Привокзальные площади в Москве переживают сейчас масштабную реконструкцию. У Ленинградского вокзала, например, уже убрали ларьки и палатки, территорию замостили плиткой, поставили фонари, кадки с растениями и даже фонтан с бронзовой скульптурой. На самих вокзалах с середины августа работает бесплатный Wi-Fi, скоро появятся фуд-корты. О том, какие еще перемены ожидают москвичей, The Village рассказал начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов.


 

Сергей Абрамов — начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД. Родился в 1972 году в Москве. Работал в банковской сфере, аудитором в Счетной палате РФ, занимал пост министра финансов Чеченской Республики, в 2004–2006 годах был премьер-министром. В 2007 году перешел на работу в ОАО «РЖД». Сейчас управляет 350 вокзалами, через которые проходит 80 % потока железных дорог.



Мы смогли привести привокзальные площади Москвы в цивилизованный вид. Прежде всего это подразумевало свёртывание объектов уличной торговли, хаотично образовавшихся в бурный период развития частной коммерции. Многочисленные палатки с товарами и услугами сомнительного происхождения и качества гораздо больше создавали неудобств, чем приносили пользы. К тому же стихийная торговля способствовала процветанию криминала. Теперь ситуация заметно улучшилась. Если раньше на площади трех вокзалов фиксировали до 70 краж в месяц, то в августе случилось всего три, все они раскрыты.

 

Земельные участки около всех вокзалов мэрия Москвы передала в аренду РЖД

Сейчас совместно с мэрией мы пытаемся придумать оптимальную транспортную схему для подъезда пассажиров к вокзалам на автомобилях. На площади трех вокзалов мы запускаем пилотный проект парковок, которые будут работать так же, как в аэропортах. Первые 15 минут бесплатно, затем — почасовой тариф. Но рядом с вокзалами должны быть и недорогие парковки, где можно оставить машину на несколько часов или даже дней.


На привокзальных площадях мы стараемся устанавливать достопримечательности малой формы, чтобы людям было удобнее договариваться о месте встречи. Например, назначить свидание у фонтана. На Ленинградском вокзале уже установлен фонтан с бронзовой скульптурой Георгия Победоносца. А сами вокзальные площади мы готовы предоставлять для экспозиций, шоу, концертов или других интересных инициатив. Если к нам приходят со здравыми идеями, они реализуются.

 

Скульптор Салават Щербаков создал памятник за полтора месяца


Бесплатный Wi-Fi уже действует на всех московских вокзалах и на привокзальных площадях. Канал имеет ограниченную пропускную способность: чтобы проверить почту, зайти на пару сайтов. Если же человеку нужно поработать с тяжелым контентом или, например, скачать фильм, то можно купить доступ к скоростному каналу по одной из самых низких цен в Москве. Скоро оплачивать скоростной интернет можно будет с помощью телефона, пока же нужно покупать карты с кодами доступа.

 

Благоустройство привокзальных площадей завершится до конца года


Система навигации на железнодорожных вокзалах будет выполнена в едином корпоративном стиле РЖД. Она похожа на ту, которая сейчас существует на Курском, мы лишь немного изменим цветовую гамму и поменяем шрифты. Кроме того, на входах будут установлены электронные табло, чтобы пассажир получал информацию уже на улице. Там будут номера платформ отходящих в ближайшие 15–20 минут поездов, чтобы легче было понять, куда надо идти.


Большинство московских вокзалов — памятники архитектуры. Мы проводим реконструкцию зданий, сохраняя первозданный вид снаружи и модернизируя их изнутри.

Мы уходим от прежнего образа вокзалов и создаём условия для пассажировкоторые диктует время. Вскоре на всех вокзалах появятся фуд-корты, соответствующие всем стандартам качества. Интерес к нам проявляют многие популярные бренды, работающие на рынке общественного питания. Уже идёт формирование пула операторов для работы фуд-корта на Ленинградском вокзале. А на Казанском к новому году появится современный супермаркет.

У Казанского вокзала мы освободили площадь от торговых рядов и сделали красивое удобное покрытие. Теперь хотим установить на ней памятник всем российским железнодорожникам. Эта территория огорожена и охраняема, автомобили сюда не заедут. Возможно, зимой здесь будет каток.

На Ленинградском вокзале у нас появится дополнительный этаж с выходом на крышу. Здесь разместятся кафе и рестораны с верандами. Подняться туда можно будет на лифтах. Такую же идею мы планируем воплотить на Павелецком вокзале.

На Ярославском вокзале появится навес, который протянется до самых платформ: чтобы люди не выходили на улицу, а шли по вокзалу до поездов.

К Курскому вокзалу мы хотим провести ещё одну дорогу со стороны Верхней Сыромятнической улицы. Для этого необходимо убрать ряд очень «цивилизованных» ларьков. Но мы уже предложили Москве проработать вопрос новой развязки.

В будущем около площади трёх вокзалов появится новый вокзал для скоростного сообщения между Москвой и Петербургом. По отдельной железнодорожной ветке в сутки будет ходить до 45 пар поездов наподобие «Сапсана». Новый вокзал должен обслужить этот пассажиропоток. Кроме того, с этого вокзала можно будет попасть в любой из московских аэропортов. Сейчас проект проходит стадию утверждения. Новый вокзал на Каланчевке может появиться к 2017 году, но мы уже сейчас синхронизируем с ним все наши проекты.

 

До 2015 года на модернизацию всех вокзалов в стране потратят больше 1 млрд долларов

Все вокзалы очень разные. В Лондоне, к примеру, на железнодорожном вокзале работает один из лучших городских ресторанов. Чтобы туда попасть, нужно записываться за месяц, хотя он и рассчитан на пятьсот посетителей. А вот в Германии есть вокзал, который одновременно является действующим музеем с картинами XVII века. В Токио над вокзалом построен огромный небоскреб. Там есть и офисы, и квартиры, и гостиницы. Мы изучаем и, конечно, учитываем этот опыт в нашей работе.

 

На iPad Сергея Абрамова выведено изображение с веб-камер десятка вокзальных площадей.


С нуля нужно строить не вокзал, а железную дорогу, ведь именно она позволяет спланировать развитие территории. Там, где мы создаем новый вокзал, должно проектироваться не одно здание, а как минимум микрорайон. Вот в Российской империи с вокзалов начиналось проектирование целых городов. Сейчас вокзал по-прежнему является точкой активного экономического развития территории, и мы должны учитывать это.

Строительство перед Павелецким и Савёловским вокзалами — это инвестиционные проекты Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин уже дал указание реанимировать их и внести корректировки, связанные с увеличением парковочных мест. Это важно, потому что с появлением на месте нынешних строительных площадок крупных торговых центров поток людей увеличится, это может создать невыносимые условия для тех, кто торопится на поезда и электрички. Надеемся, что коллапса, который случился с появлением «Атриума» у Курского вокзала, не повторится.

 

Абрамов пережил несколько покушений, поэтому он один из немногих сотрудников РЖД, кто ездит с охраной.

Вокзал — не парк отдыха. Наша задача — обеспечить безопасность и комфорт.