«Обязуюсь поделиться мероприятием с личным текстом о дате и месте проведения в Facebook и в Instagram», — контракт с таким пунктом подписали сто перформеров-волонтеров, которые выступят на «Форме» на сете Shorparis и Максима Диденко.

Фестиваль начинался в 2012 году как что-то среднее между панк-междусобойчиком вроде «Боли» и фестивалем современного искусства. И уже в 2015 году оскандалился: на лидера группы «Отстой» Костю Кайро во время его сета напал охранник, извинения музыканту так и не принесли. С тех пор все шло по наклонной, хотя сам фестиваль становился только больше: теперь известен скорее утилизацией картин из авторских коллекций, агрессивной работой с прессой и безумными манифестами. В 2017 году, например, организаторы объявили термин Gesamtkunstwerk, когда для одного произведения объединяются несколько видов искусства, «новой формой», а теперь «выступают против утилитаризма как смысла существования человека».

При этом лайн-ап, и музыкальный, и по части искусства, здесь интереснее, чем презентабельный и скучноватый состав театральных фестивалей вроде «Территории». Настолько аккуратной, что недавно ее дирекция публично каялась за минуту гомосексуальных поцелуев на прогосударственном форуме. «Форма» тем временем исключила из участников художника Илью Трушевского, когда его обвинили в очередном изнасиловании, — и это выглядит как правильный шаг к этичным отношениям с публикой и другими художниками и музыкантами. На «Форме» много новых, но уже важных имен — о них и рассказываем.

«Форма»


Когда

27–28 июля

где

«Флакон Север» (бывший «Хлебозавод»)

сколько

от 1500 рублей за один день

На фотографии: Shortparis

Искусство и театр

Текст: Ольга Тараканова


Татьяна Чижикова

Сцена: Театр на крыше

дата и Время: 27 июня, 17:00

Чижикова — звезда новой российской хореографии, через две недели после «Формы» она покажет одну из своих постановок на важном фестивале Impulstanz в Вене — и это прецедент для местного танца. К общим для многих современных хореографов интеллектуализму и политизированности она добавляет непривычную пульсирующую страсть. Как это выглядит? Для прошлой «Формы» Чижикова с постоянной соавторкой, драматургом Анной Семеновой-Ганц, придумала соло «Ударница» о навязчивом желании выразить агрессию: там она подражала крикам игрушечного динозавра и вскидывала руки под ужасающе жизнерадостную песню Эдиты Пьехи.

Теперь, как формулирует задачу Семенова-Ганц, они взялись за «исследование тела в ситуации спущенного сверху высокобюджетного веселья». Чижикова уточняет: «Как случается переход в праздничное трансгрессивное состояние и почему нам так приятно в нем находиться? Как мы сохраняем социальные рамки во время праздников? Что такое uncanny, жуткое, в контексте навязанного праздника и что такое изнанка праздника?»


Shortparis и Максим Диденко

Сцена: Главная сцена

дата и Время: 28 июня, 21:00

Спектакли Максима Диденко чуть ли не лучше всех остальных подходят для того, чтобы впервые познакомиться с театром, который принято называть современным: они яркие, техничные и вообще больше всего похожи на мюзиклы. Только вместо веселых песен и драматичной романтики — мрачноватые медитативные марши, и Shortparis тут — стопроцентное попадание. Правда, за последние четыре года в работах Диденко не поменялось примерно ничего, и они превратились в ужасно обаятельный и качественный самоповтор.


Из чего состоит спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота»


Может быть, совместная постановка с лучшей концертной группой страны наконец-то что-то изменит. Режиссер говорит, что совместная работа была его идеей, даже условием: «Когда мне предложили сделать что-то на «Форме», я сказал, что если уж и делать, то с Shortparis. Я большой фанат». Правда, несмотря на внятную политизированность последнего хита Shortparis «Страшно», Диденко говорит, что спектакль будет «в первую очередь поэтическим, от слова поэзия».


Как Shortparis стала лучшей концертной группой страны


Главный поэтический образ — коллайдер, который ему приснился, а в реальности будет исполнен сотней добровольцев. С сотней перформеров фестиваль выстроил противоречивые отношения: пять репетиций с Максимом Диденко и хореографом Владимиром Варнавой заявлены как образовательный воркшоп, но в договоре от участников требуют выступить на самом «высоком уровне» — при этом все еще без гонораров. Документы с критическими комментариями опубликовали несколько перформеров, рассказав об одной из главных проблем в российском независимом искусстве: к сожалению, вместо оплаты труда здесь легче встретить эксплуатацию и спекулирование на причастности к искусству.

На фотографии: Lovozero

«Молчание на заданную тему»

Сцена: Театр на крыше

дата и Время: 28 июня, 16:00

В театре спектакль, в котором один актер или одна актриса действительно целый час молчат вместе со зрителями, пожалуй, смотрится не так трансгрессивно, как на музыкальном фестивале. Но на «Форме» эту постановку можно будет, видимо, использовать и чтобы отдохнуть, и чтобы как-то критически осмыслить все остальные выступления, и чтобы посмотреть на представителей трех самых известных независимых российских театров. Концепт Всеволода Лисовского впервые исполнит не один человек, а актеры из его ЦТИ «Трансформатор», петербургского театра post и казанской лаборатории «Угол».


Аня Кравченко и Lovozero

Сцена: Вторая сцена

дата и Время: 27 июня, 20:30

Аня Кравченко — сокураторка студии «Сдвиг», самой новаторской площадки перформативных искусств в Петербурге, где раз в три месяца проходит семичасовая критическая вечеринка «Ночь перформанса». Теперь она также занимается программой «Ткани» в «Мутаборе», где соединяет рейв с перформансом. На «Форме» она покажет «концерт-практику» m e r t s a n i e с одной из постоянных коллабораторок, Настей Толчневой, играющей электронику под псевдонимом Lovozero.


Lovozero: Спиритуальная электроника, вдохновленная Кольским полуостровом


В отличие от Чижиковой, эта работа будет ближе к тихому телесному искусству. «Мы взаимодействуем друг с другом и с цифровым агентом — это алгоритм, который написала Настя, он считывает наши голоса, трансформирует их и выдает звук — среду для нашего движения», — рассказывает Кравченко.


Концерт Московского ансамбля современной музыки

Сцена: Сцена новой музыки

дата и Время: 28 июня, 18:30

С этим концертом все сложно, но если он все-таки состоится полностью, то это будет большим прорывом. За неделю до фестиваля композитор Александр Хубеев рассказал мне, что случайно узнал о проблемах с оборудованием для видеочасти своих пьес и пьес Николая Попова.

Попов и Хубеев — герои европейских конкурсов, при этом их пока не так часто исполняют в России, где большая часть ландшафта новой академической музыки на границах с театром по-прежнему задана проектом «Платформа». «Платформа» открыла Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Владимира Раннера, но с тех пор прошло почти десять лет и пора бы уже появиться кому-то новому.

И вот, например, в профессиональном журнале «Музыкальная академия» именно Попова и Хубеева называют иконическими композиторами-миллениалами, которые работают с графическими, а не только нотными партитурами-инструкциями, много внимания уделяют визуальной и пространственной организации музыки и в то же время не склонны к эпатажу ради эпатажа. Еще МАСМ сыграет техно для рояля Антона Светличного и несколько пьес начала прошлого века.

На фотографии: Sonic Death

Музыка

Текст: Лев Левченко


Black Lips

Сцена: Главная сцена

дата и Время: 27 июля, 19:30

В Москву продолжают приезжать группы, которые отгремели еще в прошлом десятилетии (окей — в начале этого в лучшем случае). Вслед за Interpol, Wavves и The Vaccines этим летом можно будет послушать еще одних ветеранов нового гаражного рока из нулевых — Black Lips. За 20-летнюю карьеру они успели записать много чего: дурно сыгранный рок для драки в баре, безобидные поп-баллады, бодрое кантри и вымученную психоделику. Ну, вы поняли, к чему я клоню. Так или иначе, на своих концертах Black Lips сейчас не особо концентрируются на своем последнем альбоме — 18-трековой бессвязной махине — а, к счастью, проходятся по своим главным вещам со всех остальных записей.


«Назарбаев террор машин»

Сцена: сцена «Успех»

дата и Время: 27 июля, 16:30

«Назарбаев террор машин» называются угрожающе, выглядят (четыре мужчины в мешковатой одежде и балаклавах) угрожающе и звучат угрожающе: громкий хардкор, который иногда прерывается воплями на смеси русского и казахского о том, что «дети ментов ненавидят ментов, родители ментов ненавидят ментов». Вживую при этом это чуть ли не самая веселая группа в Москве: на ее концертах люди скорее не толкаются, а обнимаются, все кричат хором и в принципе настроены друг к другу очень дружелюбно. Хотя казалось бы.


Филипп Горбачев

Сцена: Главная сцена

дата и Время: 27 июля, 21:30

«Я звонарь, — рассказывал The Village берлинско-московский электронный музыкант Филипп Горбачев, переминаясь с ноги на ногу зимним днем в поселке Николина Гора. — Звоню тут в Никольском храме и в разных церквях. Я учился этому, и мне это нравится». Тогда это казалось симпатичной придурью, но, судя по всему, все серьезно: на «Форме» Горбачев представит программу Kolokol AV, в которой совместит оба своих увлечения — и прямолинейный кислотный рейв с живыми инструментами, и православную звонницу.


Петр Мамонов

Сцена: Вторая сцена

дата и Время: 28 июля, 19:00

В первой версии лайнапа ветеран русского рока Мамонов, довольно редко выступающий сейчас в амплуа музыканта, был заявлен с группой «Новые „Звуки Му“». Потом «Звуки» куда-то пропали, а в программе фестиваля начали писать, что Мамонов проведет творческий вечер. Без сюрпризов, в общем, явно не обойдется.


Sonic Death

Сцена: Главная сцена

дата и Время: 28 июля, 19:30

Sonic Death играли еще на самой первой «Форме» в 2012 году — тогда это был скромно названный (гуглить это словосочетание было бесполезно), тихий, практически шугейзовый проект уставшего от внимания к себе Арсения Морозова и его брата. С тех пор многое изменилось: Sonic Death — это теперь чуть ли не самая сыгранная и часто гастролирующая рок-группа в стране, которая для большой сцены подходит как мало кто, Арсений к вниманию привык и теперь делает об этом песни для «Арсения Крестителя», да и «Форма» теперь совсем другая.


«Тима ищет свет»

Сцена: сцена «Успех»

дата и Время: 28 июля, 20:30

Одно из самых впечатляющих открытий в русской музыке в этом году — группа двух Тимофеев, в которой можно услышать все, что мы любим: от Гребенщикова и Летова до Лил Пипа и группы, допустим, «Увула».


Фотографии: обложка – Театр.doc, 1 – Анна Шиллер, 2 – Марина Меркулова, 3 – Николай Корнешов / Sonic Death