Что смотреть на Garage Screen Film Festival Инди-драма, фильм-перформанс и киноколлаж с Кейт Бланшетт в главной роли
Музей «Гараж» — пожалуй, самый громкий и узнаваемый бренд страны по части современного искусства — запускает собственный кинофестиваль в регионах. Выходя за пределы столицы, организаторы Garage Screen Film Festival стремятся создать единое культурное пространство для всех, кто хочет понять, что такое современная культура. С 18 сентября показы документалок о выдающихся деятелях современного искусства и игрового кино о художественных практиках будут проходить и в Нижнем Новгороде на площадке Арсенала. Мы изучили программу кинофестиваля и вкратце объясняем, почему эти фильмы нельзя пропускать (помимо того, что вход свободный, а с ноября начинает действовать новый законопроект, ограничивающий фестивальные показы фильмов).
Текст
Анна Железова
«Манифесто» / Manifesto
Остроумный кинопроект, где Кейт Бланшетт играет тринадцать разных персонажей и провозглашает главные художественные манифесты XX века
Изначально «Манифесто» был многоканальной видеоинсталляцией Юлиана Розефельдта. Тринадцать эпизодов одновременно проигрывались на больших киноэкранах, в каждом из них провозглашался политический или художественный манифест. Фильм же стал полнометражной версией, где Кейт Бланшетт становится «аватаром» исторических персонажей, по определению кинокритика Андрея Плахова.
Подтверждая свой статус двукратной обладательницы премии «Оскар», Кейт Бланшетт блестяще перевоплощается из прима-балерины в бомжа на свалке, при этом провозглашая манифесты культуры XX века в непривычных форматах: манифест дадаистов произносится как похоронная речь, а всем известный поп-артовский слоган: «Банан — это искусство» — превращается в молитву перед приемом пищи.
«В поисках Рокки II» / Where is Rocky II
Классик поп-арта Эд Рушей изготовил точную копию куска скалистой породы и спрятал ее где-то среди настоящих камней в пустыне Мохаве. Французский художник и режиссер Пьер Бисмут провел десять лет в поисках работы Рушея. В этом ему помогли частный детектив и съемочная группа
Картина одного из сценаристов фильма «Вечное сияние чистого разума» Пьера Бисмута — это своеобразный разбиватель розовых очков для всех, кто искренне верит в магию кино. Пока частный детектив медленно и муторно ищет загадочно спрятанный кусок скалы, съемочная группа разыгрывает всю ситуацию как захватывающее и крышесносное расследование. В какой-то момент к зрителю приходит осознание того, насколько нещадно его разводят различные техники монтажа, саунда и манеры съемки, не только искажая его собственное восприятие, но и навязывая собственное необходимое отношение к тому, что показывается на экране. Вот и получается, что на самом деле все конфликты и проблемы не решаются к концу фильма, «Бог из машины» не появляется в самый нужный момент, а поиски куска скалы на самом деле крайне затянуты и неинтересны.
Картину характеризуют как «ловко балансирующую между документалистикой и мокьюментари», так что подобное сочетание двух противоположностей вкупе с ироничным названием «В поисках Рокки II» (rock – «скала» англ.) определенно must see.
«Сердце любви» / A Heart of Love
Она — поэт и начинающий художник; он — музыкант и признанный художник. Они оба строят свой особый замкнутый мир, в котором все можно предугадать и проконтролировать. Все, кроме собственных чувств
Главные герои не могут разделить свое призвание и любовь друг к другу. Искусство для них — это способ убежать от реальности. Вся их любовь — это постоянная игра, которая выражается в художественных формах. В фильме герои носят одинаковые наряды, меняют обстановку в квартире по образцу компьютерной игры, после очередной бытовой ссоры он создает перформанс, а она — инсталляцию.
Любители кино сразу заметят те же симптомы, что были у героев фильма «Мечтатели», и отчасти будут правы: несколько протагонистов запираются в собственном выдуманном мире и все свои поступки совершают в рамках определенных художественных техник. Только в случае с «Сердцем любви» герои — реальные личности, а именно: художники, представители польского андеграунда Войцех Бонковский и Зузанна Бартошек. Режиссером выступил Лукаш Рондуда — по совместительству куратор Варшавского музея современного искусства.
«Коламбус» / Columbus
Всемирно известные шедевры модернистской архитектуры в городе Коламбус, штат Индиана, оживают, по мере того как вокруг них неспешно разворачивается история знакомства и дружбы героев
Главная героиня Кейси оставляет мечты об учебе в колледже, чтобы заботиться о матери, но продолжает самостоятельно изучать архитектуру. Главный герой Джин, кореец по происхождению, чувствует себя одиноким и покинутым в чужой стране. На фоне непростых жизненных обстоятельств они знакомятся и находят друг в друге родственные души. Эту ленту критики отмечают как «медитативную», а химия между актерами работает не для демонстрации драмы, а для создания глубокой эмоциональной связи и душевного уюта. И, разумеется, это настоящий трибьют всем любителям архитектуры модернизма — зданиям тут отведено столько же экранного времени, сколько и людям: они говорят вместо героев и являются метафорами их жизненных событий.
Фильм представит Айрат Багаутдинов — историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера».
«Маурицио Каттелан: Ушел, скоро буду» / Maurizio Cattelan: Be Right Back
В центре внимания фильма — подготовка ретроспективной выставки известного художника Маурицио Каттелана «Все» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2011 году
Маурицио Каттелан — итальянский художник-самоучка, известный своими инсталляциями. Каттелана называют провокатором, скандалистом и, чего уж скрывать, сумасшедшим. Сумасшедшим, чьи работы выставляются в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Чего стоят его инсталляции, где Папу Римского сбивает метеорит, или работа под названием «Он», где Гитлер изображен в теле мальчика, стоящего на коленях.
Среди участников фильма — родственники художника, его бывшие подруги, арт-критики, галеристы и кураторы, в том числе художественный директор Нового музея в Нью-Йорке Массимилиано Джони, близкий друг художника и участник многих артистических авантюр.
Название фильма является прямой отсылкой к первой выставке Каттелана. Тогда он не смог придумать ни одной работы — и поэтому закрыл галерею, повесив на нее табличку: «Ушел, скоро буду».
«Доусон: Застывшее время» / Dawson City: Frozen Time
Путешествие в прошлое, в основу которого легли материалы уникального киноархива города Доусона на северо-западе Канады, где чудом сохранились сотни немых фильмов, снятых в период золотой лихорадки
Помните огнеопасную пленку из нитрата целлюлозы, с помощью которой сожгли целый кинозал в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки»? Как раз именно такую и нашли в Доусоне в период золотой лихорадки, который совпал с зарождением американской киноиндустрии и североамериканского капитализма. Случайно найденный архив стал для американского режиссера Билла Моррисона началом для захватывающего путешествия по истории кино и истории Северной Америки.
Моррисон с помощью монтажа виртуозно соединяет кадры хроники и игрового кино, благодаря чему картина получается завораживающей. Исторические эпохи сменяют друг друга, люди постепенно перевоплощаются из одного образа жизни в другой, меняются их взгляды и общая картина жизни, а зритель примеряет на себя роль путешественника во времени.
Фильм не зря называют «археологическим», ведь именно такой подход в нем демонстрируется: воссоздание картины прошлого с помощью обнаруженных объектов культуры, которые сохранились с той эпохи и могут нам что-то рассказать.
Фильм представит Максим Семенов — кинокритик, историк кино, сотрудник Государственного центрального музея кино.
«Бойс» / Beuys
Биографическая картина о Йозефе Бойсе — немецком художнике, представителе постмодернизма
Фильм рассказывает об одном из основателей «флюксуса», теоретике искусства и любителе животных (использовал в своих перформансах койота и зайцев) Йозефе Бойсе, который поставил перед собой задачу исцелить общество после травм Второй мировой войны.
В фильме Андреса Файеля рассказывается о становлении Бойса как художника, а также в нем можно будет увидеть множество ранее не опубликованных аудио- и видеозаписей его интервью и выступлений. Американский кинокритик и журналист Гленн Кенни отмечал в своей заметке в New York Times, что в фильме демонстрируется «социальная совесть», которая стоит за всем творчеством Бойса, а сам он представлен в жизнерадостном портрете исключительного правдоруба своего времени.
Фильм представит Алиса Насртдинова — киновед, историк кино, ведущий специалист-искусствовед Госфильмофонда России.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.