6–12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге пройдет очередной фестиваль российского документального кино «Артдок». За последние годы он стал самым важным фестивалем, фиксирующим отечественную реальность: документальному кино это сейчас в России удается явно лучше, чем игровому. Фестиваль стал настолько заметным, что в прошлые годы привлек к себе ожидаемое внимание прогосударственников: сеансы закрывались и переносились, а показы наводняли провокаторы.

Этот факт и обострение военного конфликта России и Украины привели к решению организаторов сосредоточиться на демонстрации кино в интернете — показы также распределены по времени, но защищены от потенциальных срывов. The Village рассказывает про самые актуальные фильмы этого года. Их стоит смотреть прямо сейчас (в Москве в «Октябре» и в Санкт-Петербурге в кинотеатре Angleterre Cinema Lounge) или искать в Сети в ближайшее время (многие будут доступны на платформе Artdocmedia).

«Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

Режиссер: Александр Расторгуев

Перейти

Классика российской документалистики от Александра Расторгуева, наставника многих современных авторов отечественного дока, убитого в Африке в этом году. Снятый с невероятной любовью и чуткостью к героям почти шестичасовой эпос о том, как курортники отдыхают на Черном море за гроши, едят шашлыки, занимаются сексом, поют в караоке и встречают Путина. Фильм, который выдержал испытание временем и стандартные обвинения в очернении России.

Зачем смотреть: Заглянуть в бездну отечественных представлений об отдыхе и удовольствии.

«Едоки картофеля»

Режиссер: Дина Баринова

Перейти

«Едоки картофеля» — классика европейской живописи: серо-сизая картина Ван Гога о прозаической трапезе бедных голландцев и скромном понимании необходимого и достаточного. Минимализм в фильме Дины Бариновой выглядит удручающе непривлекательно. Но за картиной нищеты, когда зрение привыкает, начинает выступать почти утраченное умение жить не второпях, оставаться в моменте, не мечтать о большем и не стремиться вовне — разрушительно или созидательно это умение, решать зрителям.

Если «Едоков» недостаточно, можно дополнить просмотр победителем «Артдокфеста» прошлого года, фильмом «Любовь — это картошка» голландского режиссера родом из России, которая получила в наследство участок земли в российской провинции и не понимает, что с ним делать дальше.

Зачем смотреть: По-новому почувствовать русское бедное.

«Африка подскажет»

Режиссеры: Анна Колчина, Алексей Кузмин-Тарасов

Перейти

Модель из Петербурга, Джейн, — дочка уроженцев Ганы, никогда не бывавшая на родине. Сентиментальное путешествие туда — то, что застает направленная на нее камера. Джейн отправляется на церемонию возведения в вожди родной тети, знакомится с женской частью племени и выясняет, что ее семья куда больше, чем ей кажется.

Колоритное и умное антропологическое исследование сократившейся дистанции между континентами через интимную историю теплого семейного переживания. Лучшее дополнение фильму — архивный фильм «Наша Африка» об истории советской Африки: экзотизированной и поэтизированной в культуре и идеологии СССР.

Зачем смотреть: Найти следы советских идеалов дружбы народов и понять, что Африка — рядом.

«День Победы»

Режиссер: Сергей Лозница

Перейти

«Процесс»

Режиссер: Сергей Лозница

Перейти

Два фильма Сергея Лозницы — одинаково обязательных к просмотру. «День Победы» — монтаж одного дня празднования 9 Мая русскими эмигрантами в берлинском Трептов-парке с песнями, танцами, разговорами о политике, победе и поражении и неминуемыми цитатами из телевизора. «Процесс» — собранный целиком из архива фильм о показательном сталинском процессе над одним из врагов народа, обвиненном в сотрудничестве с Западом,  государственной измене и отклонении от линии партии.

Оба фильма — обезоруживающе злободневны, но архивный пугает сильнее явными повторениями риторики: «Театральное дело» Катерины Гордеевой и Романа Супера о деле «Седьмой студии» — жуткое и логичное продолжение «Процесса» в наши дни.

Зачем смотреть: Получить прививку от телепропаганды.

«Обстоятельства места и времени»

Режиссер: Дмитрий Кабаков

Перейти

«Таджики», «узбеки» — анонимная коллективная характеристика для всех людей из Средней Азии, живущих в России легально или полулегально. Фильм рассказывает о жизни семьи из Таджикистана в Подмосковье, родном поселке режиссера, где «нерусь», по выражению одной из героинь фильма, живет по соседству с теми, кто считает себя местными. Заборы и надписи «Россия для русских» не спасают: поселившиеся у милосердного алкоголика Толика семья из девяти человек — муж, жена и семеро детей — приспособились к жизни под Москвой и даже нашли понимание у соседей, но теперь им грозит бездомность.

Зачем смотреть: Осмыслить ксенофобию вокруг и внутри себя.

«Книга моря»

Режиссер: Алексей Вахрушев

Перейти

Вымирание и размывание коренных народов России — болезненная тема, о которой обычно не принято говорить. Поэтому «Книга моря» — отважный фильм: главные герои здесь — чукотские китобои, живущие в суровых условиях языческой культуры, с тысячелетними привычками и собственной мифологией. Грустное и безмерно вдохновляющее кино о вечности и возможности другого существования в темпе природы, где насилие синонимично выживанию.

Зачем смотреть: Захватить остатки исчезающей культуры.

«Соучастие»

Режиссер: Олег Якушенков

Перейти

«Домашние игры»

Режиссер: Алиса Коваленко

Перейти

Два исчерпывающих фильма о том, что ждет взрослую женщину без собственного капитала при неблагоприятных обстоятельствах. Героиня «Соучастия» в юности отбывала срок в колонии за хулиганство, а несколько лет спустя осмысляет взросление и материнский опыт — к сожалению, жизнь одинокой матери без «подушки безопасности» иначе как выживанием не назовешь.

«Домашние игры» — кино о футболистке в маленьком городке, которой пришлось притвориться мальчиком, чтобы заниматься любимым спортом. Теперь она вынуждена заботиться о семье, проявляя дома мягкость и терпение, в то время как на игровом поле ей необходимо показывать зубы. Простая истина обоих фильмов — бойцом женщине в нашей реальности приходится быть примерно всегда: миф о присущей женщинам нежности и жизни как за каменной стеной не сбывается.

Зачем смотреть: Понять положение среднестатистической женщины без привилегий.

«Детство, лето и война»

Режиссер: Александр Расторгуев

Перейти

«Уроки мужества»

Режиссер: Александр Зубовленко

Перейти

Дополняющие друг друга идеологически и стилистически доки о том, как в детях вскармливается идеология «свой/чужой» и вдалбливаются лозунги «Будь готов, всегда готов!». Военные лагеря с четкой иерархией, куда сливают мало что осознающих детей и лепят из них то, что проще и удобнее всего, — один из популярных способов избавиться от ребенка на лето. Зачем нужна военная муштра, как подростки меняются от навязанной дисциплины, чем наполнены их дни — в страшных сказках о потерянном времени и о невинности, которую выжигают каленым железом.

Зачем смотреть: Осознать глубину военизации нового поколения и милитаризма в нынешней идеологии.

«Мой папа Чингисхан»

Режиссер: Альмира Сайфуллина

Перейти

Проникновенный взгляд внутрь каждого человека, живущего в Монголии — вдали от современных империй и при этом родине одного из самых могущественных завоевателей. Современная Монголия меняется под натиском экстенсивно растущих соседей: где-то на нее покушается Китай, где-то Россия. В ответ люди здесь пытаются хранить внутри образ Чингисхана и, принимая внешние приметы цивилизации, пестовать в себе связь с землей и природой, свободолюбие и непокорную дикость.

Зачем смотреть: Увидеть заповедную Монголию.

«Робин Чикас»

Режиссер: Денис Слепов

Перейти

Оптимистичный, смешной и очень душевный док об авантюризме и юношеском желании спасти человечество. Две девушки из России, сидя в интернете, читают про удручающую статистику количества врачей в Гватемале и срываются в Латинскую Америку, чтобы подарить стране медицину, преодолеть себя и заодно устроить собственную жизнь.

Работа в Гватемале — не синекура, но девушки чувствуют отдачу и не падают духом, четко формулируя свои желания и принимая с юмором все выпадающие на их долю препятствия. Их запал сбивает с ног всех местных: гватемальских детей и женщин, других экспатов и встреченных ими мужчин. Духоподъемный фильм, возвращающий веру в теорию малых дел.

Зачем смотреть: Поверить в то, что все возможно — надо только захотеть.

«Дельта»

Режиссер: Александр Течинский

Перейти

Завораживающе красивый — будто бы не из нашего времени, а из вечности — фильм о холодном сезоне в деревне Вилково в устье Дуная, богом забытом и потому фантастически красивом месте, где природу не отделить от человека. Человек при этом — существо интересное, но малоприятное — героев «Дельты» намеренно не рисуют типами Ренессанса: они стереотипно неблагополучные и растерянные, но, однако, заняты делом и со спокойствием наблюдают, как тихо тают дни. Река тем временем переживет и смоет всех — героев, режиссера и зрителей фильма. Гипнотическая видеоинсталляция о Земле, которая сильнее нас.

Зачем смотреть: Побывать на краю света, затаив дыхание.

«Лай собак вдалеке»

Режиссер: Симон Леренг Вильмонт

Перейти

Вместо новостных трансляций — крупные планы уставших и озадаченных людей. Вместо трупов — детские лица и пейзажи вечной природы. Фильм европейских документалистов на Донбассе — о том, что война, будто бы проходя мимо, задевает все равно, а прожитые в тревоге годы не выбросишь из жизни: хочется хотя бы немного заботиться о себе и смотреть в будущее.

В центре истории — два мальчика, матери одного из них нет в живых, и опекающая их бабушка: выстрелы около Мариуполя постепенно подбираются к деревне, но до конца неизвестно, станут ли собаки лаять прямо под окнами. «Аня и Сережа» — другой фильм фестиваля, где подростков из Мариуполя — нонконформистов и пацифистов в регионе, охваченном войной, — изучает камера еще одного режиссера из Европы.

Зачем смотреть: Осознать зыбкость жизни в военное время.


Фотографии: «Артдокфест»