Страховая заплатит: как получить компенсацию за испорченный отпуск и ошибки автосервиса Юрист рассказывает, зачем сохранять чеки, как записывать разговоры и когда стоит идти в суд
Туропеатор заселил не в тот отель, страховая компания отказала в выплате по медицинской страховке, автосервис делает ненужный дорогостоящий ремонт — в такой ситуации может оказаться каждый. Рассказываем, что делать для защиты своих прав и как отстоять свои деньги и достоинство.
Андрей колчин
президент ИРОО «Союз защиты прав потребителей "Канон"»
Получая услугу, покупая что-то, всегда сохраняйте чеки, договоры и прочее. Лично у меня это на автомате выходит. За каждую чашку кофе я все равно беру чек. Выброшу через какое-то время, если в нем не будет надобности. А если покупаешь ты путевку в Таиланд, у тебя должен быть как минимум договор на руках. Но у нас как часто бывает? Идешь к знакомому турагенту, отдаешь деньги, тот все тебе оформляет, а ты не вникаешь, не разбираешься ни в чем. И так пока не случится форсмажор.
В нашей практике был случай, когда целый самолет с туристами из России, летевшими на Хайнань, расселили по другим отелям. То есть люди забронировали, например, «Санта Марию», а поселили их в «Санта Монику», которую они не выбирали. Что необходимо было делать? Все фиксировать: фотографировать, снимать видео, а еще попросить в отеле бумагу о вашем проживании в нем. И обязательно проверить, правильно ли вписали ваши имена. За помощью к нам обратилась семья, и они как раз не поленились и собрались все документы. В итоге мы взыскали с туроператора стоимость проживания, моральный вред, неустойки все, и получилось, что окупили людям все затраты на поездку и отдых.
Еще один случай: девушка, отдыхавшая на Самуи, упала и повредила ногу. Ее доставили в больницу. Страховая, воспользовавшись случаем, отказала в выплате. А счет госпиталь выставил на 300 тысяч рублей. Мы пошли в суд, заставили страховую компанию оплатить все издержки и штраф.
Алгоритм действий потребителя всегда должен быть такой: в первую очередь обращаетесь за страховой выплатой. Нужно при заключении договора страхования прочитать в правилах, что и как делать. И потом четко этому следовать. Если ты отклоняешься от написанного, это шанс для страховой компании отказать в выплате. А если вам отказывают, то, как правило, ничего не нужно больше делать со страховщиком. Не нужно писать гневные письма и тому подобное. Это отправная ваша точка. И это не повод опускать руки. Это повод их начать потирать. Ведь если отказ незаконный, то у страховщика по закону пошли санкции, там серьезные суммы — 3% в день. Они платят неустойки и за нарушение обязательств, и штраф за необоснованный отказ потребителю. В законе о защите прав потребителей четко все это прописано.
Отказ страховой — это не повод опускать руки. Это повод их начать потирать
Еще один пример: женщина приобрела мобильный в салоне сотовой связи и ей предложили оплатить гарантию, которую давала страховая компания крупного известного банка. Она согласилась. Телефон однажды падает, экран разбивается вдребезги. Сам смартфон при этом работает. Женщина обращается за страховкой, и ей отказывают, мотивируя тем, что следов механического воздействия на телефон нет! То есть экран, по мнению страховой, лопнул не от падения. Мы отсудили сумму, которой хватило на два таких телефона.
Почему люди не обращаются за помощью к юристам? Во-первых, считают, что это дорого. Во-вторых, не хотят тратить время и нервы. В третьих, не верят в свою победу. Но если вы не готовы отстаивать свои права, то кто это сделает за вас?
Набирайтесь терпения и действуйте грамотно, чтобы восстановить свои права и вернуть деньги
Еще случай: человек купил автомобиль в trade in в крупном автохолдинге. Когда начались морозы, машина стала глохнуть прямо на ходу. Человек приезжает в сервис автодилера, и после осмотра ему говорят, мол, слабый аккумулятор, надо менять. Он поменял, забрал машину, ситуация повторяется. В сервисе нашли новую причину, пришлось снова тратить деньги. И так несколько раз. Пока не разобрались, что проблема в сигнализации, установленной прежним владельцем. Человек ее меняет в другом сервисе, и автомобиль начинает нормально работать. Автодилер отказался возмещать расходы, а покупатель в претензии указал только затраты на лишние работы и замену деталей, там сумма тысяч на 15 рублей выходила. Мы вышли в суд и взыскали с ответчика порядка 60 тысяч рублей.
Существует алгоритм действий, которому важно следовать, чтобы всегда иметь возможность отстоять свои права как потребителя:
Оформлять все документально, сохранять договоры и чеки.
Фотографровать, снимать видео, делать аудиозаписи всех разговоров, особенно за границей, во всех ситуациях, где могут быть нарушены ваши права.
Обращаться за юридической помощью. Это не так дорого, как принято думать, и есть возможность снизить риски для истца даже если дело будет проиграно. А выигрыш всегда стоит потраченных усилий.
Важный нюанс: выходя в суд, не ждите быстрых результатов. Набирайтесь терпения и действуйте грамотно. Только так возможно восстановить свои права и вернуть деньги.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.