

Две девушки, стоящие под зонтом в горошек, делятся впечатлениями от предыдущих выходных: «Мы с моим Женькой ездили на Багамы в позапрошлые выходные. Достал нас этот холод, вот и решили выбраться в тепло. Так нам там понравилось, что хочу еще раз туда поехать. Все там такие улыбчивые и добрые, все друг друга знают и здороваются. Автобусики такие крошечные с маленькими кондиционерчиками. Такое чувство, будто они там совсем в другом беззаботном мире живут. Но, знаешь, несмотря на идиллию, жить я бы там не смогла. Как накупаюсь и загорю, мне там станет скучно и деть себя будет некуда. Но вот на выходные смотаться в самый раз. А ты как съездила? Как там твоя мама?» 

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ


 КИНОТЕАТР «КАРО ФИЛЬМ»

Очередь: 15-20 человек

 

человек

Время: с 18:23 до 18:35
Адрес: Земляной Вал, 33 

Возраст: от 20 до 40 лет
Что делают: смотрят на расписание над кассой

 

Молодежь и люди среднего возраста быстро подходят к кассам, смотрят на расписание, потом сразу на часы. После короткого обсуждения ближайшего сеанса покупают билеты и уходят. Очередь постоянно становится то длиннее, то короче, а то и пропадает вовсе. 

Мужчина и женщина обсуждают скидки в магазинах «Рив Гош» и «Л'Этуаль»: «Еще немного, и у меня будет золотая карта „Рив Гош“». — «А мне дали синюю карту в „Л'Этуаль“, хочешь, тебе отдам? Мне-то она, в общем, не нужна». — «Конечно, хочу! Спасибо тебе, мне очень приятно, что ты не забыл про мой маленький праздник».

Две молодые девушки говорят об обновках, обсуждают потепление: «Завтра в универ можно туфли уже надеть, как думаешь?» — «Думаю, что вполне. Поедешь с нами в следующие выходные на дачу к Коле, если тепло будет?» — «Не знаю, я думала в клуб сходить, ну посмотрим».

 

КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ

Очередь: 15-20 человек

 

человек

Время: с 19:05 до 19:15
Адрес: Большая Дмитровка, 1

Возраст: от 25 до 40 лет
Что делают: 
докуривают сигареты

 

На противоположной стороне от входа в метро «Театральная», около дверей Дома союзов, людно. Мужчины в костюмах переминаются с ноги на ногу и курят. С начала концерта прошло уже пять минут, им следовало бы пройти на свои места в зале, но привычка сильнее. Среди курильщиков несколько женщин, делающих «последние затяжки». Девушка в длинном платье подбегает к мужчинам и, пытаясь совладать с отдышкой, бросает в толпу вопрос: «Уже началось?» Один из мужчин разводит руками. Спустя несколько минут люди по одному исчезают в дверях. Перед входом остается лишь сердитого вида служитель охраны.

В основном молчат. Мужчина в дорогом пальто звонит по телефону и раздраженным голосом спрашивает: «Ты где? Я уже устал ждать, неужели так трудно выйти пораньше? Ну ладно, всё».

 

КЛУБ ТОЧКА

Очередь: 300-400 человек

 

человек

Время: с 20:00 до 21:05
Адрес: Ленинский проспект, 6, стр. 7

Возраст: от 18 до 30 лет
Что делают: смеются и прячут баклажки пива
Что внутри: концерт группы Meshuggah

 

Рядом с клубом кучкуются несколько групп молодых людей человек по пятнадцать, с ирокезами, в кожаных куртках с металлическими заклепками. Стоят, пьют пиво. Слышна не слишком педалируемая культура речи. Единой стройной очереди не получается: очередная компания из десяти человек подходит к толпе у входа и начинает протискиваться к дверям. Начало концерта задерживается на час.

Трое старшеклассников в косухах горячо спорят на тему музыкальных инструментов — гитар и барабанов. Худой парень лет пятнадцати с сальными волосами не без зависти рассказывает: «Прикиньте, у меня у одного чувака из школы бас-барабанная установка дома стоит, только на ней играть нельзя в квартире. Он ее летом на дачу увезет, вот мы повеселимся там».

Рядом стоят две девушки с ярко розовыми волосами. Глубоко затягиваются сигаретами и осуждают своих друзей, которые «как всегда куда-то съеб***сь!»

Несколько молодых людей с забранными в тугой хвост волосами, подойдя к концу очереди, рассуждают про мечи и техники фехтования: «Я прекрасно понимаю разницу между использованием двуручного меча и спортивного одноручного, который используется для фехтования. Все эти так называемые самостоятельные виды фехтования на самом деле происходят от классического спортивного фехтования. Я тут с одним умником обсуждал фехтование времен Возрождения, но потом понял, что он в этом них*я не смыслит».

Крупная рыжеволосая девушка в кожанке начинает звать своих друзей сначала тихо, а потом срывается на крик: «Ребят, пойдемте поедим, тут всё равно очередь, а я так жрать хочу!»

Трое ребят у забора громко смеются, пытаясь спрятать в куртке несколько баклажек «Клинского». Один из них с улыбкой заявляет: «Хорошо, что я уже на взлете».

 Двое парней с тоннелями в ушах обсуждают ремонт в квартире: «Мне кажется, будет лучше, если мы обои поклеим в спальню, а кухню покрасим. А то там вечно все задрызгивается, можно будет перекрашивать в разные цвета. Завтра поедем в „Твой Дом“, купим краску и плинтус, можно в IKEA заскочить еще». — «Давай, только я работаю завтра часов до семи, но это даже хорошо: в пробку не попадем, если поедем поздно».