Экспозиции Владимира Татлина и Александра Родченко на самом деле совпали почти случайно, признаются в Третьяковке: первая выставка должна была открыться ещё в феврале, к 125-летию Татлина, однако перенеслась на осень, а реконструкция клуба Родченко недавно стала частью постоянной экспозиции. Впрочем, вместе произведения основоположников и признанных мастеров конструктивизма позволяют по-новому взглянуть на одно из самых ярких художественных направлений прошлого века.


«РАБОЧИЙ КЛУБ» АЛЕКСАНДРА РОДЧЕНКО

В 1920-е годы рабочие клубы активно строились по всей стране и, по выражению Троцкого, были «кузницей пролетарской классовой культуры». Все новинки архитектурного и дизайнерского строительства проходили апробацию на этих «кузницах». Это были попытки создания новых общественных, идеологически выверенных мест отдыха и досуга. Так как в моде был конструктивизм, архитекторы следовали именно этому направлению при создании рабочих клубов. 

Представленный в Третьяковке объект — не исключение, а скорее правило. Спроектировал его один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а декором павильона занимался как раз Александр Родченко. Проект специально создавался для советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года. «Рабочий клуб» пропагандировал идеи конструктивизма как противовес эстетике буржуазного вкуса. Родченко был удостоен серебряной медали, а сам интерьер подарили компартии Франции. Ни в СССР, ни затем в России «Рабочий клуб» никогда не экспонировался и впоследствии был утрачен. Воссоздали его по чертежам и фотографиям немецкие специалисты для выставки в Баден-Бадене в 2008 году, после чего подарили Третьяковской галерее. Теперь «Рабочий клуб» занял своё место в постоянной экспозиции.

 


В «Гараже» открывается ретроспектива мастера перфоманса Марины Абрамович

В парке Горького открылась выставка «Нужное искусство»