C конца марта и до сих пор десятки тысяч россиян вынужденно остаются за границей. Они не могут вернуться к семье и к работе, у них нет билета на самолет и даты вылета, заканчиваются деньги, кого-то выселили из отелей. В посольствах разводят руками и ждут организации рейсов от Росавиации. The Village поговорил с россиянами, застрявшими в разных странах, и попытался разобраться, как им помогают российские власти.

Текст
Юля Рузманова

3 апреля власти прекратили вывоз застрявших за границей россиян. На тот момент на родину не успели вернуться по примерным подсчетам до 35 тысяч россиян. Через пару дней объявили, что рейсы в Россию возобновляются. А остановку назвали «временным тайм-аутом», чтобы предотвратить волну завозных случаев коронавируса. Однако вылеты, за которые отвечает Росавиация, организуются крайне медленно и редко. Сейчас по графику вывозят максимум 500 человек в Москву и 200 человек в региональные аэропорты за сутки, что очень мало. Информацию о вылетах постоянно меняют, часть рейсов отменяется в последний момент по неизвестным причинам. Например, 8 апреля Росавиация не разрешила «Уральским авиалиниям» вывезти россиян из Индии — сейчас одного из самых проблемных регионов для туристов.

На время неопределенности всем, кто вынужденно оказался на территории иностранного государства без жилья и денег, обещали поддержку министерства финансов — 2 400 рублей на взрослого и 1 600 на ребенка. Однако из опрошенных нами туристов только одна пара сказала, что уже получила материальную помощь, и то почему-то от Фонда памяти поколений.

На вопрос «Как быть тем, кто оказался без денег за границей, кто не может ни улететь, ни снять жилье?» в интервью RFI представитель МИДа Мария Захарова ответила: «А я не знаю, как. Как все терпят — так и они пусть терпят. А что, здесь люди не терпят? Здесь люди тоже сидят, терпят», — уточнив, что в МИДе не были готовы к тому, что мир может прийти в состояние коллапса.

Правила вывоза на сайте Росавиации

читать

Скрыть

Накануне на сайте Росавиации появилась очередная новость о том, что ответственные ведомства встретились и обсудили необходимость вывоза граждан из других стран. Среди пунктов, откуда в ближайшие дни могут организовать вывоз российских туристов, названы Таиланд, Индия, Япония, Кипр, Испания, Турция и Черногория, а также Южная Корея и Италия. Например, США там не значится, хотя в Штатах очень много граждан, которые жалуются, что они финансово истощены.

На сайте указано, что «график вывоза формируется с учетом введенных ограничений по количеству прибывающих в Россию, 500 человек в Москву и 200 человек в региональные аэропорты в сутки». Также уточняется, что если есть неиспользованные билеты иностранной авиакомпании, то придется заплатить 200 евро за человека при перевозке из пунктов вылета в Европе и 400 евро в случае дальних авиаперелетов. С иностранными компаниями пассажир должен решать вопросы компенсации за невыполненную перевозку в индивидуальном порядке, в том числе в суде.

Если же у пассажира билет российского перевозчика, то его примут на борт бесплатно на основании этого билета. Российские компании впоследствии осуществят между собой взаимозачеты».

Сейшельские острова

Полина Красногорская

Мы на острове Маэ, приехали сюда 11 марта, до того как объявили пандемию. На Сейшелах было ноль заболевших, и все говорили, что направление безопасное. Наш рейс Etihad отменили, но сделали чартерные рейсы с 21 по 25 марта. Мы перестали переживать.

Рейсы 21, 22, 23 марта улетели. А 24-го ОАЭ решили ограничить въезд даже для транзита и сделали это раньше, чем должны были, о чем мы узнали в аэропорту. 

Затем Россия закрылась, то есть ограничила въезд до 500 человек для Москвы — по чайной ложке. В этот понедельник дали списки, кого вывозят до 14 апреля, — нас нет, в основном вывозят из Таиланда. 

А во вторник у нас ухудшилось положение. Здесь один из сотрудников аэропорта заболел коронавирусом, и его футболили по всему острову три дня: он перемещался из больницы в больницу, ходил в гости, на рынок и тому подобное. И сколько людей он заразил, пока непонятно. Власти готовятся к взрывному росту заболеваемости. Мы сидим в отеле, даже если бы не объявили, мы бы не выходили, потому что страшно.

Какая помощь оказана?

От консульства есть информация, что на острове один аппарат ИВЛ и туристам он вряд ли достанется. Я, например, астматик, и для нас эта ситуация может стать смертельной. В посольстве говорят: извините, у нас нет информации, но решение за верхушкой из Москвы.

Консул помог найти дешевое жилье, где мы уже две недели. Материальной помощи нет, хотя мы с мамой заполнили анкеты.

Лос-Анджелес

Ольга Киселева

Мы с мужем прилетели в Лос-Анджелес в начале февраля — попутешествовать, поработать и родить ребенка. Улететь планировали в начале апреля, но обратный билет не брали, так как точно не могли спрогнозировать, когда закончим все дела. Впервые позвонили в посольство три недели назад, когда узнали, что улететь теперь можно только из Нью-Йорка. О закрытии российских границ тогда еще не было речи. В посольстве сказали, что сами пока ничего не знают, но предложили на всякий случай записаться в список экстренной эвакуации прямо по телефону, что мы и сделали.

Мы, конечно, были в шоке от последней новости про закрытие границ для российских граждан — мы не в самой критичной ситуации, у нас есть какой-то финансовый запас (хоть он уже и на исходе при таком-то курсе доллара), но все же мы не рассчитывали прожить здесь бесконечно и неизвестно долго. Каково людям, у которых нет заначки, деньги за обратный билет не возвращают, а ночевать приходится на полу в аэропорту, я вообще не представляю. И таких много. Сейчас уже, может быть, дают отели, но это уже когда люди взбунтовались и написали во все СМИ.

Какая помощь оказана?

Мы постоянно следим за новостями: решение не вывозить своих граждан довольно быстро изменили и пообещали возобновить полеты. Нужно было снова записаться, на этот раз через Госуслуги. Там все максимально непонятно, надо разбираться или снова в посольство звонить. Сайт госуслуг перенаправляет тебя на другой сайт, через который ты можешь отправить эту заявку.

Что касается пособий, то я что-то слышала про 2 400 рублей в день на человека, но механика получения мне пока непонятна. Пока все, что я видела, — это просто возможность отправить свою просьбу о материальной помощи, оставить данные карты и ждать. А сколько пришлют и когда, на сайте не прописано.

Сегодня мы снова звонили в посольство, там по-прежнему ничего не знают: ждите. Только что мы увидели новость о том, что из США российских граждан решили не вывозить, якобы их слишком мало для целого рейса — абсолютный бред.

Шри-Ланка

Гала Шаповаленко

Мы прилетели в Шри-Ланку на свой страх и риск 16 марта и собирались вернуться 26. Тут было мало заболевших. Примерно 23-го Air Arabia отменила наши рейсы. Мы стали думать купить билеты «Аэрофлота». На 1 апреля билеты уже стоили по 400 тысяч рублей. Собирались брать кредиты, но оказалось, что этого рейса не будет. Самое странное, что потом пообещали эвакуационные рейсы, мы уже рассчитывали на военные самолеты. А их не было. Местный консул всем советовал покупать «Аэрофлот».

Многие соотечественники тогда купили дорогие билеты и улетели. А потом все полеты отменили. Были ситуации, когда чуваки приезжали в аэропорт — и там их дорогие рейсы отменялись. Они остались семьями внутри аэропорта и не могут оттуда уехать.

Мы продлили нашу виллу через Airbnb с недели на месяц. Найти жилье сейчас нереально: хостелы, гестхаусы, отели либо закрыты, либо не принимают новых туристов. Нужна справка от полиции, что ты здоровый турист, который не будет нарушать комендантский час.

У нас вполне комфортно: собаки охраняют, забор есть, детей нет, колодец работает, соседи приветливые, птички поют, пальмы во дворе, есть секретный магазин, где можно раздобыть яиц и молока в комендантский час. Каждый день ездит хлебник с офигенными булками по 8 рублей. Получается экономно: фрукты, овощи, рис, рыба, вода на несколько дней. Все свежее и дешевле, чем в Москве. Готовим сами. Больше всего тратим на интернет и связь, чтобы заполнить все анкеты и проверить новости. Обломно не видеть океан каждый день.

Какая помощь оказана?

Мы зарегистрировались на сайте МИДа, написали в консульство РФ здесь, подали заявки на Госуслуги.

Примерно 28 апреля на счет каждому из нас пришло по 20 195 рублей от Фонда памяти поколений и Сбербанка. Мы даже туда позвонили, узнать что это за подарочки. В «Сбере» сказали, что да, такая помощь есть. И что действительно деньги безвозмездно предоставлены в качестве помощи. Про другие банки не знаю, так как всем пришло на «Сбер» именно.

Бали

Михаил Филиппов

Мы купили новые билеты «Аэрофлота» на 2 апреля. За день наш консул сказал, что рейс отменят. После нововведения, когда Москва разрешила вывозить до 500 человек из-за границы, рейс 5-го тоже отменили. Но были даже люди, которые надеялись, и поехали в аэропорт, хотя им не приходило подтверждение от «Аэрофлота». Пока неизвестность, у консула инфы нет, есть инфа в новостях, но конструктивной — когда что где — нет.

Какая помощь оказана?

Была обещана материальная помощь. Мы заполнили анкеты на сайте госуслуг. Пока никто ее не получил. Из плюсов — есть бесплатное проживание для людей, у которых тяжелое положение. Консул и помощники сделали акцент на том, чтобы приходили те, у кого крайняя нужда. Они говорят: когда вам реально негде жить и есть, тогда обращайтесь. Но если есть возможность самим платить, то сделайте это. А то много халявщиков.
По слухам, дают довольно хороший отель с трехразовым питанием.

Гоа

Таня Волкова

Мы не смогли улететь, потому что наши билеты из Дели были куплены на 29 марта. Это период, на который все регулярные рейсы отменили. В конце марта — начале апреля организовали два рейса авиакомпании «Россия», но цены на них были по 60 тысяч рублей за каждый билет. И на троих с ребенком это будет 200 тысяч рублей. Мы на такое не рассчитывали. Тем более что нами одни билеты уже были куплены.

Нам есть где жить. У нас есть зарплата — мы работаем на удаленной работе. Но три недели ведомства занимаются подготовкой эвакуационных рейсов. Мы рассчитываем, что Росавиация и МИД выполнят свои обещания.

Какая помощь оказана?

Пособие пока не платят, хотя мы давно заполнили две формы. Вчера вечером пришло СМС о том, что надо послать на короткий номер название аэропорта, который ближе всего к нам в Гоа. Мы послали и ждем, что нам напишут.

Росавиация дает информацию, что на Госуслугах появится рейс. Пока есть рейсы не из Индии и не в Москву. Посольство ничего не обещает. Все решает Росавиация.

На Госуслугах нам обещают, что информация придет не меньше чем за 24 часа до начала рейса. В нашем случае добраться за это время можно, но мы видели ситуации, когда людей на Ко Пангане (Таиланд) пригласили на рейс в девять утра, на который они физически не могли к тому времени добраться.

Испания (Тенерифе)

Леонид Наливкин

С конца марта вернуться домой нам не удается. Списки граждан России, которые не могут вылететь с острова Тенерифе, постоянно пополняются: уже около 300 человек обратились за помощью по вывозу.

Какая помощь оказана?

Я заполнил заявку на пособие на портале Госуслуг, но пока тишина. Вопрос с жильем никто не помогает решить, каждый сам ищет и платит. На Facebook нашел жилье, плачу каждую неделю по 150 евро. Удаленно работать у меня возможности нет. 

Никто ничего не обещает. Всю информацию мы узнаем только из новостей по телевидению. Мы как были брошены, так и не поменялось ничего. Посольство только списки составляет и больше никакой информации не дает. Подписываем петицию на организацию прямого вылета с острова Тенерифе для нашей дружной компании


обложка: Dima Anikin — stock.adobe.com