«Портрет девушки в огне»

Portrait de la jeune fille en feu

Режиссер

Селин Скьямма

В ролях

Ноэми Мерлан, Адель Энель, Луана Байрами, Валерия Голино

Во французское имение, где бурлит море и всегда дует холодный ветер, приезжает художница Марианна (Ноэми Мерлан). Для своего времени это редкое явление: тогда рисовали в основном мужчины. Марианне заказан портрет молодой девушки, дочери хозяев поместья Элоизы (Адель Энель, большая молодая звезда французского кино, снимающаяся как у братьев Дарденн, так и в драмах о Великой французской революции). Элоиза не отличается кротким нравом, в отличие от большинства знатных девушек на выданье.

Заказанный портрет — идея не случайная: нарисованную маслом Элоизу отправят в другую страну потенциальному жениху, чтобы он убедился, что ему нравится невеста — тогда и саму Элоизу отдадут замуж следующей посылкой. В конце XVIII века еще нет фотографии, и обмен портретами — распространенная практика между семействами, которые живут далеко: внешность будущей жены, а не ее человеческие качества влияют на положительное решение мужчины.

Сама Элоиза совершенно не хочет замуж и отказывается позировать. В напоминание о прошлом несостоявшемся заказе — незавершенный портрет Элоизы, где вместо лица — туманное пятно. Чтобы этого не повторилось, Марианну представляют как компаньонку — временную подружку в дневных прогулках и вечерних беседах у камина. Общаясь каждый день под надзором слуг и матери, Марианна и Элоиза подружатся, а потом и влюбятся друг в друга, но в предреволюционной Франции между женщинами возможны лишь украденные поцелуи и недолговечная страсть.

Селин Скьямма — в России цветок неизвестный, а во Франции — уже современный классик с чуткими и умными фильмами о том, легко ли быть девушкой во все времена. Фильм, прославивший в том числе Адель Энель, «Водяные лилии», перед или после «Портрета…» стоит посмотреть обязательно. А сразу следом «Девичество» — о группе чернокожих француженок в пору взросления во Франции XXI века — вот вам современная Европа без шансонье, Монмартра и проблем белых людей.

Мелодрама о неразрешенной любви во Франции перед революцией — долго готовившийся фильм Скьямма, но не про старинные интерьеры и развевающиеся платья. Как всегда, режиссера занимают полутона в мимике и движениях, когда человек вот-вот собирается раскрыть себя, свои секреты и настоящие стремления. «Портрет...» — интимное кино об осторожном движении навстречу, в котором инициатива мягко переходит от одной героини к другой, где главное действующее лицо — ветер и пустота дорогих комнат, а люди и их потребности разбросаны пылинками в мире исторических условностей. Человек подчиняется эпохе, частное задавливается общим.

Ближайший аналог «Портрета...» — «Франц» Франсуа Озона, где картина маслом тоже работает как ключ к разгадке истории неслучившейся любви. Показанный в Каннах и получивший благоприятную критику, «Портрет...», однако, может быть мучительным: ведь его фокус — в недосказанностях и недоделанностях, на несколько минут набирается с горстку реплик, а персонажи живут в антисовременном темпе пауз и долгих планов. Мелодрама напоминает ожившее барочное полотно, перед которым можно на час замереть в музее, а можно пройти мимо, приняв за типичный продукт времени. Скьямма требует внимания и въедливости, женской оптики и зрительской готовности раниться вместе с героинями, и заставить аудиторию приложить такие усилия очень трудно.


Смотреть? Возможно


обложка: «ПРОвзгляд»