Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ «Это прекрасная метафора того, что такое искусство»

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ

В декабре в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка с длинным названием «Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III». Может показаться, что это классическая парная выставка работавших вместе художников. Но они вряд ли могли бы работать вместе: Евгений Антуфьев занимает третью строчку в топ-100 молодых российских художников и представляет Россию на международных биеннале. Дмитрий Краснопевцев, напротив, не признанный при жизни советский художник, работавший в 60–90-х годах, и только сейчас ставший классиком неофициального искусства. Визуально их работы такие же разные, как и эти эпохи. Объемные, всегда требующие светлого помещения и воздуха скульптуры Антуфьева сделаны из костей, камней, растений и ткани. Мрачные же натюрморты Краснопевцева выполнены в самой традиционной технике — масло на холсте.

Основная идея цикла Антуфьева, который начался в этом году на европейской биеннале Manifestа: в потоке искусства нет различий между статуями египетских богов, первобытными масками, советским нонконформизмом или природными работами современного художника. Объекты настоящего искусства совместимы друг с другом в бесконечном количестве комбинаций, каждая из которых меняет привычную оптику зрителя. Выставка работает как лучшее доказательство этого тезиса. В диалоге работы художников оказываются похожими настолько, что уже трудно без должного внимания разобраться, чей именно перед нами объект.

The Village попросил рассказать о выставке самого Антуфьева.

О цикле и Краснопевцеве

Эта выставка — третья часть цикла «Когда искусство становится частью ландшафта». Я не знаю, сколько еще будет частей — может быть, эта последняя, а может, будет 44 или 66. Основная задача цикла — смена оптики путем совмещения разных художников и объектов с моими работами. Дело в том, что мои работы обладают удивительной способностью: они могут как сами мимикрировать под другое искусство, так и встраиваться в него. Эти способности моего искусства не до конца понятны и мне самому.

В принципе, мое искусство не нужно Дмитрию Краснопевцеву, как и его искусство не нужно мне. Но при сопоставлении меняется оптика как на мои работы, так и на его. Многие предполагают, что я специально делал свои работы под него, но это не так. Нож, чаша, маска — все это символы, с которыми я работал всегда, которые постоянно возникали в моих проектах.

Дмитрий Краснопевцев. Две чаши с предметами. 1972

Сначала, как и многие, я был равнодушен к Краснопевцеву. Есть популярное и довольно ошибочное мнение, что он, несмотря на то что нонконформистский, но все же конформистский художник 60–80-х, который рисует довольно салонную живопись. Потом я стал заниматься керамикой и обнаружил особую гармонию в том, как вазы в его работах вырастают на столе, подобно цветам. То же и с керамикой: глина слой за слоем накладывается друг на друга, оползает, это особенная пластика мягкого материала. Похожие пластические задачи решал и Краснопевцев, но в живописи.

Я открыл его для себя тонким поэтом, наблюдателем, человеком, который не любил покидать свою квартиру, совершенно как пивоваровский одинокий человек. За свою жизнь он написал очень тонкие поэтические дневники, отрывки из которых представлены на стенах. Интересно то, что если поставить его тексты в столбец, то они сразу превращаются в поэзию, хотя были написаны как проза. Эти тексты также связаны с моими работами: они об угасании, умирании, в них отражен интерес к культурам древних народов, мертвых цивилизаций, всему отвергнутому культурой. И самое потрясающее — что у нас абсолютно полное совпадение в символах. Меня всю жизнь гипнотизируют символы — ваза, нож, маска, раковина, — которые его тоже бесконечно преследовали.

Искусство Краснопевцева тихое, оно тебя не оглушает, его нужно изучить, прежде чем понять и полюбить. Он всегда рисовал натюрморты, но, конечно, это никакие не натюрморты, а ландшафты и отдельные миры, каждая из картин самодостаточна, она не требует ничего рядом с собой. Это мир, который застыл в хрупком равновесии.

Евгений Антуфьев. Без названия, 2018

Невнимательные зрители путают наши работы. В таких случаях я всегда объясняю, что все, что плоское, — это Краснопевцев, а все, что объемное, — это мое.

На первый взгляд идея выставки довольно простая: мы сопоставляем символы в моих и его работах. Конечно, такой подход немного формальный, дидактический, но в подобной простоте метода есть особая прелесть. Но, конечно, простое сопоставление по большому счету ничего нам не объясняет. Облако может быть похоже на змею, но если мы их просто сравним, то это ничего не объяснит нам ни о змее, ни об облаке. Но именно само сравнение становится новым объектом. Так же и здесь: это не просто совмещение, в нем рождается какое-то поэтическое сочетание двух художников из совершенно разных эпох, завороженных одинаковыми символами и инструментарием, и в этом совмещении появляется нечто новое, меняется оптика, привычный взгляд на искусство.

Как устроена выставка

Выставка, как и все мои выставки, строится по принципу лабиринта. Какие-то пути перекрыты, какие-то открыты, и ты можешь следовать только по пути, предусмотренному художником. Несмотря на то что это безумный лабиринт, выставка получилась крайне академической, есть ощущение от экспозиции в Пушкинском музее со всеми его витринами и ограждениями. Залы условно делятся по темам: «Растения», «Тело», «Маска», «Архитектура и игра», «Аммониты и раковины», «Оружие».

Все начинается с цитаты: «Ты, любящий Фивы, да будет жив твой дух, чтобы ты смог провести миллионы лет, сидя лицом к северному ветру с горящими от счастья глазами. О ночь, простри свои крылья надо мной, как вечно сияющая звезда» (надпись на чаше, найденной в гробнице Тутанхамона). Мы не можем утверждать, что она переводится именно так, есть пять вариантов перевода этой фразы. Это прекрасная метафора того, что такое искусство: вариантов считывания, его понимания могут быть тысячи, десятки тысяч. Все пути верны, и любое сравнение, которое приходит в голову зрителю, — верное.

Коридор наполнен фотографиями видов мастерской Краснопевцева, заваленной минералами, сухими растениями, старыми предметами — все это меня очень интересует, я сам их бесконечно собираю из поездок, путешествий, что-то покупаю и приношу из леса. На этих фотографиях видно, что время Краснопевцева — это уже мертвое время для нас. Несмотря на то что промежуток не такой большой, все изменилось, это уже археология, фотографии воспринимаются как иероглифы на египетских пирамидах. Время СССР от нас сейчас так же отдалено, как времена фараонов.

Некоторые коллекционеры сказали мне, что это лучшая выставка Краснопевцева. Это невероятно приятно слышать, потому что многие из них изначально не хотели давать свои работы, объясняя это тем, что они не видят связи между нами, что это совершенно разное искусство, которое невозможно сопоставить.

Как и весь мой цикл, выставка посвящена тому, что любое искусство может быть совмещено. В принципе, даже не столь важно, какое оно. Дело в том, что если оно настоящее, то совпадет между собой, как кусочки пазла. Его можно собирать, пересобирать, и Краснопевцева необязательно совмещать со мной, его можно спокойно смонтировать со скульптурами греков и этрусков, которые были на моем первом проекте в Палермо.

Несмотря на то что у выставки есть четкий нарратив, деление на залы и маршрут, по которому следует двигаться, ее можно воспринимать по-разному: чисто визуально, посмотрев на картины и скульптуры или же прочитав все подписи и вникнув в цитаты из дневников Краснопевцева.

Зал тела

Зал тела

Особая сила этой выставки в том, что мы можем показать работы, которые не могут быть показаны широкой публике и, может быть, никогда вместе не выставлялись.

В этом зале есть работы из собрания музея AZ, много работ из Третьяковской галереи, из Пушкинского музея и частных собраний.

Его можно назвать условно залом тела, но на самом деле тем здесь несколько. Тела во всех проявлениях — люди, змеи, животные, здания — сплетаются в единое целое. Точно так же, как и тело культуры проникает в повседневную жизнь и переплетается с ней. Здесь есть фотографии зданий, которые обросли культурой, как плесенью: колонна проросла в панельную многоэтажку, исписанная граффити мраморная римская стела, которой более 150 лет. Она, с одной стороны, осквернена, а с другой — эти граффити, оплетающие ее, как мох или плесень, сами становятся новой культурой.

Сейчас в простейших фотографиях, сделанных на айфон, мы можем найти какие-то культурные коды. Фоном для всего этого служат фотообои с «Амазономахией» из коллекции Ватикана.

Зал архитектуры

Зал архитектуры

Так как выставка построена по принципу лабиринта, у нее должен быть центр. Центр здесь — зал архитектуры. Оценить масштаб, форму лабиринта можно, только поднявшись над ним, поэтому здесь есть лестница. Это опять же про смену оптики: снизу кажется, что поднятие наверх нам ничего по большому счету не даст, но отсюда сразу меняется ракурс восприятия всех залов и, в частности, работ. Помимо общего замысла, становится лучше видно и композицию над входом со знаками. Это символы, которые я постоянно использую, и четыре ключа — от судьбы, времени, памяти и света. Выставка дает ключи от этих четырех понятий. Поднимаясь наверх, мы становимся с ними наравне и чувствуем, что в них что-то зашифровано, что-то одновременно пугающее и забавное.

Краснопевцев также постоянно играл с одними и теми же символами, что-то зашифровывал в своих картинах. В работах из коллекции Романа Бабичева он зашифровывает буквы К и Д — первые буквы своего имени, а также некие цифры: 1, 3, 2, 5. Почему тут именно эти цифры? Почему они не по порядку? Мы не знаем, но, безусловно, здесь была строгая логика. 

У меня тоже много работ, связанных с игрой, цифрами и буквами. Так же как и египетские иероглифы, они нас завораживают прежде всего визуальной красотой. Потом мы, конечно, начинаем понимать, что это некие гимны, песни, литература, но мы их можем воспринимать только с точки зрения эстетики, красоты.

Зал аммонитов и раковин

Зал аммонитов и раковин

Этот зал я условно называю «Аммониты и раковины». Все знают, что в московском метро есть много аммонитов и ископаемых, это не какое-то мое открытие. Но меня всегда завораживала мысль о том, как некогда живые существа, которые старше всей человеческой истории, стали частью декора станции метро. Тут выставлены аммониты и раковины из моей коллекции, есть ракушка, которая принадлежит моей бабушке, и работы Краснопевцева с раковинами и аммонитами.

Здесь есть прекрасный текст, где Краснопевцев рассказывает про то, что мы не знаем значения этих раковин и можем только любоваться их красотой. Мне кажется, что это прекрасная метафора вообще всего: и искусства, и человеческой жизни. Музей, эта выставка, все искусство — это, конечно, гармоничная, но покинутая раковина, потому что только присутствие художника делает эти работы по-настоящему живыми.

Дмитрий Краснопевцев. Без названия

На самом деле после смерти художника все его искусство приобретает совершенно другое значение. Ты понимаешь, что его уже больше не будет, начинаешь пытаться понять его работы как-то иначе, придумывать коннотации. Как правило, при жизни это все не столь интересно: ну живой он и живой, нарисует еще работ. После смерти каждая работа становится более значимой — я убежден, что и после моей смерти мои работы приобретут гораздо большую прелесть и значение. Этот процесс не остановить, так что в этом нет никакой печали.

Этот зал — про красоту Вселенной, не побоюсь этой пафосной фразы.


Фотографии: МАММ

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Каких молодых художников покупать прямо сейчас
Каких молодых художников покупать прямо сейчас На что потратить от 5 до 50 тысяч рублей
Каких молодых художников покупать прямо сейчас

Каких молодых художников покупать прямо сейчас
На что потратить от 5 до 50 тысяч рублей

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию Фотографы против эстетики захолустья
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Фотографы против эстетики захолустья

Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже»
Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже» Больше 30 чудом уцелевших деревянных скульптур из 14 российских музеев в формате интерактивной инсталляции
Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже»

Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже»
Больше 30 чудом уцелевших деревянных скульптур из 14 российских музеев в формате интерактивной инсталляции

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?