Месяц назад владелец «Ланчерии» Тадеуш Войтович написал колонку для The Village о том, почему революция гастроэнтузиастов потерпела фиаско. Но, судя по всему, это не совсем так. В эти выходные, 20 и 21 июля, на территории бывшего «Хлебозавода» пройдет «Фестиваль гастрономических развлечений» — большой двухдневный праздник жизни с пинг-понгом, аперитивом, интерактивным музеем и, конечно же, фуд-кортом, на котором будут готовить обладатели звезд Michelin. Музыкальный хедлайнер — Юрий Антонов. За концепцию и идейную составляющую фестиваля отвечает команда Stay Hungry — Алена Ермакова и Анна Бичевская, которые семь лет назад начинали с дворовых гастрофестивалей Backyard. В свое время они тоже говорили, почему фестивали еды устарели. Мы попросили Анну и Алену рассказать, что заставило их вернуться к этому жанру и чем этот фестиваль отличается от всех остальных.

Как мы отказались от флажков и палет

Вечеринки Stay Hungry Backyard стали чем-то новым для города в 2013 году. Мы не ставили перед собой задачу заниматься гастрономией серьезно — нам, скорее, хотелось веселиться и объединять людей, а еда оказалась идеальной темой, вокруг которой можно было многое построить, и самым простым способом показать людям другой стиль жизни. Еда вдохновила на то, чтобы в принципе изменить свою повседневность — так появилось движение гастроэнтузиастов.

Мы постоянно искали новые форматы, все время задавали себе вопрос, как сделать круто, интересно, необычно. Ресторанов с вкусной едой и комфортной атмосферой тогда было совсем немного, стритфуд еще не развивался, не было бранчей и ужинов, не было вечеринок, где еда и развлечения органично дополняли бы друг друга. Мы перебовали все, и самые удачные форматы стали постоянными: например, секретные ужины Stay Hungry с приглашенными шефами или дворовые вечеринки Backyard.

Семь лет назад сесть на палеты с бокалом игристого в каком-то дворе с флажками было круто, потому что это говорило о твоей свободе и продвинутости, но сейчас аудитория стала гораздо более образованной и требовательной, а условные флажки стали мейнстримом.

Количество ресторанов, гастрономических аттракционов и различных фестивалей вывело людей на такой уровень запросов и ожиданий, что сейчас, чтобы хоть чем-то удивить, нужен очень большой бюджет и суперуникальная идея. Мы это понимали и закрыли проект, но нереализованные идеи остались.

Вечеринка Stay Hungry Backyard, 2017 год

Где мы нашли деньги

Постепенно у нас складывалась концепция фестиваля мечты. Этакий Диснейленд для взрослых, где есть много разных развлечений — не глупых, но и не занудных одновременно. Чтобы формат при этом воплощал в жизнь наши приоритеты: объединение людей, создание комфортного для всех пространства, сотрудничество, удовольствие от момента. Конечно же, с едой как важной, но не единственной составляющей. Еще во времена Stay Hungry Backyard мы внедряли перформансы, театральные постановки, какие-то активности, но всегда упирались в ограниченность своих ресурсов. Хотелось перейти на новый уровень и размах.

Нам повезло: наша идея совпала с запросом бренда Martini, который хотел сделать грандиозное событие, посвященное гастрономии, объединению и трендам будущего. Нас пригласили поучаствовать в тендере, и мы его выиграли. Главная идея фестиваля — создать идеальные выходные в городе и особенную среду, чтобы люди общались друг с другом. Нам было важно, чтобы в центре был некий ритуал, объединяющий все наши планы. И он нашелся: в Италии существует целая культура аперитивов, она ровно про это — про общение и радость от переживания момента. Собственно, так и появился «Фестиваль гастрономических развлечений Martini Time».

Почему Юрий Антонов

Мы хотели передать итальянский дух расслабленности и праздника — так созрела музыкальная концепция фестиваля: «Цветы и песни Сан-Ремо», вся эта феличита. 70-е и начало 80-х столкнули СССР с итальянской культурой, а фестиваль в Сан-Ремо сильно повлиял на нашу музыкальную сцену. В качестве хедлайнера мы решили позвать Юрия Антонова — как носителя этой традиции. Пусть это и неожиданное решение, но его песни играют на многих модных вечеринках, и мы очень рассчитываем, что нас поймут правильно. Этот ход — примерно такой же, как в свое время выступление Людмилы Гурченко в «Солянке».

Сейчас Юрий Антонов очень редко выступает, он никогда не участвовал в молодежном фестивале, но согласился довольно быстро — за неделю. Возможно, он до сих пор не очень понимает, во что именно вписался. Еще при помощи Кирилла Сергеева из Kito Jempere и музыкального журналиста Дениса Бояринова мы собрали молодых и талантливых музыкантов вроде Mujuice, Наади, Паши Артемьева и Юры Макарычева из On-The-Go, которые устроят настоящий трибьют итало-диско и фестивалю в Сан-Ремо со своими каверами на хиты, больше известные, кажется, нашим родителям.

Интерактивная еда и мишленовские шефы

Центром фестиваля станет фуд-корт. У некоторых корнеров организуют полноценную большую кухню — там будут работать дуэты: один иностранный и один московский проект. Это новый для Москвы уровень.

Идея привезти шефов из разных стран появилась сразу, и при этом мы не ставили перед собой задачу пригласить самых именитых и титулованных. Скорее, хотелось увидеть самых интересных, подвижных, имеющих разные бэкграунды, подходы и стили. Где-то нас действительно вдохновили шефы ресторанов со звездами Michelin, где-то — герои документального сериала Chef’s Table, где-то — те, чьи блюда пробовали мы сами или наши друзья. Конечно, были опасения, что шефы не захотят готовить на уличном фестивале для 25 тысяч человек. Но, например, Пако Мендес (бренд-шеф мишленовского ресторана Hoja Santa. — Прим. ред.) согласился буквально через пять минут телефонного разговора.

Шефов мы выбирали, опираясь в первую очередь на московские тренды: сразу решили, что будут рамен и тако. В итоге Пако Мендес и ребята из Veladora будут готовить мексиканскую еду, знаменитый американец Иван Оркин из Ivan Ramen встанет вместе с [Ku:]. Бо Клагстон, бывший су-шеф копенгагенского Noma, у которого теперь свой ресторан, будет работать с российскими морепродуктаами в паре со своим близким другом Томом Халпином из «Иностранцев», а Себби Кэньон выступит с давним приятелем Таку Секине из Парижа.

Кроме того, на таких фестивалях кофейные привозы редкость, а мы позвали кофейных чемпионов, греков Underdog, которые делят кухню с «Человеком и пароходом». Азиатский вектор закроют Александр Райлян, шеф-повар Insight, который будет готовить вместе с тайцами из мишленовского Bo.Lan, а также Пратик Садху из мумбайского ресторана Masque: он покажет, что кухня Индии — это не только карри и самосы.

Наших шефов мы выбирали уже непосредственно в пару к зарубежным исходя из каких-то внутренних ощущений: у нас не было никакой цели выстроить в ряд всех наших звездных шеф-поваров — тогда это был бы совершенно другой фестиваль.

Вечеринка Stay Hungry Backyard, 2017 год

Робот-бармен и алкогольное облако

Кроме фуд-корта, на фестивале будет одна очень важная вещь — экспериментальная площадка Food and Science. Мы привозим четыре больших проекта, которые задают новую планку восприятия еды и напитков с точки зрения искусства и науки. Сейчас часто спорят, отнимут ли роботы работу у людей. У нас будет робот, который готовит коктейли: хотим исследовать, получает ли гость столько же удовольствия от напитка, когда его делает не живой человек, или все-таки общение с барменом за стойкой — важная часть опыта.

Или вот интерактивная инсталляция Tear Drops: один человек сможет пробовать и чувствовать, а второй будет выбирать, что именно. Вкусы будут не самыми очевидными: например, вкус дедлайна или вкус любви.

Третий объект — это Ghost Food, проект, который задает вопрос, что такое еда — вкус, картинка, текстура? Эта лаборатория заставит почувствовать, какой будет еда будущего, когда часть продуктов исчезнет.

И напоследок художники Bompas & Parr, которые специализируются на «алкогольной архитектуре», создадут алкогольное облако, в которое можно зайти и почувствовать новое мультисенсорное опьянение.

Зачем нам всем это нужно

Мы бы никогда не смогли сделать что-то подобное самостоятельно. Фестиваль создается силами четырех сторон: агентства Journey, R&I, бренда Martini и, собственно, нашей команды Stay Hungry. Мы отвечаем за креативную и экспертную часть, а огромная команда занимается важными организационными вопросами. Уже сейчас на фестиваль зарегистрировались 40 тысяч человек, и это большая ответственность, но одновременно и выход на совершенно новый уровень.

Важнее всего для нас люди, которые придут на фестиваль, это новая аудитория. Они, скорее всего, не знают, кто мы и что такое Stay Hungry. Но это, в принципе, и не важно. Важно, что нам удалось заинтересовать их всех идеей, конструкцией, которую мы придумали. Для большого числа людей, которые не могут себе позволить ходить по ресторанам каждый день и много тратить на развлечения, это будет возможность бесплатно увидеть действительно необычное действо и почувствовать тренды.


Фотографии: обложка – Stay Hungry, 1, 2 – «Фестиваль гастрономических развлечений»