Рождение актуального искусства: Что смотреть на выставке «Еловой и окрестности» в Музее ИЗО

Рождение актуального искусства: Что смотреть на выставке «Еловой и окрестности» в Музее ИЗО

В Музее изобразительных искусств продлили выставку «Еловой и окрестности» до 3 октября. Она посвящена культурной среде Екатеринбурга конца 1980-х — начала 2000-х годов и появлению актуального искусства.

Одна из ключевых фигур в этом процессе — художник Олег Еловой. Автор создавал работы в самых разных направлениях: от акционизма и перформанса до видеоарта и кинетических инсталляций. Считается, что его наследие сыграло заметную роль в формировании локального художественного сообщества.

The Village Екатеринбург поговорил с куратором выставки Ириной Кудрявцевой и рассказывает, зачем туда идти.

ГДЕ ТЫ РАБОТАЕШЬ

«Я работаю в здании бывшей богадельни Екатеринбургского завода»

Читать 

О значении «окрестностей» и герметичности 1990-х

— Экспозиция поделена на три зала, каждый из которых рассказывает об этапах в истории художественного сообщества в конце 1980-х — начале 2000-х годов. На выставке представлены не только работы Олега Елового, но и художников, которые его окружали, входили с ним в одну творческую тусовку. Все потому, что «окрестности» в этот период значили не меньше, чем центральная фигура.

При этом живопись Елового есть в каждом зале — это сквозной мотив, который внедряется в хронологическое повествование. Олег Еловой — представитель нового поколения художников, с которым связывают рождение актуального искусства. Это комьюнити было герметичным — без прямой связи как с нонконформистами 1980-х, так и с современными авторами, которые появились после смерти Елового. Тем не менее, это не исключает влияние 1990-х годов на формирование сегодняшней культурной среды. Поэтому в каждом зале выставки есть работы современных художников, которые энергетически перекликаются с тем, что делали Еловой и его друзья. Например, перформанс Анны и Виталия Черепановых, созданный для «Черной выставки», где художники сожгли работы российских авторов из своей коллекции.

О преемственности эстетики, самоорганизациях и урало-сибирской идентичности

— Первый зал — это пролог выставки. Здесь представлены работы художников, повлиявших на творчество Елового, и его ранняя живопись. В этих картинах видны абстрактные тенденции с опорой на модернизм, примитивное искусство и фольклор. Рядом с ними находятся работы Геннадия Райшева 1970-х годов. Еловой признавался во внутренней преемственности эстетики этого художника, основанной на северных мифах и сказаниях, пластике доклассического искусства.

Помимо картин, на выставке есть архивные материалы, которые раньше нигде не были представлены. Один из первых сюжетов экспозиции посвящен группе «Басик» (на сленге «окурок» — Прим. ред.), которую основал Олег Еловой вместе со студентами-архитекторами Эдуардом Игнатьевым, Александром Голиздриным, Андреем Козловым. Они осваивали неклассические формы искусства.

В основном группа занималась акциями и хеппенингами — одной из первых выйдя в публичную среду наравне с Букашкиным. Самым массовым мероприятием «Басика» стала акция «Переправа», во время которой группа в костюмах революционных матросов и красноармейцев на надувных матрасах переплыла Исеть в районе Музея ИЗО.

В 1990-х участники группы начали заниматься индивидуальной работой, но практика горизонтальных самоорганизаций продолжилась в проекте «Сибирского клуба». Основу объединения составила поддержка региональных инициатив и презентация их на столичной арт-сцене.

«Сибирский клуб» стал важной точкой коммуникации новосибирских художников с екатеринбургскими. Это определило художественный процесс в городе на следующее десятилетие. В этом блоке на выставке представлен триптих Виктора Давыдова «Урал. Сибирь. Север». Художник не относился к «Сибирскому клубу», но его работа хорошо иллюстрирует вектор на урало-сибирскую идентичность в 1990-х.

О середине 1990-х и прототипе биеннале

Средний зал посвящен зрелым работам Елового и выставкам уральского сообщества в 1990-е. Сюжет зала сфокусирован не на живописи, а на инсталляциях и выставках. Здесь же представлены совместные проекты Елового с другими художниками.

В 1990-е значимым явлением в уральском искусстве оказалась экологическая повестка. Тогда внимание к окружающей среде объяснялось не столько озабоченностью уровнем индустриального вмешательства в природу, сколько стремлением обнаружить личный контакт с миром через слияние художественного и жизненного пространства.

Пионером лэнд-арта стал Александр Голиздрин, участник группы «Басик». Он заразил этим других художников, и они совместно начали реализовывать различные проекты. Также в них привлекли европейских художниц Терезу Перейру и Еву фон Вартбург. Общение с ними привело к тому, что Еловой и Голиздрин приняли участие в Международном симпозиуме интерактивной переработки Eurokot (в переводе с немецкого «евродерьмо», — Прим. ред.). Если для европейцев это прежде всего означало работу с потерявшими востребованность предметами, то уральские художники инициировали инсталляцию «Грязь-бар»: испачкали мокрой землей пешеходный переход и среди луж разбросали деревянные подмостки — узнаваемый элемент постсоветского города, которые вели к заколоченной стене с окошком, через которое продавали алкоголь.

На премию, полученную за Eurokot, куратор Марк Диво решил реализовать продолжение проекта, но уже в Екатеринбурге и Новосибирске. Второй симпозиум получил название Eurokon, и в Екатеринбурге он прошел в 1996 году на действующих предприятиях. Симпозиум стал первым международным проектом, который рефлексировал на темы постиндустриальности, регионального контекста и воссоединения художника с производством. На предприятиях художники делали различные работы из объектов, найденных прямо на местах.

О неживописи

В последнем зале представлена деятельность Елового, не связанная с живописью. Плюс информация о его кураторских проектах, например, Музее простого искусства Урала и Сибири. Там проводили выставки и конкурсы ювелирного искусства. В его коллекцию вошли произведения наивных художников и современных авторов, использующих язык неопримитивизма. Спустя несколько лет в Екатеринбурге появилась и галерея Eurokon, за выставочную программу которой отвечал художник Александр Голиздрин.

Дом Олега Елового тоже часто называли музеем, поэтому ему посвящен один из сюжетов последнего зала. Художник был гением места, и тусовка формировалась вокруг него не только благодаря харизме, но и по прагматичным причинам — у него было место для встреч. Двухэтажный деревянный особняк в центре города на улице Октябрьской революции, 32, десятилетие был очагом неформальной тусовки, открытой мастерской и арт-резиденцией — в доме Елового часто останавливались художники из Европы и разных городов России.

Экспозицию завершают работы, созданные после смерти Елового, как оммаж его творчеству. Например, серия картин с выставки «Привет, Олежка», которую в 2007 посвятил Еловому художник Виктор Давыдов.

Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Первая полоса

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Подпишитесь на рассылку