Неделя «Другая Россия» стремится к концу. Мы рассказали, на что тратят деньги люди в Якутске, Самаре, Новом Уренгое и других городах России, составили словарь универсальных слов и выражений и рассчитали индекс чашки кофе. Для этого материала мы пообщались с бывалыми путешественниками и узнали о том, где и как в России можно провести отпуск.

Оглавление:

Камчатка

Ольга Цветкова:

Я хожу в горы для того, чтобы прочистить мозг. Когда идёшь по сложному маршруту, не думаешь о домашних проблемах, о работе, о сложных отношениях, думаешь только о том, как сделать следующий шаг и не упасть. На Камчатку я ездила с турклубом, который организовывал поход. Он обеспечивал всю еду, палатки, с нами ездили инструкторы. Билеты на самолёт я покупала сама, хотя их может купить и турклуб, причём выбрать удобный и дешёвый вариант. Я летела с двумя пересадками — из Санкт-Петербурга в Москву, из Москвы в Хабаровск, а оттуда — в Петропавловск. Билеты туда и обратно обошлись в 36 тысяч рублей, но я брала их в последний момент, если готовиться к поездке заранее, можно найти варианты подешевле. В Петропавловске можно поглазеть на океан, но особых достопримечательностей этом городе нет, так что можно сразу отправляться на маршрут.

Главная сложность на Камчатке — транспорт. Если есть деньги, можно нанять и ЗИЛ, и даже вертолёт в городе и облететь все красоты, побывать на всех сопках. Но это стоит под сотню тысяч рублей, и поэтому есть смысл присоединиться к турпоходу. Мне наши инструкторы предложили два маршрута — лайт и про. Я попала в группу про, и мы прошли 130 километров за 12 дней по горам. Это очень сложное испытание. Во-первых, на маршруте постоянные подъёмы. Мы залезали на три вулкана — Горелый, Авачинский и Мутновский. Во-вторых, мы шли не по проложенным тропам, а по дикой природе. Был август, но предыдущая зима была очень снежной, поэтому все горные реки и ручьи были полноводными, много приходилось ходить вброд — по пояс в ледяной воде, а возможности переодеться не было, не было и смысла, через полчаса снова приходилось идти вброд. В горных реках — сильное течение, пару раз было очень страшно. Неподготовленным людям я не посоветовала бы такой поход.

Камчатка, конечно, — удивительное место, там абсолютно нетронутая природа, дикие звери не боятся людей и подходят очень близко. Когда выходишь из палатки в пять утра в туалет и видишь мишку в пятидесяти метрах от тебя, эмоции зашкаливают. Вместо того, чтобы орать и прятаться, все вылезают и начинают его фоткать. К ребятам из лайт-группы медведь пришёл в лагерь и сожрал половину еды. Ещё там очень красиво — водопады, каждый день встречаются горячие источники, в которых можно плавать, грязевые источники, высокогорные озёра, температура воды в которых +2 градуса, в них тоже классно купаться. Два дня мы стояли на берегу Тихого океана, ловили красную рыбу чуть ли не руками, её было очень много. Мы жарили, коптили, солили, ели свежайшую икру.

Билет: Москва — Петропавловск-Камчатский: 21 400 — 31 800* рублей

Когда ехать: в конце лета — начале осени

Что сделать: подняться на вулкан, искупаться в горячем источнике, полюбоваться Тихим океаном

Что привезти: красную икру

Байкал

Мария Панюшева:

У меня всю жизнь было огромное желание съездить на Байкал. И зимой я подумала: «А почему бы нет?» Поездку организовала сама, зимой купила дешёвые билеты на июль, а турбазы выбирала где-то за месяц до заселения. Искала по интернету, по форумам, нашла много полезных отзывов. Летом есть проблема попасть на Байкал, дешёвые билеты быстро раскупают, а поселиться на месте — дело нетрудное. Места для палаток не ограничены, и можно жить на территории турбаз, где есть охрана, некоторые удобства типа душа.

Турбазы — это деревянные домики, в которых есть кровати, а удобства расположены на улице. Аскетизм, конечно, но Байкал прямо рядом, это главное. Жильё стоит от одной до пяти тысяч рублей за двухместный домик, палатки — рублей 100–300 за ночь. Мы отдыхали с ребёнком, нам не требовалось особенных развлечений, только вовремя поесть, искупаться, поспать, поиграть — и по кругу. Детей было много, кое-где были игровые комнаты, батут и прочее. Турбаз вокруг много, и мы ходили играть в самые обустроенные. Присутствие соседей чувствуется в выходные, когда на берег съезжаются иркутчане и слушают музыку. Мне они не мешали. На базе можно есть в столовой, разнообразно и очень дёшево (300 рублей в день), можно в кафе, тоже вкусно, но дороже — один визит около 500 рублей. Из развлечений — прогулки и катание на лодках. Многое зависит от бухты: где-то всё заточено под досуг, куча прокатов, горки, тиры, гидроциклы; а какие-то – тихие и самобытные. Около нас была база геологического факультета, где тусовались геологи и рыбаки. Мужики там ловят рыбу, готовят её, живут спокойно, как в прошлом веке. В общем, там всё по-разному.

Инфраструктура — больное место. Её нет. Душ и туалет обычно на улице. Номер с раковиной — верх благополучия. Изнеженных городских людей, наверное, может шокировать. Причём вода течёт ледяная, прямиком из скважины. Был ещё душ на улице, тоже из скважины, я даже пристрастилась к закаливанию. Байкал сам тоже ледяной, зато на улице очень жарко, это вообще второе место на Земле по количеству солнца в год после Калифорнии. У меня загар до сих пор виден. На себя и ребёнка я потратила около 60 тысяч рублей за две недели, с перелётом и всеми делами. Отдыхают там в основном местные и жалуются на это: иностранцев не привлечь, так как или дорого, или дико. На нас, москвичей, смотрели подозрительно, не понимая, зачем мы туда поехали. Я, в свою очередь, не понимаю их вопроса, это же Байкал! Природа такая прекрасная и ещё не испорченная, что ничего и не требуется. Загораешь, чабрец собираешь, плаваешь в ледяной воде, кайф.

Билет: Москва — Иркутск: 20 600–
22 300 рублей*

Когда ехать: в июле-августе или на новогодние каникулы

Что сделать: купаться в самом глубоком озере мира или кататься по нему на снегоходах

Что привезти: копчёного омуля, сушёный чабрец

Алтай

Анатолий Кокин:

Я ходил в пеший поход по Алтайским горам с турклубом, в составе группы было около тридцати человек. Сразу скажу, что неподготовленным туристам лучше не ездить на Алтай без опытного инструктора: эти горы опаснее, чем в Крыму или Хибинах. Сначала мы прилетели в Новосибирск, аэропорт Толмачёво, оттуда был трансфер на пазиках через Бийск до села, откуда начинался наш маршрут. Туда мы добирались почти сутки. Мы шли по маршруту через Мультинские озёра, взбирались на гору Колпан — три тысячи метров высотой. Это удивительный и очень красивый маршрут, на котором нечасто встречаются другие группы, несмотря на то, что мы ездили в разгар сезона. Было несколько опасных моментов: осыпались камни, один участник похода пренебрёг техникой безопасности и повредил ногу.

На Алтае часто идут дожди, даже в июле и августе, но нам повезло — две недели стояла хорошая погода. Алтай — популярное место у туристов, которые любят конные прогулки и сплав по рекам, многие турклубы предлагают совмещённые туры: несколько дней в седле, несколько — на байдарке. Можно в частном порядке арендовать лошадь или лодку у местных. Также организовывают туры, знакомящие с культурой местного населения: можно съездить в гости к шаманам, в некоторых деревнях сохранился самобытный языческий уклад. Стоимость туров колеблется от 20 до 50 тысяч рублей без учёта перелёта.

Билет: Москва — Новосибирск: 14 300–16 500* рублей

Когда ехать: в июле-августе

Что сделать: гулять по горам, кататься на лошадях, сплавляться по горным рекам

Что привезти: мёд, целебные травы, обереги алтайских шаманов

Архыз

Ольга Цветкова:

В поход на Архыз мы пошли сами в компании друзей. Нам очень повезло наткнуться на дешёвые билеты, туда-обратно мы слетали всего за пять тысяч рублей. У нас была цель — посмотреть в два телескопа. На Северном Кавказе есть специальная астрофизическая обсерватория РАН, а в ней — крупнейший в Евразии телескоп. Серьёзная штука. Рядом находится ещё один телескоп — РАТАН-600. Оба недалеко от станицы Зеленчукская, туда можно добраться на автобусе из Минеральных Вод часов за пять. Потом от Зеленчукской тоже лучше брать автобус, обсерватории находятся на высокой горе. Там проводят экскурсии за умеренную плату, рублей 200. Можно заночевать в гостинице и прийти на ночную экскурсию, полюбоваться звёздным небом. В большие телескопы, конечно, смотреть нельзя, это слишком тонкие механизмы, нужные для работы учёных, но вокруг них много телескопов поменьше, как раз для любителей и интересующихся. Экскурсии очень интересные и подробные.

После посещения обсерваторий мы отправились в горы. Мы были там в сентябре, обычно с началом сентября заканчивается туристический сезон, и было уже прохладно — градусов 10. Я поехала туда вернувшись из Исландии и думала, что природа меня немного разочарует, но с ума сойти, как красиво в горах Северного Кавказа. Пожалуй, мне понравилось там даже чуточку больше, чем в Исландии, хотя водопады менее впечатляющие. Народ там славный, мы ели кучу местной кавказской очень дешёвой и очень вкусной еды.

Билет: Москва — Минеральные Воды: 10 600–12 100* рублей

Когда ехать: весной и летом

Что сделать: пить минеральную воду, дышать горным воздухом, посетить обсерваторию

Что привезти: горную малину, мёд, минералы

Карелия

Ольга Цветкова:

В Карелии я бывала много раз. Ходила на байдарках по реке Вуоксе и по Ладоге, когда стала постарше, ездила с друзьями на машине в мраморный карьер, который находится в горном парке «Рускеала», это очень красивое место, и питерское метро строили именно из мрамора, добытого в этом карьере. В Петрозаводске я бывала и зимой, и летом. Там красивая набережная, хорошие рестораны как национальной карельской, так и европейской кухни. Летом на комете можно доехать до острова Кижи. Это недешёвая поездка, туда-обратно на одного человека около трёх тысяч рублей, и комета ещё советских времён, пахнет бензином и как будто вот-вот развалится, но поездка того стоит. На Кижи живут историки и сотрудники музея, они стараются восстановить древний уклад карельской жизни — засеивают часть острова пшеницей, убирают её осенью и делают хлеб по старым рецептам, собирают ягоды и мёд, восстанавливают фольклор и дают концерты народной песни. Водопад Кивач прекрасен в любое время года, он совсем разный летом и зимой и очень впечатляет своими размерами.

Главная идея— в том, что, в отличие от Архыза и Камчатки, в Карелию можно приезжать за спокойными мерными прогулками, узнавать что-то новое, не проверяя себя на прочность. Сюда можно приехать на выходные или на праздничные дни и прекрасно отдохнуть.

Билет: железнодорожный Москва —Петрозаводск: 2 500–18 700 рублей

Когда ехать: в любое время года

Что сделать: байдарки, катание на собачьих упряжках, посещение национальных парков — масса вариантов

Что привезти: шунгит, карельские национальные шапочки, исландский мох

Красноярские столбы

Люся Онищенко:

Я попала в Красноярск в командировку и решила остаться ещё на пару дней, чтобы посмотреть на знаменитые столбы — отвесные скалы. Я поселилась в хостеле Sibtourguide за 700 рублей в сутки, бросила там вещи и вместе с провожатым отправилась исследовать окрестности города. Вход в заповедник «Столбы» — в двадцати минутах езды на машине от города. А от входа в заповедник до самих столбов нужно ещё прилично идти. Это совершенно особенное место. Не только из-за природы, но и из-за сложившейся там культуры столбизма. У столбистов — альпинистов, которые покоряют столбы, — свои шутки, мемы, песни, приколы, привычки. Ещё одна интересная особенность столбов — так называемые избы. Вообще строительство на территории заповедника запрещено, но каким-то образом, вследствие юридических коллизий, там когда-то возникли избы. В избах живут столбисты и платят какую-то очень скромную ренту за них. Обычно избу снимает целая компания людей.

Нам повезло, мой провожатый был хорошо знаком с некоторыми столбистами, и они помогли мне забраться на первый и на второй столб. Без них я не преодолела бы и половины пути. Потом были экспресс-занятия болдерингом на так называемом Слоне (валун своеобразной формы) и шоу-программа от очень крутого седого дяденьки, который поднялся на самый опасный столб (скалу Перья) и спустился как ящер — почти вертикально, головой вниз, между камнями. Вечер был проведён с местным колоритом: мы пошли в избу жечь костёр в гроте у подножья скалы, есть мясо и пить наливки.

Билет: Москва — Красноярск: 17 000–19 000* рублей

Когда ехать: весной и летом

Что сделать: попробовать взобраться на столб

Что привезти: магниты с единорогом, гербом города, кусочки каменных пород

* — Цены указаны на дату публикации материала

ФОТОГРАФИИ: Shutterstock,  Michele Solmi,  Sergey Gabdurakhmanov,  Pavel Kazachkov,  Ilya Schurov,  Polina Myakinchenko,  stolby2007,  Sergey & Jenia,  Anzhi86/Wikipedia.