«Молчание» и «Притяжение» Новый Мартин Скорсезе и инопланетяне в Чертанове: Алиса Таёжная выносит вердикт новинкам проката
«Молчание»
Silence
Режиссер
Мартин Скорсезе
В ролях
Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано
Масштабный, затянутый, хмурый и негромкий фильм Мартина Скорсезе — полная противоположность игривому, залихватскому и очень смешному «Волку с Уолл-стрит» его же авторства. История о португальских иезуитах в поисках наставника в Японии XVII века — неторопливый эпос о жестокости, власти и самолюбии, который Скорсезе мечтал снять с конца 80-х.
Двое католических священников в исполнении Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера отправляются в далекую Японию, чтобы очистить репутацию воспитавшего их учителя (Лиам Нисон). Говорят, он отказался от Христа, женился на японке и довольствуется местной придворной жизнью. В Японии подозреваемых в христианских практиках преследуют и истязают — мучения плоти Скорсезе показывает очень пристально: от пыток кипятком и обезвоживанием до многодневного распятия в море. Для местных чиновников христианство — это религия колонистов с неизбежными политическими последствиями для страны. Как говорит местный политик, лучше взять в жены одну преданную местную, чем крутить романы с четырьмя иностранными куртизанками. Остров обступили флоты голландцев, португальцев и британцев, и для местного правительства пытки иноверцев — единственный способ сохранить идентичность. Духовное путешествие священников в страну, на языке которой они едва говорят, не обещает радостных открытий, но куда страшнее усомниться в корнях собственной веры. А что если мессианство — плод собственной гордыни?
Трудно советовать нового Скорсезе тем, кто пойдет на фильм за захватывающим историческим кино: «Молчание» медлительно, нерешительно и неубедительно в принципиальных моментах. Его можно даже назвать скучным, и не столько из-за хронометража, сколько из-за обильных повторений — существуют десятки трехчасовых фильмов, в течение которых замирает дыхание. Еще труднее рекомендовать его фанатам самых известных фильмов режиссера: «Молчание» смотрится блекло на фоне десятка триумфов одного из главных людей в современном кино. Догматизм обеих сторон выглядит натужно и вяло, а реплики об искуплении и страданиях идут Гарфилду, Драйверу и Нисону, как, простите, корове седло. В первую очередь они похудевшие, хорошо знакомые кинозвезды, и путешествие во времени им явно не удалось. И здесь действительно монотонно, долго и беспощадно мучают людей: в маскулинной картине столько отчужденного насилия и принуждения, что вечер в кино может стать травмирующим опытом. С Дрейером и Куросавой в голове (режиссер признается им в любви с юного возраста) Скорсезе пытался снять кино погружения, и главная удача фильма — это, вероятно, операторское совершенство Родриго Прието, принесшее «Молчанию» единственную номинацию на грядущий «Оскар».
Однако «Молчание» — ровно тот случай, когда не самый удачный фильм режиссера захочет посмотреть каждый второй. Скорсезе уже в том возрасте, что каждый его опыт на вес золота, а вопросов после титров предостаточно. Как получилось, что именно эту ленту Скорсезе вынашивал почти 30 лет? Что заставило решить, что Гарфилд и Драйвер сойдут за миссионеров из Португалии? Почему в фильме так много ломаного английского, когда речь о Японии и Португалии? И почему европейцы выглядят живыми, страдающими и рефлексирующими, тогда как японцы смотрят и корчатся, как малопонятные Другие? В «Молчании» есть над чем подумать и чему удивиться: хронометраж в 2 часа 40 минут позволяет успеть все.
Смотреть? Да
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.