Несмотря на то, что многие маяки утратили своё практическое значение, интерес к ним не угасает благодаря их архитектуре, истории и ареолу морской романтики. В окрестностях Петербурга, в основном по берегам Ладожского озера и Финского залива, их десятки, а по некоторым даже начали устраивать экскурсии. The Village попросил путешественника и исследователя маяков Юрия Мацеевского выбрать самые интересные маршруты в обоих направлениях и узнал, как спланировать поездку самостоятельно. 

Юрий Мацеевский

руководитель творческого объединения «Клуб приключений и искусств „Природа России“», один из создателей выставки «Маяки русского севера»

 

Стороженский и Свирский маяк

 Ладожское озеро

Стороженский маяк — самый высокий в России и седьмой по высоте в мире. Он находится на юго-востоке Ладожского озера в деревне Сторожно.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Выезжать к маяку нужно с утра, в восемь-девять часов. Ищите кроссовер. Машина с низкой подвеской — не лучший выбор: на вашем пути будет 18-километровый участок лесной дороги и вы будете царапать днищем землю. Выезжаем из города по кольцевой на трассу М18 (Санкт-Петербург — Мурманск), через посёлок Волховстрой едем до села Паша — это практически 50 километров, не доезжая Лодейного Поля. В селе Паша вы поворачиваете на село Загубье, доезжаете до него и оттуда 18 километров едете до берега Ладоги, в деревню Сторожно. В общей сложности это 200 километров езды. Там же, кстати, находится самая старая на Ладоге церковь. Рядом — граница Нижне-Свирского заповедника, прекрасная природа, поют птицы.

После осмотра Стороженского маяка вы сможете совершить прогулку длительностью два часа по лесной тропинке до маяка Свирский. Он был построен в одно время со Стороженским в процессе освоения берегов Ладожского озера в 1905–1911 годах. Свирский маяк вдвое ниже, но очень интересен по своей архитектуре. Он не реконструировался с момента возведения башни, в отличие от Стороженского или Осиновецкого, но, несмотря на это, сохранился в лучшем состоянии. Вместе со Стороженским маяком он образует пару, которая имеет разное оптическое оборудование. После осмотра этого маяка можно возвращаться обратно по лесной тропе, к шести часам вечера вы вернётесь к Стороженскому маяку. Это самый лучший маршрут, который возможен вблизи Петербурга с минимальными затратами и максимальной отдачей.

 

Толбухин маяк

 Финский залив

Самый старый маяк России был построен спустя два года после основания Адмиралтейства по схематическому наброску Петра. Маяк очень красивый, это парадные ворота, которые соединяют Санкт-Петербург с Европой.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Сначала необходимо доехать до Кронштадта — на машине или автобусе. Выходите около форта Риф на остановке «Кронштадское кладбище» и идите полтора километра пешком в сторону форта. Затем есть два варианта. Более экономичный работает зимой, с конца января по начало марта, когда вы выходите на лёд и идёте на лыжах или без них до Толбухина маяка — это восемь километров пути. В летний период нужно располагать либо своим, либо нанятым плавсредством. Нанять его можно в Кронштадте, стоимость аренды составляет около шести тысяч рублей за пару часов.

Когда вы вернётесь, можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.

 

Маяк на заброшенном острове Сухо

 Ладожское озеро

 

Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.

Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть. 

 

 

Можно ли попасть на территорию маяка 

Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.

 

   

Фотографии: Юрий Мацеевский