Открытый российский фестиваль «Кинотавр», объявивший в этом году отдельный конкурс кинодебютантов, завершился в Сочи. Позади — 10 дней и 52 картины, представленных в трех конкурсах. Редакция The Village посмотрела все киноленты и, опираясь исключительно на свой вкус, делится отзывами на несколько картин, отвечающих ключевому замыслу 29-ого Кинотавра: «отражать современный культурный контекст и современное визуальное искусство».

«Война Анны»

режиссер Алексей Федорченко

История выживания, рассказанная за 75 минут почти без слов — стала первой работой, показанной в рамках конкурса. Картина о чудом спасшейся от расстрела шестилетней еврейской девочке, которая 2 года жила в дымоходе и видела окружающий ее мир через треснувшее зеркало над камином в немецкой комендатуре — одновременно трагичная и нежная, подкупающая с первых кадров. Мы увидели мощную и цельную драму о том, как сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях. Но настоящее независимое кино, сделанное Федорченко вместе со сценаристом Натальей Мещаниновой и чудеснейшим оператором Алишером Хамидходжаевым, почему-то прошло на фестивале мимо знаковых наград.

«Ван Гоги»

режиссер Сергей Ливнев

Картина больше получилась зрительской, нежели чисто фестивальной. Здесь, по словам самого режиссера, нет никакой жанровой или стилистической игры и тем более скрытых подтекстов — он просто говорит о неровных и запутанных взаимоотношениях отца и сына (известного дирижера и неудачливого художника), детских травмах, ужасах старения и угасания гения. Трогательный фильм с удачнейшим звуковым (специальный диплом имени Микаэла Таривердиева за лучшее музыкальное решение фильма) и визуальным рядом. Старый интеллигентский дом, в котором десятилетиями ничего не менялось: бытовые предметы и множественность вещей — прекрасный изобретательный коллаж. В тесном пространстве повседневности все на своем месте. И сам особняк очень похож на хозяина — статный и величественный, но с каждым днем дряхлеющий и увядающий в своем былом величии.

«История одного назначения»

режиссер Авдотья Смирнова

«История одного назначения», как крепкое жанровое кино, вплоть до последнего дня смотра справедливо претендовала на призы фестиваля. Пронзительный и трагический рассказ о том, как в пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит военное преступление. Молодой писарь, на которого стечением обстоятельств ложиться вся вина, грозит трибунал и расстрел. Колокольцев, гостивший в то время в Ясной Поляне, обращается за помощью к графу Толстому: тот решает выступить защитником невиновного солдата и во что бы то ни стало спасти его от смерти. Четвертая полнометражная картина режиссера по словам и критиков, и самой Смирновой — важнейший общественный посыл, где через историю из XIX века, она говорит со зрителем о сегодняшнем дне. Манифест без карикатурности и призыв без фальши — о милосердии и «милости падшим».  Картина получила приз им. г. Горина «За лучший сценарий».

«Дар»

режиссер Михаил Кукушкин

Иронический и балаганный «Дар» Михаила Кукшина — кино дебютное и вместе с тем забавное, доброе, светлое, анекдотичное. Это история о простом герое труда Толе Сидорове, внезапно обнаружившем у себя уникальнейшую способность: писать портреты — просто струей мочи по белому снегу. Не натужная, не пошлая, легкая сатирическая новелла с единственным фантастическим элементом держит и темп, и зрителя до финальных титров, обнажая и связь поколений, и вертикаль власти, и менталитет русского народа, готового смотреть даже на подобный «срам», ежели там фуршет. Вот такой незатейливый, по мнению «Искусства кино», шарж эпохи. Нелинейное сатирическое высказывание о месте современного искусства на периферии. Работа членами жюри отмечена не была.

«Ваш репетитор»

режиссер Антон Коломеец

«Ваш репетитор» Антона Коломееца, ученика Владимира Хотиненко и выпускника ВГИКа — еще одна прекрасная работа дебютного конкурса на любопытную тему: любви 17-летнего Саввы и Анны Германовны, преподавателя зарубежной литературы. Сценарий неглупой крепкой мелодрамы Коломеец начал писать еще на пятом курсе. «Мне, как и зрителю нравится, когда вместе с героями можно зайти в чужую квартиру и посмотреть, что там происходит», — рассказал режиссер. В своей работе он, по словам кинокритика Марии Безрук, был удивительно тонок и точен. В итоге, с образа подглядывающего в дверную щель мальчика, у него получилась камерная история на двоих героев, некий полуэротический флер. Но это не рассказ о запретной любви в чистом виде: скорее, история разрушения разных иллюзий относительно себя. Фильм членами жюри также отмечен не был.

«Сердце мира»

режиссер Наталья Мещанинова

Картина стала обладателем главного приза фестиваля (лучший фильм и лучшая мужская роль). Картина о молодом ветеринаре Егоре, сбежавшем от своего несчастливого прошлого работать на притравочную станцию в лесной глуши, где козлята, гуси, барсуки, лисы, люди и собаки живут в полной гармонии. Не может обрести ее только сам Егор: в семье хозяина он чувствует себя не на своем месте, поэтому в одну из ночей и идет ночевать в вольер к собакам. Те его принимают. «Это кино про поиск дома и про всех брошенных детей» — обозначила режиссер в интервью «Медузе». Так и есть: пронзительная, как все сценарии Мещаниновой, история о травме, излечении и прощении — актуальна и сильна, ровным счетом, как и актерская, и операторская работа — талантливая и тонкая, идеально вписывающая сотканный природой пейзаж осенних лесов в единое живописное полотно.


Фотографии: 1 — «САГа» ,  2 — «Леополис» , 3 — «СТВ» , 4 —«Артлайт», 5 — «Мармот–фильм», 6 — «СТВ».