Как терапия помогла новому альбому «Спасибо» «Все барьеры спали, я смог говорить»

Как терапия помогла новому альбому «Спасибо»

Для Расела Рахмана, фронтмена московской инди-группы «Спасибо», это был сложный год. Похороны одного из близких людей, расставание с девушкой, накал до предела в отношениях с родителями — вдобавок ко всему предыдущий альбом «Навсегда» казался ему провалом.

«Я не знаю, откуда у меня взялись переживания. Но, когда мы его выпустили, многие говорили, коллеги по сцене, что это дроч. „Это круто очень, но никто, кроме тех, кто тебя знает, не будет это слушать. На что ты рассчитывал? Третий альбом же ключевой“». «Спасибо», играющая то панк, то шугейз, то гараж, то психоделику (а скорее все вместе), существует с 2013 года, но кроме небольшой известности на московской сцене и в крупных городах не добились почти ничего. В то время как начинавшие примерно в то же время группы-коллеги по сцене (назовем ее сценой фестиваля «Боль») попадали в телевизор и начинали ездить в многомесячные туры. Да, пожалуй, это обидно.

Сам Расел говорит, что не мог сказать и сделать иначе то, что получилось на альбоме: «Навсегда» стал альбомом взрослого человека, у которого умирают друзья, у других друзей рождаются дети, а сам он пытается эту новую реальность осознать. Тем не менее неудовлетворенность реакцией на альбом закопала его, но он нашел выход: терапию.

«Моменты самоуничтожения я заканчивал одним и тем же: я сижу, выношу всем мозг и говорю: „Найдите мне аналитика, подарите мне на день рождения, сделайте что-нибудь. У меня нет денег, но мне нужно кому-то это все рассказывать вместо вас“. И в этот момент я нахожу возможность ходить. Это было довольно дорого, но я решил, что ладно, оно стоит того. После первого похода наступила эйфория. Все барьеры спали, я смог говорить. Хотя мне раскрепощаться особо не надо. В первое время меня просто хвалили. Аналитик говорила: „Все вы правильно делаете, чего вы сомневаетесь?“».

Вышедший 30 октября четвертый, одноименный альбом «Спасибо» старается разобраться с этими проблемами: Рахман поет тут о внутренней пустоте, расставаниях, диктатуре внутреннего голоса, который всегда говорит не то, о неуверенности и том, как с ней справиться, наконец, об отчуждении в доме (при помощи рассказа о любимой кошке).

Текст
Артем Макарский

Редактор
лев левченко

Фотографии
Аня Холина

Ключевое слово для описания звука нынешних «Спасибо» — «горение»: здесь все словно приглашает в мошпит, дарит выброс адреналина. С тех пор как у группы появился второй барабанщик, Павел Еремеев, с которым они уже давно работали как со звукорежиссером, не могло получиться иначе — эта мощь чувствуется не только на концертах, но и в записи. При этом звук здесь все же самый доступный за всю историю группы. Это тоже не просто так.

«Кирилл Городний из „Пасоша“, когда я его спросил, что самое неожиданное может сделать группа „Спасибо“, ответил: „Записать поп-альбом“ (Городний подтвердил корреспонденту The Village эти слова. — Прим. ред.)». Городний вместе со многими другими друзьями группы появляется на обложке вместе со своей женой Соней, а также входит в фокус-группу, оценивавшую альбом до его выхода.

«Мы заранее продумали моменты, когда в группе есть какие-то разногласия по поводу песен. Создали фокус-группу, в которую входят люди, которые нас уважают. Есть мой друг, который к музыке вообще не имеет отношения и рэп слушает, а не музыку вроде нашей. Нам интересно, понятны ли слова, что-то еще. Людям это надо слушать».

Фокус-группа — это слово откуда-то из бизнес-аналитики, поэтому от мира «Спасибо» кажется чем-то далеким, но только поначалу. В фокус-группе в целом нет ничего плохого, такая есть у многих творческих людей, да и как минимум Рахмана нельзя назвать далеким от индустрии человеком, витающим в облаках: сейчас он работает арт-директором в клубе Punk Fiction, до этого работал в клубе «Дич» — и закрытие последнего тоже оставило свой след.

«Я стал безработным и понял, что не хочу ничего делать, кроме музыки. Пока работал в „Диче“, не мог записать альбом. Не хотелось выяснять, какой гонорар у артиста, и стало тяжело совмещать подсчет процента в клубе с вольным полетом мысли и рефлексией о происходящем в жизни».

Сейчас совмещать работу с музыкой получается — но в целом Расел сравнивает происходящее в жизни с революцией, когда после важных событий наступает тяжелый период, но затем становится проще. «Я стал смелее, агрессивнее, начал заниматься реальными вещами. Жизнь перешла в стадию сложной, тяжелой, неприятной, не приносящей большого удовольствия. Но это следствие запущенности. Раньше я должно этим не занимался». Вспоминаю о том, как пару лет назад на «Боли» Расел говорил, как важно лечить депрессию и обращаться к врачу — сейчас я понимаю, что сказано это было более чем с учетом личного опыта. Впрочем, стоит вернуться к поп-музыке. «Спасибо» не звучит так, как вы можете подумать, услышав слово «поп-альбом»: здесь есть и гаражный рок, и эмо-панк, и читка, и оркестр, а завершается все соло в духе Queen. При этом это очень доступный альбом — с чем согласен не только Расел, но и его аналитик. «Она сказала, что сильно понятнее стало во всех отношениях. Музыка понятна. Сведение понятнее, тексты понятнее. Они сами, на мой взгляд, [все еще в чем-то] перенасыщены. Но это уже мой стиль».

Работа над собой помогла Раселу в первую очередь не стесняться — тексты для двух песен, «Спасибо» и «Пустота», были написаны им еще в 16 лет, как и рифф для песни «Считалочка». Он говорит, что «Спасибо» — ту самую, с соло — показывал группе еще на самой первой репетиции, но группа не поняла, поэтому он убрал ее в стол до лучших времен.

Сложно сказать, испытывает ли гитарная сцена в России лучшие времена, но определенно к ней все сильнее возрастает интерес, а сам Расел в разговоре цитирует Алексея Августовского из «Увулы», сказавшего ему, что на новом альбоме его группа «повернулась к слушателю». Это касается не только «Увулы», но и «Спасибо», и, например, «Пасош», на своем альбоме «Бессрочный отпуск» абстрактное «мы» снова поменявшие на «я».

В новой гитарной музыке стало меньше страха, причем это не обязательно связано с текстами, просто группы решаются делать то, на что раньше, может быть, не совсем решались: Bicycles For Afghanistan ушли в эксперименты и на последнем сингле совмещают краут-рок с гроулингом, а Botanicheskiy Sad, наоборот, ушли в чистый звук на новом ЕР. «Спасибо» как альбом — явно еще одно доказательство перемен в местной сцене.

Стоит отметить, что «Спасибо» не позиционируют себя как группа одного человека — и мы сидим с Раселом наедине в первую очередь потому, что интервью с группой могло бы превратиться в полный хаос. Как вообще устроены «Спасибо» с точки зрения организации?

«Я основатель группы, я из первого состава. Предпочитаю рассказывать, что мы вдвоем с другом придумали, который уже с нами не играет. Идейным лидером всегда был я, и последнее слово остается за мной. Если я категорически что-то не принимаю, то этого не будет. Но все же есть фактор большинства. У нас демократия. Я приношу основу текста. Но каждый приносит свою партию. Как правило, если кто-то настаивает на решении, если мы чувствуем уверенность в этом вопросе, то в итоге это сохраняем».

Иногда случаются сложные ситуации — песню «Горох» обсуждали уже не только всей группой, но и товарищами из фокуса: из нее чуть не исчез глэм-вокал, который звучит с середины песни. Его пришлось перезаписать, но все-таки получилось отстоять. Она слегка отличается от остальных песен и будто бы говорит про политическую ситуацию в стране. Но Расел отмечает, что, хотя есть в ней и такая трактовка, в первую очередь он писал текст про внутреннего тирана, который иногда ведет себя с тобой, возможно, и хуже властей.

«Ключевым результатом терапии является альбом — то, как он выглядит, про что он. Что происходит внутри группы. Первое, что я сделал после похода к аналитику, — сказал чувакам, что нам нужно поговорить. Мы просто делали все по инерции. Я понимал, что я по факту лидер, но внутри у меня не было смелости. Не получалось поднять вопрос, высказать недовольство, обозначить задачи, расставить точки над „и“. Когда нет внутреннего желания, невозможно управлять процессом. Разговор позволил распознать свой аппетит. Что можно сделать. Путь к своим целям — это самое сложное».

Цель — то, что отличает творческий метод Расела в плане написания текстов: у его песен всегда есть концовка. Песня, которая кардинально отличается от других, оборванная словно на полуслове, но кажущаяся самому Раселу на альбоме главной (небеспочвенно), называется «Кошкин дом» и посвящена смерти его кошки. Сначала ему казалась странной идея петь о такой вещи, но через нее получилось рассказать о самой сложной теме ссоры с родителями.

Второй куплет песни он смог дописать только после примирения — в итоге в «Доме» совместились воедино и все претензии, и все надежды, и хорошие моменты, и плохие. Сам Расел говорит, что для него это одна из самых сложных песен — самая лучшая, что он пока написал. В ней тоже есть внутренняя смелость: про струнный квартет он говорит, что ему всегда хотелось сделать что-то подобное, но думал, это слишком в духе Эллиота Смита. Когда он сказал себе: «А кто сказал Эллиоту Смиту, что он звучит, как Эллиот Смит?» — ему стало легче.

Расел Рахман чувствует себя ближе к дому. В общем-то, он и вернулся домой: после лета на Цветном бульваре, во время которого он застал практически все митинги за честные выборы, он уговорил соседку найти квартиру на Аэропорте — в его родном районе. Мы сидим напротив дома, куда переселили его маму, в кафе, на ступеньках которого он часто сидел в компании с гитарой. Район сильно меняется: пока готовился этот материал, решилась судьба кинотеатра «Баку», который на днях начали сносить. Во время разговора мы обсуждали, как Расел с девушкой ходили туда в домашней одежде на сеансы. Его маму переселили в новый дом тоже не просто так: старый начал рушиться из-за строительства хорды.

«Я с Цветного бульвара ходил сюда пешком. В ночи доходил до своего дома и обратно. Подумал: а зачем жить в центре? Здесь у меня ощущение, что я ближе к каждому. Мне тут дико нравится. Все сильно спокойнее и роднее. При этом меня с местностью ничего не роднит, я никого не знаю. Все мои старые друзья — я больше не дружу с ними. Только к маме хожу. Но это офигенно».

В этих словах нет ничего грустного, хотя со стороны может показаться иначе — но до этого Расел отмечает, что и обложка альбома нравится ему потому, что на ней не сразу заметно, что участники группы грустят в разгаре вечеринки. Песни на «Спасибо» тоже грустные, но они в какие-то моменты дают ощутить покой, а в какие-то — выброс энергии. Как говорит Расел, все альбомы его группы начинаются с духоподъемной песни, а заканчиваются жизнеутверждающей. Вот и одноименный альбом заканчивается словами «Спасибо, что живу, спасибо, что люблю». Никто, кроме этой группы, не может так быстро помочь найти надежду и свет внутри себя. Будьте уверены: они в этом действительно разбираются.

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной» Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой

Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»
Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»«Беларусь — это очень классный буфер»
Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»

Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз» «Беларусь — это очень классный буфер»

Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены
Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены«Слушая „Кино“, я увидел своего отца молодым — как они развлекались, чем жили»
Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены

Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены «Слушая „Кино“, я увидел своего отца молодым — как они развлекались, чем жили»

Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России
Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России«Мы взрослые 30-летние мужики, которые любят постфантастику и постапокалипсис»
Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России

Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России «Мы взрослые 30-летние мужики, которые любят постфантастику и постапокалипсис»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной» Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой

Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»
Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»«Беларусь — это очень классный буфер»
Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»

Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз» «Беларусь — это очень классный буфер»

Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены
Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены«Слушая „Кино“, я увидел своего отца молодым — как они развлекались, чем жили»
Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены

Шарлот: Как битломан из Самары превращается в одну из главных звезд отечественной поп-сцены «Слушая „Кино“, я увидел своего отца молодым — как они развлекались, чем жили»

Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России
Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России«Мы взрослые 30-летние мужики, которые любят постфантастику и постапокалипсис»
Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России

Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России «Мы взрослые 30-летние мужики, которые любят постфантастику и постапокалипсис»

Комментарии

1 комментарий
Показать

На данный момент эти ребята - лучшая рок-группа в России. Точка. 

Комментировать

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Первая полоса

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях? И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелитьИ попасть в элиту мирового бизнеса
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить И попасть в элиту мирового бизнеса

Как женщины в России борются с насилием
Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин
Как женщины в России борются с насилием

Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин

Подпишитесь на рассылку