У Лил Узи Верта все в порядке с деньгами, одеждой, машинами, женщинами — об этом он и читает в своем новом альбоме. В одном из треков он сравнивает свою жизнь с мультфильмом, поэтому нет ничего удивительного в том, сколько отсылок именно к детской поре можно найти на «Eternal Atake»: к старым передачам, книгам, явлениям 20-летней давности. Не вызывает поэтому особого удивления и дурацкая совершенно идея сделать альбом концептуальным при помощи того, что в конце половины треков музыкант говорит: «Что за хрень?» — и пытается доказать нам, что видел инопланетян. Это анимационный сюжет (и одновременно полный ностальгии по «Секретным материалам», которые Узи явно смотрел в детстве) — и потому в его условности даже есть некоторое очарование.

Текст

Артем Макарский

В своей вступительной колонке серии «Резонансная частота» критик Марк Ричардсон писал почти 20 лет назад о том, что в хип-хопе слова не важны, по крайней мере, ему казалось, что интонации, с которыми они брошены, куда важнее. Действительно, современный хип-хоп можно трактовать именно так: как текст, в котором важны внетекстовые вещи, будь то интонация, повторение сказанного или адлиб. В котором концепция альбома может быть сильнее результата — но, безусловно, это можно применить не ко всякому.

Не ко всякому, но к Узи, пожалуй, лучше применить: именно в том, как он, заговаривая, повторяет «Баленси», в том, как он меняет по слову-двум в однотипной строчке, можно найти красоту, как и в том, как он на разные голоса пытается рассказать свою историю, перенасыщенную названиями брендов, в том числе оружейных, однотипными описаниями секса и всяческой бравады, есть своя красота и свое упорство. Та легкость, с которой он цитирует группу Migos или читает о том, что хорошо бы слушателю понимать его отсылки (Узи просто упоминает реку Нил), не может не заразить — и многое при помощи нее прощается.

Например, чудовищные местами тексты — альбом, тематически разделенный на три части, больше всего страдает в последней, в которой Верт становится собственно Узи. «Я могу гей-девушку сделать натуралкой» и «Я убил свою девушку, поэтому я одинок» — примерно до такого уровня музыкант опускается под конец. Однако именно в конце можно найти одну из самых интересных песен на «Eternal Atake», «P2», тематическое и мелодическое продолжение его главного хита «XO Tour Llif3»: в нем он читает о том, насколько деструктивными на тот момент были его отношения и что к той жизни он не очень хочет возвращаться. Расставанию с той девушкой посвящены еще несколько песен из второй части, в которой рэпер предстает романтиком Рендзи. Романтика эта довольно условна, но чувства настоящие — пожалуй, именно здесь лучше всего проявляется Узи, для которого болезненное расставание действительно оказалось одним из самых важных поворотов.

Неудивительно, что именно в этой части лучше всего себя чувствуют и битмейкеры, работавшие с рэпером, с песни «I’m Sorry» до песни «Prices» обрамляющие биты слегка отдаленными на задний план деталями разного плана: от вокала Арианы Гранде и транс-клавишных до гитары и хора — на них Узи выглядит интереснее всего. Эта доля романтики остается с ним и на треке «Urgency», одной из самых лиричных песен на альбоме, после чего он снова пускается в классическую для рэпера браваду. Самым радикальным при этом на альбоме можно считать бонус-трек, выпущенную ранее песню «Futsal Shuffle 2020» с ее назойливыми, отвлекающими от самого Верта, евродэнсовыми синтезаторами; недалеко от нее ушла «You Better Move», почти полностью построенная на звуках виндоусовского пинболла и их взаимодействии с паузами и нарочной тишиной.

То, чего намеренно избегает в своих треках Лил Узи Верт, — это то, насколько сложно ему было собственно выпустить альбом, первый за три года. Он неоднократно ругался с лейблом, не дававшим ему выпустить музыку, это сейчас ситуация довольно популярная — так было, например, с Меган Сталлион и Tyga. Постоянные сливы треков заставляли его записывать огромное количество нового материала, заставляли постоянно меняться — от того возникли, скорее всего, и все эти выдумки с новыми альтер эго и концепцией. «Eternal Atake» — это альбом, вышедший скорее вопреки, а не благодаря чему-то, поэтому, в общем-то, Лил Узи Верт действительно победитель, отвоевавший себе права на любую браваду. На нем можно найти и довольно радикальные для жанра инструменталы, и интересные ходы — но именно его история, его интонации, его выбор слов делают альбом таким захватывающим: когда его спрашивают в твиттере фанаты, правда ли первая половина альбома такая быстрая, чтобы у слушателя возникло ощущение полета на ракете, он отвечает лишь «ЙЕССССС». Правда ли так придумал, или всего лишь понравилось чужое сравнение — уже просто не важно; так и работают большие артисты.


обложка: Atlantic Recording Corporation