Никому из нас не хотелось бы оказаться рядом с человеком, который вопит, кричит, раздражается и впадает в ярость, не пуская руки в ход только потому, что знает, что так нельзя. А вот с детьми, считают многие, так можно. К сожалению, люди часто забывают о том, что в подобных ситуациях дети тоже оказываются жертвами деспотизма и чувствуют себя такими же бессильными и униженными, как почувствовали бы себя мы. Ребёнок, на которого накричали, которого дернули за руку, подросток, которого унизили, начинает хуже к себе относиться. У таких детей самооценка становится очень низкой, от этого они хуже себя чувствуют и их отношения с родителями складываются далеко не так идеально, как хотелось бы родителям, — возможно, как раз потому, что родителям чего-то не хватает, чего-то, что по-настоящему имело бы воспитательную ценность.

Странные взрослые

Вплоть до десяти лет ребёнок старается подчиняться взрослым и их требованиям. Проблемы появляются, когда эти требования неясны, то есть их сложно понять, потому что они сформулированы слишком широко или, наоборот, слишком фрагментарно. Причин этому немало: с одной стороны, родители часто не согласны друг с другом в вопросах воспитания, с другой — многие родители неправильно оценивают детскую способность к восприятию. 

Четырёхлетнему ребёнку чего-то не разрешают или сообщают о чём-то важном, не поставив в известность другого родителя, который узнаёт об этом случайно и чувствует, что его родительская функция ущемлена. Тогда парадоксальным образом отец и мать вступают в конфликт друг с другом, и ребёнок не понимает, что происходит, и буквально не может сообразить, кого из родителей он должен слушать. Классический пример: мать, имея на то свои причины, запретила ребёнку включать телевизор. Вечером отец, не знающий об этом запрете, возвращается с работы, и сын или дочь спрашивает: «Папа, можно я посмотрю мультики?» Отец рад доставить ребёнку удовольствие: «Да, конечно!» Раздражённая мать вмешивается, отменяет отцовское разрешение и на повышенных тонах обращается к обоим: «Нет! Он сегодня безобразно себя вёл! Сплошные капризы! Никаких мультиков сегодня. А ты, — поворачивается она к отцу, — не лезь!»