«Рай», «Три икса: Мировое господство», «Иллюзия любви» Алиса Таёжная выносит вердикт новинкам проката
«Рай»
Режиссер
Андрей Кончаловский
В ролях
Юлия Высоцкая, Питер Курт, Филипп Дюкен, Виктор Сухоруков, Вера Воронкова
Камерная мелодрама Андрея Кончаловского о концентрационном лагере — «Серебряный лев» в Венеции и российский выдвиженец на «Оскар» этого года. Юлия Высоцкая играет Ольгу Каменскую — русскую эмигрантку и княгиню, пойманную во времена оккупации во Франции за сокрытие еврейских детей. Другие герои — с виду безобидный обыватель из полиции, проводивший допрос Каменской и договорившийся с ней о сексе в обмен на пощаду, и немецкий аристократ, нашедший себя в СС в смутные времена и верящий в немецкий рай, от которого далек мир 40-х. Черно-белый фильм построен как допрос, исповедь или интервью анониму, где трое героев вспоминают друг друга и знаковые моменты жизни. У каждого есть своя вера и свои привязанности, будь то нежная юношеская дружба, любовь к Брамсу или прогулки с сыном по влажному лесу.
«Рай» получился поровну дидактическим и проникновенным, и если половина сцен действительно погружают в морок деспотичного режима, то вторая половина напоминает, что перед нами — артисты, читающие роли. Непонятно, как вести себя зрителю, только поверившему актерам, если в следующей сцене они нарушают всю хрупкость персонажей и штурмуют камеру, хотя ни интонация, ни история этого не требуют. При этом сильные стороны «Рая» остаются на глубине — дистанция при изображении барачной жизни и будничной немецкой коррупции, хвастовство статистикой (гордое признание коменданта: «Нужно селить по 700 человек в барак, а нам удается вместить аж
1 200!»), легкие (даже слишком) аналогии рая сталинского и гитлеровского, а также трехголосие языков — русского, французского и немецкого, — в котором каждый пересказывает национальную трагедию потерянности, подчинения и неравенства.
Совершенно особенную роль играет Вера Воронкова — старшая по бараку еврейка Роза, местный тиран и жертва, в которой узнаются лагерные типажи выживающих из прозы Шаламова и Солженицына. Была толпа людей — стала груда ботинок, об этом снято слишком много фильмов.
«Рай» сильно портит финал с вердиктом, сводящим все неуловимое, неоднозначное и трудное в нескольких жизнях до параграфа в учебнике.
Смотреть? Да
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.