С 18 по 25 апреля в Москве пройдет 41-й международный кинофестиваль, на который по-прежнему стоит идти не ради конкурса (например, в прошлом году победил якутский фильм «Царь-птица» — помните такой?), а ради большой параллельной программы, где можно увидеть фестивальные новинки за последний год, ретроспективы заслуженных режиссеров, актуальное документальное кино и многое другое. По просьбе The Village Алиса Таёжная выбрала 30 фильмов, ради которых на этой неделе стоит выбраться в кино.

Что нужно знать о фестивале: билеты, программы и площадки

Билеты лучше покупать на сайте фестиваля — там же можно составить собственное расписание, добавляя интересные фильмы в табличку, которую потом легко распечатать. В основном показы фильмов на ММКФ проходят в «Октябре» на Новом Арбате, но отдельные картины показывают в Центре документального кино, Третьяковской галерее, кинотеатрах «Иллюзион», «Факел», «Поклонка» и других. Зрители, купившие билет в кассах кинотеатра (на день показа и следующий день), обладают приоритетом на свои места перед прессой и участниками фестиваля. Исключение — опоздания: тогда нужно садиться на свободные места по всем фестивальным правилам, так что на все сеансы лучше приходить заранее. Все фильмы кинофестиваля показывают на языке оригинала с субтитрами на двух языках: русском и английском.

Фестиваль откроется 18 апреля премьерой фильма француза Жан-Франсуа Рише «Император Парижа» с Венсаном Касселем — беллетризованной биографии парижского вора в законе Эжена Франсуа Видока, который в конце XIX века изобрел современный уголовный розыск. Фильм закрытия — неожиданно — документальный фильм Вернера Херцога «Встреча с Горбачевым», содержание которого очевидно из названия: вероятно, зеркальный перевертыш фильма Оливера Стоуна про Путина.

В конкурсную программу ММКФ в этом году вошло 13 фильмов. Ее обычно принято критиковать, к тому же перенос фестиваля на весну усложнил работу отборщиков — конкуренцию с Каннами за внимание потенциальных участников фестиваля ММКФ очевидным образом проигрывает. Тем не менее в этом году там есть на что обратить внимание: например, на дебютный игровой фильм оператора и документалиста Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро» — смесь фильма-катастрофы о смертельной эпидемии и драмы о семье, которая пытается сбежать от этой эпидемии на карельский остров.

Интереснее и насыщеннее — параллельная программа. Часть программ повторяется из года в год — «8 ½ фильмов», «Спектр», «Фильмы, которых здесь не было», документальная «Свободная мысль». Из новинок этого года — программы «Первая серия», где представят новые серии сериалов «Гоморра» об итальянской мафии, «Русские горки» об английском шпионе в СССР, «Хотя бы сегодня» и других; «Эра „Мстителей“» — ретроспектива флагманских фильмов Marvel, во время которого пройдет премьера последнего на данный момент фильма франшизы; «Одесса кинематографическая» — посвященная памяти Станислава Говорухина и Киры Муратовой программа — исследование кино, снятого в Одессе; ретроспективы итальянского и турецкого кино. И конечно, фестивальные хиты (есть даже программа с таким названием) — от нового фильма Оливье Ассайаса с Жюльет Бинош до одного из фаворитов прошлогоднего Берлинале «Бог существует, ее имя — Петруния» — и новое русское кино.

Премьеры и фестивальные хиты

Радость синефила: нашумевшие фильмы с Берлинского, Роттердамского, Венецианского и других кинофестивалей, которые вы, скорее всего, пропустили. На большом экране их в массе своей тоже вряд ли увидишь — к этим фильмам мы рекомендуем присмотреться получше.

На фотографии: «Маленькое красное платье»

«Маленькое красное платье»

In Fabric

режиссер: Питер Стрикленд

20 апреля, 22:00, кинотеатр «Каро 11 Октябрь»

Если вам посчастливилось видеть «Герцога Бургундии» или «Студию звукозаписи „Барбериан“», то вы точно захотите посмотреть новый фильм Стрикленда. Если нет — самое время наверстать. От автора ироничных триллеров на ММКФ прибыл его новый фильм — о роковом красном платье, приносящем женщинам одни страдания. Виртуозная интрига, красный лак для ногтей, сломанные жизни и кинематографичные смерти в практически «Фальшивом купоне», который встречает «Призрачную нить» — роскошное, смешное кино в зазоре жанров.


«Произведение без автора»

Werk ohne Autor

режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

21 апреля, 21:00, «Каро 11 Октябрь»

Не слишком замаскированная под вымышленную биография живого немецкого классика Герхарда Рихтера — человека, изменившего историю современного искусства, чья живопись сейчас стоит миллионы. Списанный с него герой занимается живописью в 50-е, получая назойливые рекомендации о том, как положено самовыражаться на холсте, и влюбляется в женщину, чья история тесно связана с немецким нацизмом, как бы это ни хотелось забыть. Длинный (почти три часа!) и исчерпывающий эпик о том, как менялась Германия с 30-х по 60-е: ожидаемо дорогое и несколько глянцевое кино.


«Антология города-призрака»

Répertoire des Villes Disparues

режиссер: Дени Коте

18 апреля, 21:30, Центр документального кино

22 апреля, 18:15, «Каро 11 Октябрь»

moscowfilmfestival

Неторопливая абсурдистская сказка о заколдованном городе, охваченном сверхъестественным: все меняется, когда молодой житель удаленного поселения попадает в аварию и погибает. Все думают, что это самоубийство, и, с одной стороны, охвачены скорбью, с другой — боятся заговорить о наболевшем. Канадский режиссер Дени Коте снимает историю об изолированном квебекском городке, куда смерть приходит откуда не ждали. Притча о замороженности, дне сурка и постепенном растворении в пустоте.


«Бог существует, ее имя — Петруния»

Gospod postoi, imeto i' e Petrunija

режиссер: Теона Стругар-Митевска

23 апреля 22:00, «Каро 11 Октябрь»

Смешной, дерзкий и глубокий фильм, которому прочили победу на Берлинале — о македонской деревенской девушке, нырнувшей за крестом по местному обряду, чтобы выиграть благополучие и удачу в ближайший год. Так как эта забава и привилегия только мужская, Петрунии не дают спуску окружающие ее мужчины (и женщины), но та, кто не боится нырнуть в ледяную воду в январский мороз, не испугается и давления закостенелых людей в деревне. Профем-кино пришло с Балкан и очаровало почти всех, кто его увидел: типичный для региона мрачный юмор и харизматичная главная героиня, с которой действительно ничего не страшно.


«Нон-фикшн»

Doubles Vies

режиссер: Оливье Ассайас

21 апреля 18:45, «Каро 11 Октябрь»

Долгожданный фильм Оливье Ассайаса с Жюльет Бинош в главной роли — о том, как трудно выдавать творчество на потоке и при этом жить честной семейной жизнью. Все главные герои погрязли в пошлых французских интрижках и классических изменах, а еще устали заниматься тем, чем занимаются (даже если их творческие работы связаны с кино и литературой). Ассайас препарирует не то чтобы счастливые браки, креативный класс, конъюнктуру индустрии, но, скорее, самого себя — человека с большими амбициями в столкновении с банальностью.


«Я была дома, но»

Ich War Zuhause, Aber

режиссер: Ангела Шанелек

19 апреля 21:45, «Каро 11 Октябрь»

22 апреля 21:00, «Иллюзион»

moscowfilmfestival

Неторопливая семейная драма одной из главных фигур берлинской школы. Простой сюжет дополнен нелинейным режиссерским подходом: несчастливая немецкая семья из матери, сына и дочери пытается справиться с двумя драмами — смертью отца и исчезновением сына. Когда ребенок возвращается в семью, атмосфера доверия меняется непоправимо. Но, как обычно в фильмах берлинской школы, фабула не просто не главное — в какой-то момент она просто перестает иметь значение.


«Перелетные птицы»

Pájaros de Verano

режиссеры: Сиро Герра, Кристина Гальего

20 апреля 22:00, «Каро 11 Октябрь»

25 апреля 21:30, Центр документального кино

moscowfilmfestival

Невероятная история развития наркоторговли в Колумбии — о росте двух могущественных кланов, чья торговля марихуаной привела семьи к расцвету, а страну — к мафиозному бардаку и жестоким войнам наркокартелей. Нетипичный взгляд на будничность и истоки преступности, навсегда изменившей страну. Автор фильма снял несколько лет назад «Объятия змея», один из самых красивых фильмов в латиноамериканской истории с духом коренных жителей Амазонки и Гарсиа Маркеса. Теперь его магический реализм коснулся и нераскрытых криминальных тайн целой страны.


«Дикая груша»

Ahlat Agaci

режиссер: Нури Бильге Джейлан

21 апреля 20:30, «Каро 11 Октябрь»

25 апреля 17:30, Государственная Третьяковская галерея

Недавний студент приезжает в отчий дом, чтобы закончить работу над романом и опубликовать первую книгу, и выясняет, что отец довел до нищеты всю семью, проигрывая деньги соседям и знакомым. Самый главный конфликт внутри героя — между планами, которые он построил, и маленьким миром, который когда-то стал ему так тесен. Турецкий классик снимает искреннюю драму о вечном, без заламывания рук и с честным взглядом внутрь любимых героев, которым он всегда сочувствует.


«Официант»

The Waiter

режиссер: Стив Крикрис

19 апреля 21:30, «Каро 11 Октябрь»

25 апреля 15:00, Государственная Третьяковская галерея

Греческий сюрреализм — остроумный, но, конечно же, сдержанный — всем фанатам Лантимоса и Цангари рекомендуется. Ничем не примечательный официант среднего возраста и, очевидно, скучнейших занятий сталкивается с преступлением и постепенно сходит с ума в компании демонического соседа. Красивый, с обильными цитатами из других режиссеров и попросту увлекательный в мелочах мистический детектив о непреодолимой тяге к опасному.


«Петерлоо»

Peterloo

режиссер: Майк Ли

18 апреля 20:30, «Иллюзион»

24 апреля 21:00, «Каро 11 Октябрь»

Новый фильм важнейшего британского режиссера наших дней масштабнее обычного: он описывает события 200-летней давности — резню в Петерлоо, когда правительство Англии без видимого повода атаковало своих граждан, ранив несколько сотен человек. Фильм Майка Ли сосредоточен не на масштабных сценах, а на публичной политике. Это кино о популизме, манипуляции толпой и простых людях, которые всегда становятся удобной мишенью для власти, теряющей контроль.

Документальное кино — в конкурсе и вне конкурса

Кино из собственного документального конкурса ММКФ, впечатляющего даже больше основного. Свежие фильмы «Сандэнса», Берлинале и других фестивалей. Херцог встречает Горбачева, скандинавы поют Осборна а капелла, а политзаключенные прячутся на острове.

На фотографии: «Потому что мы мужики»

«Встреча с Горбачевым»

Meeting Gorbachev

режиссер: Вернер Херцог

Фильм закрытия ММКФ — долгожданный док Вернера Херцога: интервью первого и последнего президента СССР. Херцог, как ему свойственно, соединяет хронику и свои комментарии с честными и простыми вопросами человеку, который взял на себя реформу пятой части мира и, с разных точек зрения, считается или победителем, или проигравшим.


«Что будешь делать, когда мир в огне?»

What You Gonna Do When the World’s on Fire?

режиссер: Роберто Минервини

22 апреля 22:00, «Каро 11 Октябрь»

24 апреля 18:30, «Каро 11 Октябрь»

Красивый и пугающий черно-белый док о расовой нетерпимости в Штатах, пробуждении «Черных пантер» и полицейском произволе. Цепочка преступлений в отношении темнокожих приводит к тому, что те, кто держался в стороне от политики, формируют новые движения, а наблюдает за этим чуткий итальянский режиссер, снявший «Другую сторону» и «Остановите сердцебиение».


«Безнадежное дело Хаммаршельда»

Cold Case Hammarskjöld

режиссер: Мадс Брюггер

22 апреля 21:30, «Каро 11 Октябрь»

23 апреля 18:45, Центр документального кино

Документальная сенсация года — напрямую из конкурса «Сандэнса». Датский режиссер выясняет обстоятельства гибели своего соотечественника, генсека ООН, погибшего в Африке в начале 60-х во время миротворческой миссии. Колониализм, апартеид, коррупция, мировой заговор и даже СПИД в истории восхождения и преждевременной кончины политика — трагедия, убийство или несчастный случай?


«РБГ»

RBG

режиссеры: Джули Коэн, Бэтси Уэст

19 апреля 19:00, «Юность»

20 апреля 15:15, «Каро 11 Октябрь»

Один из самых сильных доков 2018 года — портрет Рут Бейдер Гинзбург, американской адвокатессы, про которую недавно сняли неубедительный байопик «По признаку пола». Судья Верховного суда США стала символом борьбы женщин и меньшинств за свои права и посвятила карьеру защите тех, за кого было не принято заступаться — самых уязвимых социальных групп. Пристальный взгляд на американскую политику и тактику изменения системы изнутри — гимн силе воли и работоспособности.


«Земля»

Erde

режиссер: Николаус Гейрхальтер

19 апреля 18:00, «Каро 11 Октябрь»

20 апреля 16:30, Центр документального кино

moscowfilmfestival

Медитативный док для любителей широких просторов. Австрийский современный классик снимает об отношениях человека с Землей и ее объемами, несопоставимыми с нашим видом. Наблюдение за добычей ископаемых, стройками, археологией и изменением ландшафта — режиссер показывает, как мы пытаемся изменить поверхность Земли, выкапывая, взрывая, разрушая и строя. Для кого-то занудное, для кого-то совершенно гипнотическое зрелище.


«Потому что мы мужики»

For vi er gutta

режиссеры: Петер Соммер, Ю Вемунн Свендсен

24 апреля 18:00, «Каро 11 Октябрь»

24 апреля 21:00, Центр документального кино

moscowfilmfestival

Смешной и трогательный док с пугающим названием и замечательным содержанием. Авторы наблюдают за группой а капелла из мужчин средних лет, которые каждую неделю собираются в баре, пьют и поют любимые песни. Они очень ценят свою группу и в какой-то момент получают возможность выступить на разогреве у любимой рок-группы (какой именно — пусть будет сюрпризом), но обнаружившаяся у одного из друзей смертельная болезнь резко меняет все.


«Остров голодных призраков»

Island of the Hungry Ghosts

режиссер: Габриэль Брэйди

19 апреля 21:30, «Каро 11 Октябрь»

21 апреля 19:30, Центр документального кино

moscowfilmfestival

Сильнейший по посланию и красоте док о заповедном месте в Австралии, знаменитом ежегодным нашествием морских крабов и одном из самых крупных центров заключения в Восточном полушарии, где держат нелегалов и заключенных Тихоокеанского региона. Терапевт по посттравматическим расстройствам практически безрезультатно пытается помочь людям, которые скрылись из ада и попали в новый ад без надежды на освобождение.


«Ложные признания»

False Confessions

режиссер: Кэтрин Филп

20 апреля 13:00, «Каро 11 Октябрь»

21 апреля 17:30, Центр документального кино

Душераздирающий фильм о судебной системе и криминальных расследованиях в Штатах, где признания подозреваемых выбивают под большим давлением. Автор фильма при помощи адвокатов и следователей выясняет, что стоит за статистикой признаний и как несправедливые сроки за несовершенные преступления изменили жизнь нескольких героев. Шокирующая правда о нечестности полиции и порочных судебных практиках рассказана через монологи, в которые не хочется верить.


«Нация одного ребенка»

One Child Nation

режиссер: Нанфу Ванг

24 апреля 17:00, Центр документального кино

25 апреля 19:00, «Каро 11 Октябрь»

Во время беременности молодая китайская документалистка решает разобраться, как сработал и повлиял на ее соотечественников закон об ограничении рождаемости с правилом «один ребенок на семью». Помог ли этот массовый опыт спасти страну от перенаселения, сколько судеб необратимо изменил и что сделал с Китаем в долгосрочной перспективе? Уместный взгляд на государственную политику через личную историю.


«Хуциев, мотор идет!»

режиссер: Петр Шепотинник

21 апреля 19:00, «Поклонка»

24 апреля 19:00, Государственная Третьяковская галерея

Прощальный документальный фильм о Марлене Хуциеве, умершем совсем недавно. Кинокритик Петр Шепотинник снимал Хуциева во время работы над следующим фильмом, где мастер осмыслял встречу Антона Чехова и Льва Толстого, а на камеру рассказывал о своем отношении к работе, актерам, современному кино и советскому прошлому. Необходимый некролог гению.

Советская классика

Последний год омрачен уходом советских классиков кино: в июне 2018-го умерли Станислав Говорухин и Кира Муратова, весной 2019-го — Марлен Хуциев и Георгий Данелия. Тем ценнее те советские фильмы, которые попадают в разные программы ММКФ — эта эпоха от нас все дальше. Реставрация Дзиги Вертова, документальный фильм о женщинах ГУЛАГа и экранизация русской классики.

На фотографии: «Черный монах»

«Женщины ГУЛАГа»

режиссер: Марианна Яровская

21 апреля 12:00, «Каро 11 Октябрь»

22 апреля 21:30, Центр документального кино

25 апреля 19:00, «Поклонка»

Трагичный, но обязательный к просмотру всем интересующимся историей фильм о выживании женщин в сталинских лагерях. К сожалению, женских свидетельств того времени осталось немного, хотя у заключенных в СССР женщин был свой опыт и особые условия содержания. Шесть интервью с выжившими проливают свет на то, каким в ежедневности представал жестокий социальный эксперимент по изоляции политически неблагонадежных.


«Осень»

режиссер: Андрей Смирнов

25 апреля 16:00, «Каро 11 Октябрь»

Мелодрама режиссера «Белорусского вокзала» о вспыхнувшей заново юношеской любви между горожанином Ильей и любовью его молодости Сашей. Фильм, который так и не вышел в советский прокат, заслуживает самого пристального просмотра: таких проникновенных историй отношений в СССР снималось очень немного.


«Черный монах»

режиссер: Иван Дыховичный

24 апреля 13:00, «Каро 11 Октябрь»

Замечательная экранизация мистической повести Чехова с харизматичным Станиславом Любшиным и неземной Татьяной Друбич. История ученого, уехавшего за город и открывшего для себя разговоры с таинственным призраком, — притча о безумии, аккуратно рассказанная зыбкими средствами позднесоветского кино.


«Астенический синдром»

режиссер: Кира Муратова

20 апреля 12:30, «Каро 11 Октябрь»

Перестроечная классика недавно ушедшей из жизни Киры Муратовой о том, как жизнь в безумные 80-е на воле мало отличалась от обстановки в сумасшедшем доме, а все окружающие страдали разными формами отчаяния и презрения к себе. Два с половиной часа наедине с героями Муратовой в остром кризисе — после такого прежним уже не будешь. Обязательно к просмотру.


«Военно-полевой роман»

режиссер: Петр Тодоровский

25 апреля 18:30, «Каро 11 Октябрь»

Мелодрама об утраченной любви и необратимости военного времени: на морозной московской улице бывший солдат встречает женщину, которая покорила его давным-давно, но было влюблена в другого — высокопоставленного военного. Любовь еще осталась, а положение двоих необратимо изменилось: в его жизни еще осталась надежда, в ее — сплошные потери. Замечательные роли Николая Бурляева и Натальи Андрейченко.


«Годовщина революции»

режиссер: Дзига Вертов

23 апреля 21:00, «Каро 11 Октябрь»

Фантастический зрительский опыт — увидеть в кино оригинальную версию фильма Дзиги Вертова, восстановленного и собранного из фрагментов, приуроченного к годовщине Октябрьской революции. Фильму исполнилось ровно 100 лет, долгое время он считался утраченным, пока реконструкцией и поиском не занялся редкий специалист и историк кино Николай Изволов. Невероятное событие не только для России, но и для всего мирового искусства — дебют Вертова все-таки доступен на большом экране.


«Весна на Заречной улице»

режиссер: Марлен Хуциев

22 апреля 14:00, «Каро 11 Октябрь»

Предоттепельный фильм, любимый и 60 лет спустя. История интеллигентной городской учительницы, приехавшей работать в провинциальную вечернюю школу, где в нее влюбляется местный ударник труда и гордость поселка. У учительницы есть принципы и правила поведения, у ученика — борзый характер, любимая женщина и давно сложившийся образ жизни.

Для похода компанией

«Мстители», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал» и «Мстители: Эра Альтрона»

Странный выход ММКФ в сторону блокбастеров, но объяснимый премьерой финальной части «Мстителей». Если на последний фильм можно будет пройти только по пригласительным, то первые три посмотреть с друзьями на большом экране получится наверняка. Самый простой способ встретиться с «Мстителями» на самом большом экране Москвы.

На фотографии: «Мстители: Эра Альтрона»


Фотографии: обложка – FILMPRODUKTION GMBH, 1 – «Capella Film», 2 – FUGLENE AS, 3 – Кинофестиваль в Лос-Анджелесе, 4, 5 – Московский международный кинофестиваль, 6 – Marvel Studios