Слово «рестлинг» у большинства ассоциируется с популярным телевизионным шоу конца 90-х: накачанные мужики (иногда женщины) увлеченно друг друга лупцуют на ринге под комментарии Николая Фоменко. Но эта история не так далека, как кажется: в Нижнем Новгороде уже не первый год существуют рестлинг-ассамблеи, которые устраивают собственные шоу. Бойцы тренируются, придумывают себе сценические образы — в профессиональной среде они называются гиммиками — и совершенствуют не только спортивную подготовку, но и актерские навыки. The Village побеседовал с нижегородскими актерами силового театра о том, дорого ли обходится такое увлечение, как зрители реагируют на мужчин в трико и чему рестлинг учит детей.

Текст

Алла Бренева

Фотографии

Илья большаков

Дмитрий Гринберг

Руководитель и тренер нижегородской рестлинг-ассамблеи VWA

30 лет, гиммики — Могильщик, Сигурд

Идея заняться рестлингом пришла ко мне в 2013 году, а первое шоу мы с друзьями показали уже через год — на ролевом проекте «Город из песка». Там мы фактически три дня не выходили из своих сценических образов. Нам очень понравилась внутренняя микроигра персонажей, понравилось открывать в себе новые спортивные и актерские качества — и захотелось поставить шоу еще на нескольких проектах. Так появилась наша студия.

Набор в промоушен идет по объявлениям в соцсетях, по сарафанному радио или личным приглашениям. Чтобы стать рестлером в Нижнем сегодня, профессиональная спортивная подготовка необязательна. Необязательно даже иметь «пять» по физкультуре. Например, человек с разрядом по шахматам способен запомнить больше комбинаций болевых приемов или сложной работы на полу. Но, конечно, любой спорт будет плюсом. Моя спортивная подготовка базируется на дзюдо: оттуда был взят первичный каркас тренировок, там была поставлена бросковая база и база болевых приемов.

У рестлинга своя специфика: чтобы вести тренировки и выступать, я прочитал несколько учебников; хореографию изучал, анализируя иностранные промоушен-шоу и обсуждая с другими российскими рестлерами. Актерское мастерство мы тренируем по старинке: читаем отрывки из классики, например, «Конец, конец, огарок догорел!» из «Макбета» или знаменитый монолог Вито Корлеоне «Ты приходишь ко мне в дом в день свадьбы моей дочери…».


Мои гиммики мы используем как инструмент для восстановления равновесия, когда по сценарию другой персонаж зарвался или, наоборот, оказался на самом дне


Что касается зрителей, то нам все портит интернет: люди имеют доступ к лучшим шоу на Земле, и при этом абсолютно бесплатно. Зачем человеку наш рестлинг, если он может посмотреть выступления WWE (Мировая ассоциация рестлинга. — Прим. ред.) или Цирка Дю Солей? Но все-таки аудитория у нас есть. Как показала практика, в первую очередь мы работаем для людей 30–40 лет, которые видели рестлинг с комментариями Фоменко по ТНТ. Подростки тоже ходят. Сегодня молодые люди, когда видят ровесника в блестках и лосинах, не кричат: «Господи, какой кошмар! У меня сейчас вытекут глаза!» Нет, они прекрасно понимают, кто это и зачем он так оделся.

Мои гиммики мы используем как инструмент для восстановления равновесия, когда по сценарию другой персонаж зарвался или, наоборот, оказался на самом дне. У меня получается относиться к персонажу без личностных амбиций. Постоянно готовить матчи других людей и выступать самому достаточно сложно. Кроме того, будучи промоутером, приглашать оппонента под себя с целью своего выигрыша или сражаться за какой-то титул, проходя в финал, на мой взгляд, не совсем корректно. Мое самоутверждение — это в первую очередь матчи ребят, с которыми я занимаюсь.


Дмитрий Горбачев

26 лет, гиммик — Страшила

Придя в рестлинг из исторического фехтования, я поначалу сильно сомневался в этой затее. Но уже после дебютного шоу понял: этим стоит заниматься, будет круто. Самый главный противник, которого надо победить в битве за чемпионский пояс, — это ты сам. Нужно прилагать очень много усилий, чтобы быть действительно хорошим рестлером и хорошим актером. Нужно быть таким персонажем на ринге, в которого будут верить, даже если люди прекрасно понимают, что рестлинг — это мероприятие понарошку.

Первое, чему учится рестлер, — это страховка. Мы учились падать, группироваться, перекатываться из разных положений после бросков. Тем не менее травмы случаются: я скалывал зубы, случалось, и выбивал их. По сути, ни одно крупное мероприятие не обходится без мелких травм.

Мой образ придумывался как пугалка, «не то сын, не то дочь», непонятное существо, которое должно вселять страх. Но в процессе выяснилось, что с пуганием у меня не очень, а вот делать шок-контент получается на ура. Образ авторский, но идея взята из классического рестлинга 80-х годов: веселый костюмчик с бахромой и гримом а-ля группа Kiss. Я стараюсь делать новый костюм под каждое крупное мероприятие. Это утомительно и затратно, но результат того стоит. Ведь образ должен быть ярким, служить приманкой, чтобы все взгляды были устремлены именно на тебя, чтобы он показывал четко: когда ты в образе, ты — звезда.


Внимание душу греет, но, с другой стороны, это немножко страшно.
Важно понимать, что гиммик на ринге — это образ, а я как живой человек
собой представляю несколько иное


На отношения с друзьями мое увлечением рестлингом повлияло мало, а вот что касается отношений с девушками — возникает недопонимание, но у меня есть ангелы-хранители, которые бойко от меня отгоняют безумных фанаток. Внимание душу греет, но, с другой стороны, это немножко страшно. Важно понимать, что гиммик на ринге — это образ, а я как живой человек собой представляю несколько иное.

Мне бы очень хотелось сделать рестлинг популярным. Глупо замахиваться, но идеал — это американские шоу. Хорошо бы зарабатывать этим, потому что, как любое хобби, рестлинг — бездонная бочка, в которую можно кидать деньги бесконечно. Уже хорошо, если мы отбиваем затраты на подготовку к мероприятию. Кроме того, хотелось бы выступать за границей, потому что выступления с нашими друзьями-рестлерами из других городов России и из-за рубежа — это бесценный опыт, который позволяет получить новые знания, увидеть иные стили борьбы и поделиться чем-то самому.


Анастасия Сидорова

29 лет, гиммик — Ангара Свердлова

Мне очень часто задают вопрос, как я попала в рестлинг. Мой любимый ответ — приехала на такси. На самом деле я занималась разными танцами, они мне очень нравились, но хотелось чего-то более хардкорного, при этом такого, что позволит сохранить лицо, которым зачастую приходится работать.

Мой гиммик, возможно, более интересная личность, чем я сама. Мы вкладываем в образы свои надежды и чаяния, грехи и темные стороны. Поскольку я появилась на арене в 2017 году, решили сыграть на столетии революции, совершить условное допущение, что Советский Союз еще существует и в нем есть рестлинг. Ангара Свердлова — комсомолка, спортсменка, самбистка. Повезло, что мой парень занимался самбо и смог меня натаскать. Ангара привила мне дурацкую привычку: каждый раз, когда вижу красные спортивные вещи, думаю, можно ли их применить к выходу на ринг.

Мама к моему увлечению относится странно. Я ей показывала фото приемов, — конечно, не тех, где видно, что мне в лицо летит кулак, — и объясняла: «Это похоже на акробатические танцы». Она делала фейспалм, но говорила: ладно, хорошо, главное, что без синяков и переломов. В основном она спрашивает, не слишком ли поздно я прихожу с тренировок и другие обычные вещи, которые интересуют мам.


Я не могу сделать в матче с мужчиной все вещи, которые хочется, например, поднять его над головой, но я над этим работаю, мне кажется, будет очень эффектно


Я выхожу в кросс-гендерных матчах, то есть боях, где мужчина выступает против женщины. Это создает особые условия: я легче, меньше ростом, у меня короче руки и ноги. Партнеру проще меня поднимать, бросать. Я не могу сделать в матче с мужчиной все вещи, которые хочется, например, поднять его над головой, но я над этим работаю, мне кажется, будет очень эффектно. Гиммик тоже накладывает ограничения: я не могу поступить подло, ударить сзади. Может, мне бы и хотелось, но Ангара будет явно против.

Помню свой первый выход — самый запоминающийся. Зал меня очень поддерживал. За это спасибо моему замечательному партнеру, который играл злобного капиталистического менеджера. У нас было сразу два конфликта: идеологический и гендерный, он периодически кричал: «Бабе место на кухне!» А зрители удивлялись и радовались: «Ой, девочка! Смотрите, что она может!»


Виктор Жнец

24 лет, секретный гиммик

Несколько лет я занимался гиревым спортом и американским футболом, потом получил травму, из-за которой с футболом пришлось завязать. Тогда начал искать новые возможности — пришел в рестлинг по объявлению и остался. Попав на первую тренировку, даже не успел осознать свои впечатления, потому что нужно было делать что-то, к чему я не привык. Сначала голова соображала плохо, но потом потихоньку начал ассимилироваться.

Я пытался придумать свой отдельный образ, но оказалось, что есть некий секретный гиммик, который полностью готов и ждет меня. Выступаю я в маске. Гиммик обязывает меня в жизни быть совершенно не похожим на себя на арене. В идеале я даже не должен быть знаком с тем, кто я на ринге. И никто вокруг не должен знать, кто я на ринге. Хочется всем рассказать, но мне этого делать нельзя.


Гиммик обязывает меня в жизни быть совершенно не похожим на себя на арене. 
И никто вокруг не должен знать, кто я на ринге


Мне не нравится делить зрителей на категории по возрасту. Кто-то болеет, кричит; кто-то молча сидит и смотрит; кто-то записывает, кто где налажал. С теми людьми, которые хотят играть, тоже хочется играть. В основном выступаешь ради них. У меня в принципе нет больших амбиций в рестлинге — просто хочется выступать в любом шоу, которое подвернется. В этом смысл.


Сергей Воробьев

36 лет, гиммик — Алекс Мальта

В рестлинг я пришел далеко не новичком. За моими плечами хорошая школа отечественного бокса. Сейчас тренируюсь в атлетическом зале. Поставленные удары руками и понимание техники удара помогают аккуратно и красиво работать на арене. Меня всегда привлекали атлеты и борцы конца XIX — начала XX столетия. Неторопливая, вальяжная походка, почти прогулка по арене. Агрессивность и проявление характера во время схватки. И я решил разбавить пеструю массу рестлеров кем-то, кто ведет себя как классический борец прошлого. Оставалось добавить имя. Вы только вслушайтесь: Алекс Мальта! Этакое название непреодолимой преграды.

Моя дочь тоже занимается спортом, ходит в секцию дзюдо. Посещение рестлинг-шоу подстегивает ее желание заниматься единоборствами. Ведь на шоу борьба представлена в более ярких красках, чем на занятиях в секции. Тем более что на арене борется ее отец. Правда, пришлось объяснить, что, прежде чем выйти на арену, нужно много и хорошо трудиться. Вообще болельщик она отличный — всегда за меня переживает. Мне в принципе интересно наблюдать за реакцией детей на рестлинге. В их глазах столько ожидания чуда. Когда на ринге идет бой, детским эмоциям просто нет предела.


Заняться бы этим лет десять — пятнадцать тому назад, можно было бы рассуждать о перспективах. А сейчас я стараюсь сделать все от меня зависящее для самореализации и популяризации этого вида спорта в России


Я пока не принимал участия в хардкорных боях. И не горю большим желанием. Борьба — это искусство, бокс — это искусство фехтования на кулаках. Так меня учили, и я доверяю мнению моих учителей. Если по телевизору показывают романтический фильм, его могут посмотреть всей семьей; если порно, то телевизор выключают. Так же и в рестлинге. Борьбу смотрят, даже если она жестока и в процессе схватки проливается кровь. Но когда кровь пускают нарочно, это отвратительно. Это заставляет задуматься о психическом здоровье самих спортсменов и людей, которые этим восторгаются.

Все-таки рестлинг для меня хобби, да и пришел я в него довольно поздно. Заняться бы этим лет десять — пятнадцать тому назад, можно было бы рассуждать о перспективах. А сейчас я стараюсь сделать все от меня зависящее для самореализации и популяризации этого вида спорта в России.