The Village запускает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии будут советовать кино и сериалы, вдохновляющие их самих. Впереди — рекомендации операторов и художников по костюмам, гримёров и авторов саундтреков. В первом же выпуске о своих любимых телешоу рассказывают сценаристы отечественных сериалов.

   

Елена Ванина

сериалы «Завтра», «Квест», «Лондонград»

Сюда не вошли многие работы, которые я люблю всю жизнь и пересматриваю регулярно. Ну, просто потому что кто не любит «Твин Пикс» или «Секретные материалы»? Этот список тоже довольно очевидный, но в нём те сериалы, про которые я в последнее время думала по тем или иным причинам.

«Война и мир» BBC. У меня есть чёткое ощущение, что британцы в последнее время чувствуют русскую классику лучше, чем мы сами. И если сначала «Война и мир» кажется слегка лубочной, то к концу понимаешь, что всё, что в это произведение было заложено Толстым, там случилось. И даже точнее, чем ты рассчитывал. Отдельное спасибо за песню «Ох, горе-горюшко», замешанную с электронными битами.

Оба сезона «Краха». Отличный пример нового подхода к персонажам, когда и антагонист, и протагонист одинаково патологичны и одинаково привлекательны. На Джиллиан Андерсон можно было бы смотреть часами, даже если бы она просто мыла посуду, но здесь она особенно хороша.

«Больница Никербокер». Про этот сериал даже и говорить нечего. Всё уже сто раз сказали. Содербергу удалось всех ловко обхитрить. Первый сезон мы смотрели и охали: «Как снято, какая музыка, какой монтаж, какой Клайв Оуэн!» А потом добавляли: «Вот ведь, даже обычная мыльная опера может быть сделана как шедевр». В конце второго сезона все драматические линии неожиданно вышли на такой уровень точности и остроты, что осталось лишь ещё раз повторить: Содерберг — гений.

«Книжный магазин Блэка». Простой и очень иронично написанный британский сериал про мрачного, циничного и сильно пьющего владельца книжного магазина, которого играет Дилан Моран. Кажется, что здесь нет ничего особенного, но мне в России очень не хватает абсурдных историй про простых парней, которые пьют в соседнем баре. Ничего сверхдраматичного, снято за три копейки, но написано и сыграно так, что оторваться невозможно.

«Мост». Хоть мода на скандинавские холодные сериалы уже проходит, датский оригинал я очень люблю. Не в последнюю очередь потому, что создатели не побоялись сделать главную героиню настолько странной и даже отталкивающей на первый взгляд. У нас такое почти невозможно. Всем кажется, что зритель не оценит и не поймёт. Хотите, чтобы был кто-то странный? Давайте сделаем странную подругу. Но не главного героя.

«Хорошая жена». Этот сериал в принципе можно разбирать на учебники по драматургии. Всё точно, кейсы почти не повторяются, и это при том, сколько их было. Главное, что сериал — вертикально-горизонтальный: там одинаково важны и кейсы, которые есть в каждой серии, и линии персонажей, которые тянутся из сезона в сезон. Авторы удерживают и то и другое на невероятном уровне.

«Любовники». Очень хороший пример того, как совсем простая на первый взгляд в смысле драматургии история может работать и держать внимание зрителя. Израильтянам такие вообще удаются на отлично. Казалось бы, чего проще — на одно и то же происшествие всегда есть как минимум два взгляда, её и его версия. Но тут эти версии рассказаны так, что уже хотелось бы оторваться, а не получается.

«Гуща событий». Такой сериал мог появиться только в Великобритании. Сказать, что в России не хватает политических сериалов, — значит не сказать ничего. Мы с Романом Волобуевым даже попытались написать один, но жизнь у него была краткой, хоть и яркой. И вдохновлял нас главным образом именно этот британский комедийный сериал. Про крошечный отдел в британском правительстве, который даже такое простое задание, как озеленение газона, умудряется превратить в катастрофу вселенского масштаба.

«Озабоченные, или Любовь зла». Тут всё довольно просто. Я очень часто и очень громко смеялась. У Хлебникова и Слепакова получились крутейшие персонажи, в которых узнаёшь людей, которые живут вокруг тебя. Для российских сериалов это редкость. Это не какие-то условные жанровые герои, не откровенно комедийные ребята из ситкомов, а слегка нелепые, слегка неловкие, не очень удачливые люди, которым хочется сопереживать и за которыми интересно наблюдать.

«Мастера секса». Не могу сказать, что с точки зрения драматургии этот сериал выдающийся, но, во-первых, там есть Лиззи Каплан. Пожалуйста, снимайте Лиззи Каплан везде и всегда. Во-вторых, у её партнёра Майкла Шина удивительная харизма. В первых сериях ты думаешь: «Господи, что это?» А потом влюбляешься. Ну и потом, сериал, где секс разбирают по кирпичикам, — это просто интересно.

   

Дмитрий Константинов

фильм «Я остаюсь», сериалы «Доктор Тырса», «Линии судьбы», «Оттепель»

Сейчас те, кто любит истории с хорошей драматургией, яркими характерами и глубокой психологией, с удовольствием смотрят лучшие западные шоу. В сериалах такие истории встречаются всё чаще, а в полнометражном кино всё реже. Лучшие драматурги на Западе работают в основном над сериалами. Да и лучшие режиссёры в последние годы потянулись на телевидение. Хороших сериалов много — всех не перечислишь. Из моих самых любимых: «Клан Сопрано», «Клиент всегда мёртв», «Дэдвуд», «Безумцы», «Агенты Щ.И.Т.», «Босс», «Мост», «Оливия Киттеридж»... Конечно, между западной сериальной индустрией и нашей — гигантская пропасть. Ситуация усугубляется тем, что у нас перед глазами мелькает весь сериальный мусор, который выходит на экраны, а из зарубежных мы смотрим проекты, уже прошедшие какой-то зрительский отбор. 

Но и у нас порой делают очень достойные, качественные сериалы. В первую очередь вспоминаю «Закон» Александра Велединского, «Женщины в игре без правил» Юрия Мороза, «Переводчика» Андрея Прошкина, «Доктора Живаго» Александра Прошкина, «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Небесный суд» Алёны Званцовой, «Курсантов» Андрея Кавуна. Даже в этом телесезоне уже вышел сериал, который мне понравился, — «Озабоченные, или Любовь зла» Бориса Хлебникова.

   

Лилия Ким

сериалы «Крем», «Попытка Веры», «Судьба на выбор»

На данный момент я фанат трёх сериалов: «Нарко», «Мистер Робот» и «Мотель Бейтса». Первый — история войны агентов DEA против Пабло Эскобара, второй — про аутичного хакера, который использует свои выдающиеся способности, чтобы помогать людям. И третий — это развёрнутый приквел к фильму «Психо» с момента покупки Бейтсами мотеля. 

Во всех трёх абсолютно непредсказуемые главные герои. Каждый гениален и настолько сложен, что за ним можно наблюдать бесконечно. Из российских работ в последнее время мне больше всего понравился сериал «Озабоченные» по сценарию Ирины Денежкиной и Семёна Слепакова.

   

Мария Зелинская

 фильмы «Шавка», «Шум крови», преподаватель Московской школы нового кино

«Грейспойнт» (американская версия британского шоу «Убийство на пляже») и «Настоящий детектив» — атмосферные горизонтальные сериалы-расследования, где главный герой обладает тёмным, загадочным и чуть ли не преступным характером.

«Крах» продолжает эту линию, здесь главная героиня — женщина, у которой с убийцей гораздо больше общего, чем она предполагала. Мы с первой серии знаем, кто преступник, тем не менее схватка женщины-детектива и воплощения зла, которое прячется в успешном психоаналитике, не отпускает ни на секунду. Первый сезон «Фарго» построен по тому же принципу: зло показывает лицо с первых минут, однако на первый план выходит не столько само расследование, сколько становление мужчины как силы, которая должна остановить убийцу.

«Любовники» — уникальный структурно сериал про отношения. Половина серии рассказывается от лица мужчины, половина — от женщины. Мы видим две точки зрения на одно и то же событие.

«Моими глазами» — российский мистический сериал, где работа с формой производит колоссальное впечатление. Каждый эпизод представлен от лица одного из его участников — камера закреплена на голове у героя, и мы видим ужасы произошедшего глазами всегда нового человека. Не зря шоу купили американцы.

«Сладкая жизнь» и «Измены» — попытка анализа современной действительности и определения героя, который живёт здесь и сейчас и вынужден сталкиваться с сиюминутными трудностями и проблемами. Впервые после долгих лет на отечественном телевидении стали появляться люди нашего времени.

«Метод» — несмотря на некоторые вопросы к главной героине, это достойный продукт, сделанный максимально честно: в основе сценария лежат реальные дела российских серийных убийц. Сериал ругают за подражание «Декстеру», но, на мой взгляд, наши авторы пошли дальше, потому что нашли мужество отказаться от декстерского «робингудства» и заявить своего героя как лучшего друга и помощника всех маньяков. Он — наш проводник по патологическому миру, что само по себе уже нонсенс.

   

Олег Маловичко

фильмы «Ёлки», «Призрак», сериал «Метод»

Из последних проектов мне нравятся «Фарго», «Счастливая долина», «Лучше звоните Солу», «Чокнутая бывшая», «Силиконовая долина», «Рик и Морти». Они здорово написаны и собраны, хорошо сбалансированы форма и сущность. Формат не довлеет, а помогает креативности расцвести. К зрительскому удовольствию добавляется дополнительный кайф, когда понимаешь, как работают внутренние механизмы.

   

Дарья Грацевич

сериал «Измены»

Самые любимые драматические сериалы — «Анатомия страсти», «Хорошая жена», «Аббатство Даунтон» и «Любовники». Мне нравится глубина проработки образов, качество драматических линий и неторопливый темп с внутренним напряжением. Любимые комедийные сериалы: «Теория Большого взрыва» и «Мамаша». В ситкомах, конечно, больше всего привлекают потрясающие фигуры речи — смотрю только на языке оригинала, иначе теряется половина смысла. Из отечественных сериалов я с большим интересом посмотрела «Сладкую жизнь», «Метод» и «Озабоченных».

   

обложка: кадр из сериала «Озабоченные, или Любовь зла»