Текст: Ваня Демидкин

«Два перстня»

Премьерные показы

Маршрут «Старухи»

Городской спектакль-променад на тексты Даниила Хармса возник на продюсерском факультете РГИСИ еще семь лет назад и с тех пор проводится каждое лето в новой версии. Каждый год для его создания собирают новую команду художников, актеров и организаторов (например, среди участников уже были режиссер «Театра. На вынос» Максим Карнаухов или создатель «Плохого театра» Дмитрий Крестьянкин). В этом году у каждого зрителя будет свой «Маршрут»: все получат на руки карты, где будут отмечены 24 локации и инструкции к ним. Спектакль начнется в центре Петербурга, а закончится в Лисьем Носу на берегу Финского залива.


Когда

16 июня

Где

центр Петербурга

Стоимость

от 100 рублей

«Сычевальня»

Цикл социокультурных проектов «Здесь и сейчас» на Новой сцене Александринки продолжает смена-лаборатория детского лагеря «Нить Ариадны». Прямо сейчас на берегу Ладожского озера режиссеры Иван Куркин, Артем Томилов и Мария Колосова помогают подросткам научиться говорить, используя театральные средства. В этом году организаторы сфокусировались на теме одиночества: «Одна из проблем одиночества в том, что оно порицается обществом. Если человек одинок, то все сразу смотрят на него с сожалением. Нам стало интересно, как ребята оценивают одиночество и что о нем думают, — такая живая реакция конкретных ребят со своими мыслями, проблемами, трудностями. Для сегодняшнего дня это забытая функция театра, которую стоит вернуть».


Когда

23 июня

Где

Новая сцена Александринского театра

Стоимость

бесплатно, по регистрации

«Два перстня»

В прошлом сезоне «Театр Post» выпустил трогательного «Диджея Павла» — спектакль, в основе которого лежат 11 композиций советской эстрады 80-х годов. Их новая работа — приквел той истории, состоящий из музыки предшествующего десятилетия, хореографии бытовых движений и необычного визуального ряда. Работой со звуком команда театра занимается почти в каждом спектакле: ставит лекции композитора Джона Кейджа и минималистские опыты Элвина Люсье, а их последняя премьера — «Хорошо темперированные грамоты» — и вовсе берет в оборот музыку Баха.


Когда

24 июня

Где

площадка «Скороход»

Стоимость

700 рублей

«Пиковая дама»

В пушкинской классике режиссер Евгения Сафонова вместе с художником Сергеем Илларионовым и композитором Олегом Гудачевым пытается открыть современное звучание текста, но обращаясь при этом не столько к сюжету, сколько к интерпретациям. Из всех последних работ Сафоновой в Петербурге эта ближе всего к тому, что она делала с «Аустерлицем» в БДТ — последовательно разбирая многослойный текст Зебальда.


Когда

17–18 июля

Где

Театр им. Ленсовета

Стоимость

360–5000 рублей

Гастроли «Театра.doc»

В Петербург привезут сразу два документальных спектакля московского режиссера Анастасии Патлай и драматурга Наны Гринштейн — «Выйти из шкафа» и «Кантград». Первый расскажет о гомосексуальности и каминг-аутах, а второй — о любви и людях в послевоенном Кёнигсберге-Калининграде. Это редкий инклюзивный опыт открытого и честного переживания острых тем в поле современного российского театра.


Когда

24–25 августа

Где

площадка «Скороход»

Стоимость

1200–1500 рублей

«Земля Нод»

Театральная олимпиада

«Формоза»

Исследование колониального наследия — очевидный тренд в современном искусстве и культуре. Азиатский хореограф и создатель Театра танца «Клауд Гейт» Лин Хвай-Мин везет в Петербург работу, название которой — имя, данное португальскими колонизаторами острову Тайвань. В своей хореографии Хвай-Мин обращается к истории страны и ее танцу, соединяя мифологию и фольклор с современной эстетикой, а боевые искусства — с медитацией и тай-чи.


Когда

22–23 июня

Где

Основная сцена Александринского театра

Стоимость

300–2500 рублей

«Земля Нод»

Команду из Антверпена, уже ставшую вполне известной в мировом театральном комьюнити, в Россию привозят впервые. Их спектакль — это тотальная инсталляция: зрители окажутся внутри готового к реконструкции пространства Галереи Рубенса Музея изящных искусств Антверпена. В западной прессе пишут, что FC Bergman в своих работах «соответствуют великим: мистическому натурализму Ромео Кастеллуччи, печальному абсурдизму Кристофа Марталера и танцевальной динамике Пины Бауш».


Когда

28–30 июня

Где

Центра дизайна Artplay

Стоимость

1500 рублей

«Эдип»

Режиссер спектакля Роберт Уилсон — одна из ключевых фигур в современном театре уже как минимум 30 лет: его работы есть почти во всех европейских странах, а в России он известен прежде всего по «Сказкам Пушкина» в московском Театре Наций и «Травиате», показанной на Дягилевском фестивале в Перми пару лет назад. Как и в большинстве своих работ, вокруг текста Софокла Уилсон создает герметичную вселенную, которая функционирует по законам света (одно из главных инструментов режиссера), движения и звука.


Когда

6–7 июля

Где

Балтийский дом

Стоимость

уточняется

«Тихий вечер танца»

Главный фокус вечера американского хореографа Уильяма Форсайта — семь танцовщиков, их профессиональная подготовка и мастерство. Форсайт часто работает с телом, его геометрией и выносливостью. Звуки движений, усиленные специальными микрофонами, станут полноправным аккомпанементом, наравне с минималистской музыкой Мортона Фелдмана и барочными произведениями Жан-Филиппа Рамо.


Когда

14–15 июля

Где

Михайловский театр

Стоимость

уточняется

«Пожалуйста, дальше (Гамлет)»

Фестиваль «Точка доступа»

В этом году V Летний фестиваль искусств «Точка доступа» сильно меняет свой формат: вместо большой международной программы спектаклей и перформансов в жанре сайт-специфик, то есть проходящих вне театрального зала, — свыше 25 набранных через open-call проектов российских художников и только четыре события в основной программе. Еще один заметный крен: переход от формы к содержанию, от спектаклей на рынке, вокзале или прогулочном катере — к осмыслению сеансов психотерапии, телефонных разговоров и органов чувств.

«Город теней»

Подробности маршрута нового спектакля Антон Адасинский — один из главных режиссеров физического театра 2010-х — не раскрывает даже организаторам фестиваля, но обещает зрителям ностальгическую экскурсию на автобусе по местам боевой славы визуального театра и перформанса. В своем видеоприглашении на спектакль он также загадочно говорит о тематике этой работы: память предметов и город, «где камни сильней человека».


Когда

16–17 июля

Где

Новая сцена Александринского театра

Стоимость

2500 рублей

«Пожалуйста, дальше (Гамлет)»

Компания Яна Дейвендака из Женевы предлагает российскому зрителю кое-что новое в своем спектакле — практику честного политического выбора и ответственности, которую он за собой несет. Всех участников, адаптирующих шекспировскую трагедию к российскому законодательству, можно разделить на три группы. В первой только три персонажа из пьесы — Гамлет, Офелия и Гертруда, которых играют соответственно Илья Дель, Алена Старостина и Роза Хайруллина. Во второй — судебный персонал: реальные прокуроры и адвокаты из Петербурга, разбирающие дело Гамлета-убийцы. И третья — собственно, зрители, которым выпадет возможность стать присяжными заседателями и решить, виновен ли герой.


Когда

19–21 июля

Где

Новая сцена Александринского театра

Стоимость

2500 рублей


Фотографии: обложка, 2 – Kurt van Der Elst / FC Bergman, 1 – Скороход, 3 – Magali Girardin / Théâtre Forum Meyrin