«Сны для тех, кто бодрствует», «Экспансия предмета»

По традиции, ММСИ раз в год меняет постоянную экспозицию. В этот раз пространство музея поделят два конкурирующих выставочных проекта, созданные музейными кураторскими группами. «Сны для тех, кто бодрствует» — набор амбивалентных произведений в различных техниках, не предполагающих быстрого и однозначного толкования. «Экспансия предмета» — история предмета в искусстве XX века, от коллажа и рельефа до ассамбляжа и реди-мейда.

 

28 февраля —
29 сентября

 

ММСИ на Петровке

20−300 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Борис Орлов. «Фантомные боли»

В новом проекте Борис Орлов, классик соц-арта и один из немногих скульпторов на московской сцене, снова обращается к своей любимой теме — падению и закату империи. Соединяя в своих работах эстетические коды Римской, наполеоновской и советской империй, он создаёт/реконструирует некий универсальный имперский стиль. Получившиеся гибриды Орлов покрывает растительным орнаментом, символизирующим для него Хроноса, бога времени, который рано или поздно обращает всё сущее в первичную материю и предаёт забвению.

 

1 марта —
23 июня

 

Государственная Третьяковская галерея (Крымский Вал)

100−360 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Филипп Паррено

Филипп Паррено — один из любимых художников международного советника «Гаража» Ханса-Ульриха Обриста. Любимец интеллектуалов и продвинутой публики, в своих работах Паррено, среди прочих, обращается к таким темам, как ожидания зрителей и разнообразие форм репрезентации образа. На выставке в «Гараже» будет показана лишь одна его работа, одноканальное видео «Мэрилин», сопровождённое инсталляцией, отсылающей зрителя к московскому пейзажу поздней зимы. Сама героиня в кадре не появится, но зритель будет смотреть на мир её глазами.

 

2 марта —
4 апреля

 

ЦСК «Гараж»

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

 

 

Международный женский день

Кажется, зал «Рабочий и колхозница» приобретает статус главной площадки для показа темы «женщина в искусстве». После блокбастера из Санкт-Петербурга «Венера советская» Марина Лошак пригласила к работе над новым проектом Олесю Туркину из Государственного Русского музея и куратора Наталью Каменецкую. Вместе они подготовили выставку, посвящённую феминизму. Не претендуя на полное раскрытие темы, они сделали несколько акцентов, вокруг которых строится экспозиция: «амазонки авангарда» 1920−1930-х, возникновение и формирование феминизма в привычных формах (1960−1970-е) и текущее состояние дел.

 

7 марта — 12 мая

 

МВЦ «Рабочий 
и колхозница»

20−80 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Малик Сидибе. «Жизнь в розовом цвете»

В 2007 году Малик Сидибе стал первым в истории фотографом, получившим «Золотого льва» Венецианской художественной биеннале за пожизненный вклад в развитие искусства. Выбор жюри стал неожиданностью для многих, его имя было не слишком известно даже в профессиональных кругах. Сидибе начал снимать с начала 60-х, предпочитая студийную съёмку и сочетая в ней документально-бытовой статус снимков с художественным качеством. В его фотографиях Мали (а шире — и вся Африка) предстаёт не континентом смерти, как мы привыкли видеть это в репортажах последних лет, а как молодое, полное сил и энергии сообщество довольных жизнью людей. (Параллельно в МАММ идёт выставка другого фотографа из Мали, Сейду Кейты, которого когда-то открыл Сидибе.)

 

15 марта —
12 мая

 

Фонд культуры «Екатерина»

100−250 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Тимур Новиков

Ретроспективная выставка главного художника Санкт-Петербурга 90-х. В одном из первых номеров журнала «ОМ» интервью с ним называлось «Как я придумал рейв». В этом дерзком и самоуверенном заявлении была сформулирована вся его художественная стратегия. Основатель массы художественных групп и симуляционных институций, Тимур вовлекал в творческий процесс невероятное количество людей, помогая многим из них сделать карьеру. И даже ослепнув в середине 90-х, он не прекратил занятия искусством, а, окружённый преданными последователями, продолжал пропагандировать «возврат к идеалам красоты», сформулированный в манифесте его главного детища, движения неоакадемизма.

 

19 марта —
14 апреля

 

ММСИ на Гоголевском

20−150 рублей

 

 

Добавить
в календарь

 

 

Выставка конкурса «Инновация»

Как бы ни пытались столкнуть конкурс «Инновация» и Премию Кандинского в разговоре о главной художественной премии в стране, «Инновация» уверенно побеждает: у неё как минимум больше номинаций, и именно её жюри выдало пару лет назад в награду группе «Война». В этот раз за обладание брутальным металлическим бруском будут бороться 25 участников в пяти разделах. Основная номинация в этом году довольно скучная, зато большая интрига развернётся в «Новой генерации». Там есть и уральский стрит-артист Тимофей Радя, и петербургский мастер инсталляции Иван Плющ, и саунд-артист Дмитрий Морозов, более известный под именем ::vtol::.

 

21 марта —
5 мая

 

Государственный Центр современного искусства

200 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Александр Лепёшкин. «В ночном»

Александра Лепёшкина знают все, кто хотя бы иногда живёт тем, что именуется «светской жизнью» (от открытия какой-нибудь хорошей выставки до частного ужина в редакции «Афиши-Еда»): у него узнаваемая борода и рубашки в цветочек. Иногда Лепёшкин перевоплощается в клубного фотографа, однако предельно жёсткой документальности привычного всем формата, передающего в первую очередь угар (или тоску) происходящего, он предпочитает чёрно-белую съёмку и выстраивание композиции. Герои его снимков найдены на вечеринках «Лошадка» и C.L.U.M.B.A., но все они выглядят не как заблудшие оторвы, а как раз наоборот, по-ангельски умиротворённо.

 

23 марта —
12 мая

 

Галерея искусств
Зураба Церетели

100−300 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Алиса Порет

После презентации на ярмарке Non/fictio№ первого тома «Записок. Рисунков. Воспоминаний» Алисы Порет, одной из самых загадочных фигур русского искусства XX века, интерес к её жизни и творчеству заметно вырос. Ученица Павла Филонова, книжный иллюстратор (среди её работ — рисунки к первому русскому изданию «Винни-Пуха» 1960 года), ближайшая подруга Хармса и Введенского, написавшая о них крайне свободные воспоминания, к концу жизни Порет оставила массу графических листов, в которых, казалось бы, случайные слова и фразы становятся поводом для остроумного рисунка, абсурдных записок или рассказа о странных людях и событиях.

 

24 апреля —
1 июля

 

«Галеев-галерея»

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

 

 

«Верушка. Автопортреты. Нью-Йорк. 1994−1998»

Жизнь 73-летней Верушки фон Лендорф могла бы стать основой для отличного приключенческого романа со счастливым концом: урождённая графиня, в детстве оказалась в нацистском концлагере (её отец готовил покушение на Гитлера), выжила, стала супермоделью, снялась у Антониони и была музой Дали, в середине 70-х разругалась с редактором Vogue и покинула мир моды, став моделью самой себе. На выставке в МАММ — серия её автопортретов, в которых она перевоплощается в разнообразных персонажей, от Греты Гарбо и Марлен Дитрих до fashion victim и зебры из Центрального парка. Для создания всех образов она использовала платья, сделанные специально по её просьбе друзьями-дизайнерами (от Лакруа до Гальяно). Часть этих платьев от-кутюр будет привезена в Москву.

 

10 апреля — 5 мая

 

«Мультимедиа Арт Музей»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

«Размышляя о смерти»

Один из самых неожиданный проектов Года Германии в России — выставка, посвящённая смерти, подготовленная московским отделением Гёте-института. Обращаясь к теме смерти, кураторы выставки, с одной стороны, апеллируют к огромной традиции мировой культуры, осмысляющей бренность всего сущего, а с другой — обращают внимание на то, как в последние десятилетия размышления о смерти стали постепенно вытесняться безостановочным показом насильственного лишения жизниДля разговора о таком непростом предмете подобран блестящий набор художников — в состав выставки вошли, среди прочих, работы Феликса Гонcалеса-Торреса, Билла Виолы, Он Кавары и группы «Провмыза».

 

17 апреля —
26 июня

 

Музей экранной культуры «Медиаартлаб», «Манеж»

20−150 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Бильжо

Ретроспективная выставка автора культового героя карикатур Петровича соберёт самые разнообразные проекты, сделанные «врачом-мозговедом» Бильжо с начала 80-х. Помимо ожидаемых рисунков из «Коммерсанта» и сопутствующей анимации, будут показаны ранние живописные опыты, набор авторских модельных бюстгальтеров (чего стоят хотя бы «Брови Брежнева» или «Глаза В. Путина»), а также более камерный графический проект, посвящённый советской еде.

 

17 апреля —
15 мая

 

ММСИ в Ермолаевском

80−150 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Жоан Миро

На выставке крупнейшей фигуры искусства модернизма Жоана Миро будут представлены около 250 работ из собрания Фонда Пилар и Жоана Миро на Майорке, где он поселился в конце 40-х и прожил до своей смерти в 1983-м, хронологически охватывающих этот период его творчества. Выставка построена на знакомстве с основными образами, к которым он обращался (созвездия, женщина, птица), воплощёнными в различных техниках (живопись, графика, скульптура, книжная графика и тиражные работы).

 

26 апреля –
16 июня

 

ММСИ на Гоголевском

20−150 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Ребекка Хорн

Ребекка Хорн — живой классик современного искусства. Основная тема её творчества — человеческое тело, возможности его функционирования в нестандартных ситуациях и взаимодействия с окружением (так, в одном из ранних перформансов она совершила прогулку, надев на себя шлем-единорог). Она создаёт мультидисциплинарные проекты, в которых сочетаются энигматичные инсталляции, перформансы для видео и придуманные ею же объекты неочевидного назначения типа палатки-ракушки из перьев или головного убора из карандашей, выглядящего не то орудием пыток, не то средневековым аксессуаром с медицинско-сексуальным подтекстом. Помимо ретроспективной части, специально для атриума МАММ Хорн сделает новую кинетическую инсталляцию.

 

15 мая — 30 июня

 

«Мультимедиа Арт Музей»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Дипломная выставка студентов школы им. А. Родченко

Среди московских образовательных институций, посвящённых современному искусству, Школа Родченко отличается тем, что предполагает только дневную форму обучения. Два года интенсивного курса гарантируют получение молодыми авторами необходимого набора знаний для начала самостоятельной жизни на российской художественной сцене. Состав выставки пока не известен, но это как раз тот случай, когда просто интересно прийти, найти понравившуюся работу, запомнить автора, а потом наблюдать за его карьерой — и в результате радоваться его успехам или огорчаться непониманию толпы.

 

24 мая — 2 июня

 

«Мультимедиа Арт Музей»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

 

 

Дмитрий Гутов

Об этой выставке известно довольно мало, по предварительным данным это будет ретроспектива, но окончательный состав работ не утверждён. Зато про самого Дмитрия Гутова можно рассказать довольно много. Марксист, живописец, дипломированный искусствовед, мастер тончайших инсталляций (которыми когда-то и прославился), преподаватель современного искусства, а также основатель «Института Лифшица», цель которого — пропаганда творческого наследия этого советского эстетика. Помимо этого, Гутов был приглашён к участию практически во всех крупных международных выставках, включая Венецианскую биеннале (дважды!) и documenta. Так что какой бы ни была эта выставка, она определённо заслуживает внимания.

 

24 мая — 30 июня

 

ММСИ в Ермолаевском

80−150 рублей

 

Добавить
в календарь

Текст: Антон Богданов

Фотографии: Школа Фотографии Родченко