В галерее «Риджина» открылась первая в России персональная выставка британской художницы Роуз Вайли — одной из главных находок западной арт-сцены последних лет.

Всю жизнь Вайли прожила в графстве Кент, училась в местном арт-колледже, в 45 поступила в лондонский Royal College of Art, но выставляться начала лишь четыре года назад — когда ей исполнилось 74 года. С тех пор она успела войти в число финалистов престижной английской премии, а недавно стала единственной англичанкой, включенной в экспозицию Women to Watch вашингтонского музея современного искусства. Ее работы видел Берлин, Сеул и Нью-Йорк, а мировые арт-критики ставят ее в один ряд с такими мастерами неоэкспрессионизма как Жан-Мишель Баския и Дональд Бехлер.

 

Два года назад Роуз Вайли создала принты для марки Сиенны Миллер Twenty8Twelve.

На выставке представлено 12 огромных холстов, самый старый из которых, Rosemount, датирован 1999 годом — в честь этой работы озаглавлена вся выставка, и это же название родной деревни художницы. На картине — схематичная карта местности времен Второй мировой; на фабрику падают бомбы, рядом не дремлет всевидящее око. На другом полотне — дрим-тим художницы: Руни, Оуэн и другие звезды футбола бегают по полю в желтых костюмах. Еще на картинах в «Риджине» много сладостей, невесты с фатой и символ Берлина.

 

Интервью: Художник Тарин Саймон о границах, иронии и кодах доступа

Набор кодов живописи Вайли несложно расшифровать. Это все, что она видит вокруг: звезды спорта и ТВ, кинематограф, известные медийные истории. В ее работах затрагиваются проблемы, которые волнуют нас именно сейчас — обожествление культа тела, ожирение, пресыщенность жизнью, звездная болезнь. Это псевдонаивный взгляд ироничного взрослого, обладающего бесценным жизненным опытом и вдобавок прекрасным знанием истории искусства. Все это художница пропускает через себя и выдает в свойственной ей манере наивной живописи: рисунки Вайли впитали в себя как манеру письма Эль Греко, так и анимационную стилистику South Park.