Вопрос производства фуа-гра, пожалуй, провоцирует у людей самый высокий уровень негатива в сравнении с производством других продуктов животного происхождения. Насколько он обоснован? Во Франции производство фуа-гра регламентировано законом, в других европейских странах, наоборот, его производство официально запрещено, так как считается жестоким обращением с животным. Тем не менее мы продолжаем задаваться вопросом: страдают ли птицы? Научных исследований на данную тему пока мало, но специалисты в этом вопросе есть. Мы поговорили с фермером, биологом и натуралистом об особенностях производства фуа-гра и физиологии гусей и уток. 

   

станислав типикин

фермер кооператива LavkaLavka, поставщик охлаждённых полуфабрикатов, деликатесов и консервов из гуся

Я занимаюсь выращиванием гусей и производством готового продукта на ферме в Егорьевском районе Московской области четыре года, три из них —непосредственно производством фуа-гра. Но это не основная часть работы, помимо фуа-гра, мы производим, например, деликатесы из гусиной грудки — карпаччо, сыровяленую и вяленую грудку, пастрому, террины, риеты и так далее. 

Безусловно, чтобы освоить процесс производства фуа-гра, я изучал и французский опыт, и российский, преимущественно по книгам профессоров НИИ птицеводства, но главным образом уже на собственном опыте и набивании шишек.

Есть много особенностей в производстве, начиная от выбора породы гусей и заканчивая выбором корма.

Мы в основном выращиваем линдовскую породу: гуси вырастают крупными, а кроме этого, хорошо адаптируются к подмосковным условиям. Но сейчас мы привезли ещё большого серого кубанского гуся.

Вкратце процесс выглядит так: после того, как гусята вылупились, мы отбираем по весу наиболее крупных. Но здесь тоже есть нюансы: не факт, что на вид крепкий гусёнок правильно разовьётся, поэтому это больше опытный путь, нежели свод правил, строго выполняя которые, вы получили нужный результат. 

Происходит откорм в несколько этапов. В ходе первого этапа гусь должен сформироваться естественным путём и вырасти до четырёх килограммов, на это уходит минимум 3,5–4 месяца. После мы помещаем птиц в отдельный загон на две-три недели, где они получают неограниченные корма. Там же с основных кормов они постепенно переходят на кукурузу (кукурузные зёрна, которые мы предварительно запариваем кипятком в течение пяти-шести часов); также добавляем в корм минералы (соль, кальций и так далее) для общего развития.

После этого, когда гусь раскачал свой желудок, начинается уже негуманная часть: птиц перемещают в клетку и происходит процесс принудительного откорма через специальную трубку и постоянное питьё в течение 21–25 дней. Откорм с двух раз в сутки доходит до восьми. За первые пять дней птица к этому привыкает. 

В результате печень достигает веса от 350 до 600 граммов. В естественном состоянии она весит от 80 до 120 граммов. 

У нас был случай под Новый год, когда поступил большой заказ от одного из ресторанов, мы начали подготавливать гусей, но люди отменили заказ, и нам уже на завершающей стадии пришлось выпустить птицу на свободный выгул. Через некоторое время гуси полностью восстановились. Если бы у них были бы повреждены внутренние органы, они бы просто не выжили.

Что касается боли и вреда для птиц — разумеется, слишком большая печень может повредить соседние органы, и тогда это может привести и к болевым последствиям, и к смерти животного. В то же время надо помнить, что гуси — перелётные птицы, и их физиология устроена так, чтобы накапливать жир на время перелёта. Они приспособлены и могут приспособиться ко многому. Но как бы это парадоксально ни звучало, в данном случае тоже есть границы: важно откармливать птиц до определённого размера. 

   

аЛЕКСАНДР ХАБУРГАЕВ

журналист-натуралист

Сколько бы мнений ни было на этот счёт, ни один специалист не может проверить процесс на себе. 

У печени нет нервных окончаний, и сама по себе она действительно не болит, но доведение её до неестественно больших размеров может вызывать боль у соседних внутренних органов, и дисфункция печени приводит к серьёзным последствиям.

Не знаю, насколько можно говорить в данном случае о гуманности. У людей исторически был культ еды и чревоугодия, но я считаю, что ничто не должно доходить до извращений. 

У нас и у животных по-разному устроен ротовой аппарат: животные, например, могут почувствовать вкус еды ещё на расстоянии, так как у них очень развито обоняние, мы же, наоборот, сделать этого не можем, но на языке у нас гораздо больше сосочков, и мы можем смаковать вкус. По этой причине мы гурманы, животные — нет, для них главное — найти еду и быстро съесть, чтобы утолить голод.

Вкусная еда — это хорошо, но когда для этого нужно уродовать животное, я считаю, что это плохо.