Теракт в редакции парижского журнала «Шарли Эбдо» расколол и российское общество. Одни уверены, что карикатуристы, и вообще светская Франция, «сами виноваты», другие, напротив, отстаивают право публиковать карикатуры на пророка и призывают к тому же российские СМИ. The Village поговорил с имамом и прихожанами Исторической мечети на Большой Татарской улице о том, как к трагедии во Франции относятся московские мусульмане.

 

 

 

Эльшан Мамедов

54 года, отставной военный

— Я отношусь отвратительно к карикатурам на любого пророка. Ведь все христианские и иудейские пророки тоже считаются посланниками Аллаха. Рисовать их нельзя, потому что сегодняшние люди не могут представить, как они выглядели. Были ли они красивыми или нет? Бытует мнение, что они все были симпатичные, особенно пророк Юсуф (Иосиф). При его виде женщины сходили с ума. 

Так что поведение французских журналистов я не одобряю. Но не одобряю и их убийство. Мне кажется, это реакция, которая последовала на горячую голову. А в спешке ничего делать нельзя. Ко всему нужно подходить с терпением. К сожалению, среди мусульман есть нетерпимые люди, у них возникает такая реакция. Поэтому лучше мусульман не раздражать, хотя всё должно быть в рамках закона того государства, где они находятся.  

С другой стороны, на тех, кто смеётся над религией, лучше вообще не реагировать. С дураком свяжешься — дураком станешь. У Аллаха есть 99 имён, а самое последнее его имя — Ас-Сабр, терпение. Будьте терпеливым — и вам за это воздастся. Когда пророк в молодости читал возле Каабы намаз, иудеи смеялись. Когда он сделал поклон, они положили ему на спину живот верблюда, который только что отрезал мясник. Пророк ушёл и ничего им не сказал. Он уповал на то, что Всевышний их либо вознаградит, либо накажет. 

Сегодня тоже нужно уповать на волю Аллаха. Терпение и мольба: «О Аллах, образумь их! О Всевышний создатель небес и земли, дай им ума, даруй им внутренний взгляд». Так надо, а кулаком махать, убивать — это ни к чему. Может, я, взрослый человек, так думаю, а молодые — по-другому. Но есть общее господнее правило: люди ответят за свои поступки.

 

 

 

Хабиб Умаров

22 года, студент Московского исламского университета 

— Карикатуры на пророка недопустимы. Мы не знаем, как он выглядел, какой он был. Из книг мы знаем его качества, но не внешний вид. Конечно, убийства — это ненормальная реакция на оскорбление ислама. Их не допускает ни одна религия. Надо терпеть. Так учит ислам. Не враждовать, а терпеть и молиться, чтобы Аллах их образумил. 

Общий враг мусульман — это Шайтан. Среди людей врагом считают того, кто противоречит религии и наносит вред мусульманам. Но с ними не нужно бороться, их надо терпеть. Есть некоторые мусульмане, которые говорят, что надо убивать неверных, но они не правы. Люди заключили между собой мирный договор. Нужно жить согласно с ним. После терактов многие думают, что мусульмане опасны, что они все потенциальные террористы, но настоящий мусульманин никогда не пойдёт на убийство. Такие люди — лицемеры.  

 

 

 

Камилла Рустамова

35 лет, повар-пекарь 

— Карикатуры на пророка рисовать нельзя, в мусульманском мире такое запрещено. Но это не оскорбление моей веры, это просто грех. А вот убийство — это кафир, я к этому отношусь очень плохо. Соответственно, к убийцам журналистов или к ИГИЛ я отношусь отвратительно. Они развязали войну, а Мухаммед сказал: «Если ты убиваешь одного мусульманина — ты убиваешь всех мусульман». У настоящих мусульман нет и не будет другого врага, кроме Сатаны, Шайтана.  

 

 

 

Кароматулло Садулаев

25 лет, строитель 

— Неправильно рисовать карикатуры на пророка. Всем мусульманам это неприятно. Американцы, израильтяне тратят миллионы, чтобы сломать ислам. Но всё равно ислам победит. Однако то, что произошло во Франции, тоже неправильно. Я думаю, убийцы — это не террористы. Их просто купили. Настоящий мусульманин никогда не пойдёт на убийство, только заблудшие души. Или такие, которые уже считают себя мусульманами, но про ислам ещё ничего не знают. Потому что общих врагов у мусульман нет. Мы боимся бога, а убивать — это харам.  

(К разговору подключается приятель Кароматулло, отказавшийся фотографироваться.)

— Ислам разрешает убивать, только если в дом ворвались грабители или в священной войне. Кто знает, кто убил этих журналистов? Это по телевизору показали, что мусульмане. Хотя если журналисты действительно выступали против нашего пророка, религии, Корана, то их убийство — это частично священная война. Но вообще жизнь имеет право забрать только Аллах. А мы, люди, можем только руку отрезать, чтобы больше не рисовали ничего.  

 

 

 

Мурад Вичкемал

23 года, архитектор из Боснии и Герцеговины

— Нормальный человек ничего хорошего не может сказать про карикатуры. Они недопустимы. Меня это оскорбляет. Но про убийства тоже не могу ничего хорошего сказать. Это ненормально. Как ещё можно относиться к войне, убийствам? Есть органы правосудия, в которые можно пожаловаться. С другой стороны, я никогда не слышал, чтобы мусульмане оскорбляли чужую веру.  

Есть ли у мусульман общий враг? Не знаю.

 

 

 

Руфат Ахметжанов

38 лет, имам Исторической мечети Москвы

— Карикатуры — это богохульство. Любой нормальный мусульманин так их воспринимает. Другое дело, что к тем, кто нарисовал эти карикатуры, отношение должно быть в рамках правового поля той страны, в которой они находятся. Человек не имеет права вершить самосуд, где бы он ни находился. Для этого есть соответствующие органы. Даже если человек застал свою жену с чужим, он не имеет права убивать их. Если убьёт, он будет за это наказан. Даже в исламской стране человек не имеет права сам приговаривать кого-либо к казни. Для этого должны быть не только основания, но и решение суда.

Настоящий мусульманин должен реагировать на оскорбление веры с осуждением. Он должен действовать в соответствии со своими возможностями и обстоятельствами. Можно писать осуждающие письма, делать что-то на дипломатическом уровне.

В каких случаях можно убить другого? Человек должен защищать свою семью, честь и имущество всеми доступными средствами. Но, естественно, не преодолевать пределов самообороны. Здесь нужно смотреть, каково правовое поле. В Америке оно одно, во Франции — другое, в России — третье.  

Понятие «враг» слишком абстрактное для мусульман. В каждой конкретной ситуации он разный. Например, мусульмане, которые воевали во время Второй мировой войны за Россию, рассматривали агрессора именно как врага. А общий враг мусульман — это, наверно, те люди, которые желают плохого всем приверженцам ислама. Как правило, это пресловутый сионизм, который в Палестине творит плохие дела. То есть не люди, а идеологии, которые направлены на причинение максимального вреда мусульманам.

 

Фотографии: Константин Митрохов