Новый Триер, отличный вестерн с Хоакином Фениксом и неудачные «Хроники хищных городов» Рассказываем о новинках кинопроката
Текст
«Дом, который построил Джек»
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Мэтт Диллон, Бруно Ганц, Ума Турман и другие
Местами смешной, местами страшный, местами очень пафосный Триер — о насилии, без которого нельзя представить человека
Джек (Мэтт Диллон) всегда хотел быть архитектором, но стал инженером. Он исповедуется Верджу (Бруно Ганц) о том, куда эта фрустрация его завела — в мир серийных убийств, где он 12 лет разделывался с десятками неудачливых, глупых и самонадеянных людей. Из летописи маниакальных похождений Джек выбирает пять показательных случаев. Наглая попутчица с поломанной машиной (Ума Турман), много раз шутившая о том, что садится пассажиркой к настоящему маньяку. Доверчивая селянка (Сиобэн Фэллон Хоган), которую можно было убивать на глазах всей округи, и это все равно не вызывало подозрений. Мать двоих детей (Софи Гробель), на которых Джек устроил натуральную охоту. Вульгарная простушка Симпл (гомерически смешная Райли Кью), которую Джек пугает и мучительно убивает. Иногда среди его жертв, трупы которых он сваливает в большой холодильник, встречаются мужчины, но смотреть на это куда менее занимательно.
Параллельно Джек рисует проект дома мечты, который никак не может закончить: ему не нравится структура, материал, исполнение — дом до поры до времени остается только на бумаге и в виде недостроенного каркаса на необитаемом берегу. Джек рассказывает Верджу (да-да, мы поняли) о детстве, любви к музыке и обсессивно-компульсивном расстройстве, об утенке, в конце концов. Как каждый маньяк, он мечтал, чтобы его поймали, поэтому все свои преступления совершал на виду, но убийства Джека окружающие не видят в упор — кретины тут все: и жертвы, и свидетели. Джек излагает свою концепцию мироустройства: «Если ты хищник, то сам решаешь, каким животным жить в твоем лесу».
«Джек» подавался как итоговая работа Ларса фон Триера. Таковым этот фильм и является: помимо цитат из прошлых картин, уже использованных много лет назад метафор и исповедального монолога (который прибыл в сценарий «Джека» напрямую из «Нимфоманки»), режиссер еще раз и с выражением проговаривает то, что не скрывал в прошлом. Он против цензуры, не боится насилия и груды мертвецов, считает большинство всегда неправым и презрительно относится к инженерам, вообразившим себя архитекторами (и самокритично считает каждого режиссера таковым).
«Джек» красивый — небольшие кусочки красного будут разбросаны по деталям всего фильма: от бейсболок до домкрата. «Джек» литературный — он написан, а потом прочитан, но никак не рассказан. «Джек» занудный — примерно всегда понятно, что случится дальше. «Джек» бесхитростный — в нем в глаза лезет все уже снятое и сказанное Триером и всеми, кем он восхищается. Это не мучительные «Забавные игры», а аттракцион насилия, где эмпатия у зрителя может не включиться — тела действительно рано или поздно складываются в натюрморт в эстетике братьев Чемпен.
Нового Ларса проще всего упрекнуть в самоповторах и отсутствии иронии, но он все еще слишком тонкий мастер, чтобы два с половиной часа страдать нарциссизмом в компании пары сотен человек из съемочной команды. Триер обнажает изобретенные им когда-то приемы, которые не работают, сам разгуливает с окровавленным лицом и в желтом плаще по территории современного кино и объясняет, что он натворил. Автор, давно живущий в постиронии, он включает в фильм слайд «Двойной удар Господина Изысканность».
«Синекдоха, Нью-Йорк», но с реками крови, «Джек» — длинная версия короткого и одного из самых удачных фильмов фон Триера из альманаха «У каждого свое кино»: автор с топором в зрительном зале говорит только что разрубленному болтуну, что работа режиссера — убивать людей. Если до сих пор никто этого не понял, Триеру нетрудно повторить.
Смотреть? Да
«Братья Систерс»
Режиссер: Жак Одиар
В ролях: Джон Си Райли, Хоакин Феникс
Фильм вышел в российский прокат 29 ноября
Неторопливый, смешной, очень умный вестерн о мужской дружбе и нежности — первый американский фильм великого Жака Одиара
Головорезы Систерс — старший Илай (Джон Си Райли) и младший Чарли (Хоакин Феникс с тем самым безумным взглядом) — известны на всю округу: на заказ они убивают людей пачками и без сожаления. Чаще всего они получают поручения от Командора: вот и сейчас из Орегона направляются в Калифорнию, чтобы перехватить некоего мистера Уорма (Риз Ахмед). В Америке в разгаре золотая лихорадка, и золотодобыча привлекает отчаянных мужчин, романтиков и просто неосторожных энтузиастов. За Уормом следит задумчивый бородач с привычкой вести дневник (Джейк Джилленхол): ему надлежит проводить его до Джексонвилля и передать Систерсам прямо в руки.
Пары идут друг за другом по пятам: Америка еще представляет собой девственные луга и неосвоенные горы — неотесанные местные отличаются верностью второй поправке и никуда не ходят без оружия, паля без всякого предупреждения из-за забора. По ночам старшему Систерсу снятся кошмары (позже мы узнаем, что неслучайно), он постоянно волнуется за ретивого брата с гонором, который напивается, лапает женщин и обожает наводить на всех страх. По логике времени, в этой истории должно быть много крови и трупов — они и будут, но Одиар разложит все так, что выстрелы прозвучат не в то время, кровь потечет не из тех, а смерть настигнет героев совсем не как ожидается.
В одиаровском кино очень много остроумия, осторожности и умения находить самое человечное в описании ходячих стереотипов. Младший брат-громила и старший брат-опекун, идеалист-ученый и авантюрист-путешественник — таких в вестернах сценаристы селили и убивали пачками. Одиар наполняет жанр воздухом — здесь очень много мужской сентиментальности и мало мачизма, здесь не пахнет четкостью «Банд Нью-Йорка» и суровым саспенсом Джона Хиллкоута. Экран захватывают бескрайние поля и горы — это скорее «Дни жатвы» с умеренными шутками или недавняя «Девица» без нарочитой пародии.
Братья Систерс в свободное от убийств время подкалывают друг друга и не слишком многозначительно говорят о пустяках. Один несет на себе бремя вершителя судеб, другой молится на подарок неизвестной леди. Двое мужчин, которых они преследуют, и вовсе меняют планы, проникнувшись долгожданным душевным родством. Никакой героической музыки и баталий, никакой «Дикой банды» и «Великолепной семерки»: только бескрайние поля вокруг братьев с забавной девичьей фамилией и моральной закон внутри них. Спойлер: головорезы братья Систерс — душки и лапочки — поселяются в сердце зрителей в финале как лучшие люди на земле.
Смотреть? Да
«Хроники хищных городов»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.