26 сентября, суббота
Москва
Войти

Самые знаковые экспонаты виртуальной выставки «Космос: рождение новой эры» Как начать знакомство с космическим проектом Политехнического музея, галереи Тейт и «Википедии вещей» Thngs

Самые знаковые экспонаты виртуальной выставки «Космос: рождение новой эры»

Выставка «Космос: рождение новой эры» — это международный проект о первых российских космических путешествиях. Выставка стала результатом масштабного исследования, которое продолжалось пять лет. Ученые и музейщики из России и Англии по крупицам собирали архивные документы и памятные вещи, принадлежащие пионерам космонавтики, чтобы раскрыть личные истории людей, которые участвовали в создании космической эры.

Инициаторы выставки — лондонский Science Museum и Наталья Сидлина, которая впоследствии стала организатором выставки с английской стороны, а теперь — куратором русской коллекции в галерее Тейт.

После того как выставка прошла в Лондоне и Москве, создан виртуальный каталог экспозиции. Платформой для него стала «Википедия вещей» Thngs — международный стартап родом из России.

The Village пообщался с создателями выставки и попросил отобрать семь знаковых вещей, с которых лучше начать знакомство с проектом.


Наталья Сергиевская

заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея, куратор выставки

«Космос: рождение новой эры»

Идея была не только в том, чтобы рассказать факты о российской космонавтике. Наша цель — рассказать о легенде, о судьбах удивительных людей, причастных к первым полетам в космос. О том, как невозможное становится реальностью.

Можно было пойти простым путем, чтобы сделать выставку: собрать экспозицию из макетов и экспонатов из российских музеев. Но стало понятно, что если уж запускать такой большой уникальный проект, то надо показывать те объекты, которые никто и никогда раньше не видел. Команда собирала подлинные «документы» тех первых космических полетов: реально летавшие аппараты, технологические макеты кораблей, станций, луноходов, которые были самыми прорывными изобретениями того времени.

В переговоры было вовлечено большое количество российских предприятий космической отрасли. В конце концов, выставка собрана из экспонатов более чем 25 коллекций. С одной стороны, были крупные фантастически красивые объекты, которые было нереально сложно перевезти через границу. С другой — был перелопачен огромный массив архивных материалов. Организаторы встречались и с ныне живущими космонавтами первой плеяды, такими как Терешкова, Леонов, и с родственниками Королева, Гагарина, и с большим количеством других людей, причастных к первым полетам, про которых в России никто никогда не слышал.

Затея выставки была в том, чтобы поговорить о тех мечтателях, которые не думали о том, что полет в космос невозможен. Они просто полетели.

В какой-то момент удалось убедить организаторов в том, что выставка должна быть показана и в Москве, иначе большая часть объектов, про которые мы еще школьниками читали в учебниках, снова вернется на закрытые предприятия и их больше никто никогда не увидит. Было принято решение, что выставка должна состояться на ВДНХ. Все участники довольно сложного организационного процесса (ВДНХ, Политехнический музей, Science Museum и РОСИЗО) пытались договориться о том, насколько сильно изменится концепция выставки. Казалось, что делать выставку точно такой, как в Лондоне, было бы странно, учитывая уровень осведомленности российской аудитории об истории и героях отечественной космонавтики. Мы решили сместить акценты, подчеркнув фантастичность того, что было совершено нашими соотечественниками, мы рассказали о космосе как о мечте.

Кроме космических аппаратов, в выставку вошли и произведения искусства — именно они создавали ореол мечты, сбывшихся надежд и фантазий. Среди них были, например, работы авангардистов начала XX века, которые создавались тогда же, когда первые конструкторы и первые идеологи космических полетов (Королев, Глушков, Циолковский) мечтали о том, что сейчас уже кажется нормой, а тогда казалось абсолютно невозможным. Художественные произведения были представлены из коллекции Третьяковской галереи, Музея архитектуры имени Щусева, частных коллекций.

В разделе, посвященном пребыванию человека в космосе, мы разместили архитектурные акварели Галины Балашовой, которая в реальности занималась проектированием тех самых интерьеров, о которых мечтали люди в начале «космического» века. Искусство пронизывает всю выставку параллельной нитью — нитью мечты.


Дима Девинн

сооснователь и СЕО Thngs

Мы создаем «Википедию вещей». На Thngs можно находить интересные вещи, и вскоре их можно будет обсуждать, собирать в коллекции, а некоторые даже купить. Сейчас мы сфокусированы именно на работе с музейными коллекциями, их оцифровке и публикации онлайн-выставок. Это очень интересный формат, на Thngs выставки проходят вне привычного музейного пространства и не ограничены во времени — любой может получить доступ к экспонатам и их историям, где бы он или она ни находились. Это в своем роде возведение мостов между культурами: например, школьник из Токио или астронавт из Калифорнии имеет доступ к знаниям о советской космической программе, а также о мечтах и ценностях того времени через экран своего устройства. А еще это просто красиво.


ОРМ-65 ракетный двигатель

Дата: 1936

Разработчик: РНИИ-3 (ex ГДЛ)

Производитель: ОКБ-465 (now НПО ЭнергоМаш)

Дизайнер: Валентин Глушко

Страна происхождения: ЛенинградСССР

Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-52 разработали в Газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко. Он стал одним из самых мощных двигателей из ранней серии ОРМ. Он работал на смеси керосина и азотной кислоты и вырабатывал очень значительную мощность для своего времени — 300 кгс. Благодаря этому ОРМ-52 использовали в одной из первых экспериментальных жидкотопливных ракет — РЛА-2. В соответствии с проектом ракета должна была подняться вертикально вверх, достичь высоты четырех километров, а затем выпустить парашют с метеорологическими инструментами, установленными в верхней части. На волне успеха двигателя ОРМ-52 разработали еще несколько мощных жидкостных двигателей после ряда попыток: от ОРТ-53 до ОРМ-70, которые могли производить до 600 кгс мощности.

Сосиски «Малютки», космическая еда

Дата: 1985

Производитель: ВНИИКОП (Institute of Canning and Vegetable-Drying Industry)

Страна происхожДения: СССР

Вес: 100 г

Материалы: сталь

«Спутник-3»

Дата: 1958

Разработчик: ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия»)

Производитель: ОЭФНП и ДА

Страна происхожДения: Королев, СССР

Масштаб: 1:10

«Спутник-3» создали в ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия»). Он стал фактически первым спутником, действительно подготовленным для научной работы. «Спутник-1» делали ради самого факта запуска объекта в космос, а «Спутник-2» проектировался впопыхах — к годовщине Октябрьской революции. «Спутник-3» же был значительно крупнее и содержал большое число всевозможных измерительных приборов. На нем были установлены магнитофон для записи телеметрии, экспериментальные солнечные батареи и работающий от них радиомаяк, а также датчики для регистрации космических лучей, уровня радиации, анализа солнечного излучения и другие.

Запуск «Спутника-3» состоялся 15 мая 1958 года с помощью доработанной ракеты-носителя Р-7: для вывода полезного груза массой 1327 кг понадобилось создание дополнительного ракетного блока. Аппарат успешно вышел на вытянутую эллиптическую орбиту и оставался на ней до 6 апреля 1960 года. По результатам запуска «Спутника-3» создано целое семейство аналогичных аппаратов.

Космический костюм для собак, скафандр

Дата: 1950

Разработчик: Завод «Звезда» (now НПП «Звезда»)

Производитель: Завод «Звезда» (now НПП «Звезда»)

Страна происхожДения: ТомилиноСССР

Размеры: 400 × 20 × 210 мм

Вес: 105 г

Материалы: ткань цвета: камуфляжныйзеленый

Спускаемый аппарат космического корабля «Восход-1»

Дата: 1964

Разработчик: ОКБ-1 (now РКК «Энергия»)

Производитель: ОКБ-1 (now РКК «Энергия»)

Страна происхожДения: Королев, СССР

Кресла для трех членов экипажа с трудом вошли в «Восход». Пришлось пожертвовать комфортом — космонавтам приходилось изворачиваться, чтобы увидеть панель управления. Кроме того, средства эвакуации также не поместились, и космонавты не покидали борт на протяжении всей миссии. Возвратная ракета замедляла скорость корабля, опускавшегося на Землю.

Скафандр «Кречет»

Дата: 1969

Производитель: Завод «Звезда» (now НПП «Звезда»)

Страна происхождения: Томилино, СССР

Размеры: 0.6 × 0,85 × 2 м

Вес: 85 кг

Материалы: прорезиненная ткань, синтетическая ткань, сталь

Цвета: белый

«Кречет» разрабатывался на научно-производственном предприятии «Звезда» им. Г. И. Северина в рамках советской «лунной программы». Поскольку она сильно отличалась от американского аналога, к скафандру предъявлялись совершенно другие требования, что в итоге позволило разработчикам установить несколько технологических рекордов. Так, «Кречет» мог обеспечить автономную работу космонавта на Луне в течение 10 часов, что достаточно для пятикилометрового пешего перехода.

В скафандре были предусмотрены две независимые системы кондиционирования: одна обеспечивала равномерную циркуляцию и регенерацию атмосферы, а другая (КВО, представленная здесь) — отвод тепла. Для этого под «Кречет» надевался специальный комбинезон, в который было вшито в общей сложности около 100 метров трубок, по которым текла вода. Таким образом, можно было отводить около 400 Вт тепла. Но за все приходится платить: масса костюма, заполненного водой, составляла больше трех килограммов, а скафандр «Кречет» и вовсе не был предназначен для надевания — он был так велик и тяжел, что в него нужно было «входить» через люк в спине. «Кречет» ни разу не использовался по прямому назначению из-за отмены «лунной программы». Однако большая часть его систем, в том числе и КВО, нашла применение при разработке скафандров серии «Орлан», которые до сих пор применяются для работы в открытом космосе.

Луна-16, масштабная модель

Дата: 1972

Разработчик: НПО им. Лавочкина

Производитель: ОЭФНП и ДА

Страна происхожДения: Москва, СССР

Масштаб: 1:3

Размеры: 1.3 × 1,25 × 1,85 м

Вес: 40 кг

Материалы: алюминий, сталь, пластик

Цвета: кремовый

Станцию разработали в конструкторском бюро Химкинского машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина c целью доставить на Землю образец лунного грунта. Для этого «Луна-16», помимо посадочной платформы, была оснащена возвратной ракетой и возвращаемым аппаратом. Запуск состоялся 12 сентября 1970 года, а 20 сентября станция мягко прилунилась. Из-за ограничений по массе возвращаемого аппарата точка посадки выбиралась так, чтобы начальная траектория ракеты на пути к Земле была как можно ближе к вертикали по отношению к поверхности Луны, что резко упрощало маневрирование и коррекцию траектории. В итоге станция совершила посадку практически на экваторе, в Море Изобилия, поставив рекорд максимальной массы, доставленной на Луну. После забора грунта успешно стартовала возвратная ракета.

1973 АПАС (Андрогинно-периферийный агрегат стыковки), часть космического корабля

Дата: 1973

Производитель: РКК «Энергия»

Страна происхожДения: Москва, СССР

Размеры: 2,06 × 2,06 × 1,52 м

Вес: 410 кг

Материалы: алюминий, сталь, стекловолокно

Ключевой механизм, который используется и сейчас для стыковки космических аппаратов в космосе — например, для пристыковки дополнительных модулей к космической станции. Разработан в конструкторском бюро «Энергия» в начале 1970-х годов. Агрегаты стыковки подразделяются на два основных класса: активно-пассивные и универсальные. В первом случае агрегаты на двух стыкующихся кораблях несимметричны, чаще всего один имеет форму штыря, другой — конуса. Такая система более точна в наведении, но не универсальна: два космических аппарата с одинаковыми (штырь-штырь или конус-конус) агрегатами состыковаться не могут. Для устранения этого недостатка разработали андрогинный агрегат: один АПАС всегда мог пристыковаться к другому, независимо от того, пассивный он или активный. Впервые АПАС-75 был применен в июле 1975 года во время экспериментального полета «Союз» — «Аполлон». При помощи системы АПАС корабли дважды успешно провели стыковку и в общей сложности находились в состыкованном состоянии почти 47 часов. Позднее появились более совершенные модификации — АПАС-89 и АПАС-95, последняя используется и в настоящее время. На Международной космической станции также используется аналогичная система Единый механизм пристыковки, благодаря которой со станцией стыкуются корабли H-II Transfer Vehicle, Cygnus и Dragon SpaceX.


Фотографии: Polytechnic Museum/Thngs

Share
3
скопировать ссылку

Читайте также:

Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»
Как всё устроено
Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»Военный лётчик анонимно рассказал The Village о том, как пилоты снимают стресс после полёта, зачем военный парад репетировать много раз и почему речь президента на Красной площади — тонкое дело.
Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»
Как всё устроено

Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей» Военный лётчик анонимно рассказал The Village о том, как пилоты снимают стресс после полёта, зачем военный парад репетировать много раз и почему речь президента на Красной площади — тонкое дело.

Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе
Weekend
Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосеПесни, обращения к землянам и борьба с повседневными трудностями — The Village разобрался, чем, помимо работы, занимаются на борту члены экипажей МКС
Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе
Weekend

Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе Песни, обращения к землянам и борьба с повседневными трудностями — The Village разобрался, чем, помимо работы, занимаются на борту члены экипажей МКС

Летчик — о том, как бороться со стрессом
Лайфхак
Летчик — о том, как бороться со стрессомЧеловек, который много летает сам и руководит другими пилотами, рассказывает, что делать в стрессовой ситуации
Летчик — о том, как бороться со стрессом
Лайфхак

Летчик — о том, как бороться со стрессом Человек, который много летает сам и руководит другими пилотами, рассказывает, что делать в стрессовой ситуации

Отцы и дети в одной профессии
Личный опыт
Отцы и дети в одной профессииThe Village узнал, как живут семьи космонавтов, пивоваров, ювелиров и флористов
Отцы и дети в одной профессии
Личный опыт

Отцы и дети в одной профессии The Village узнал, как живут семьи космонавтов, пивоваров, ювелиров и флористов

Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»
Как всё устроено
Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»Военный лётчик анонимно рассказал The Village о том, как пилоты снимают стресс после полёта, зачем военный парад репетировать много раз и почему речь президента на Красной площади — тонкое дело.
Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей»
Как всё устроено

Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей» Военный лётчик анонимно рассказал The Village о том, как пилоты снимают стресс после полёта, зачем военный парад репетировать много раз и почему речь президента на Красной площади — тонкое дело.

Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе
Weekend
Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосеПесни, обращения к землянам и борьба с повседневными трудностями — The Village разобрался, чем, помимо работы, занимаются на борту члены экипажей МКС
Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе
Weekend

Земля в иллюминаторе: Как моют голову, поют Дэвида Боуи и готовят буррито в космосе Песни, обращения к землянам и борьба с повседневными трудностями — The Village разобрался, чем, помимо работы, занимаются на борту члены экипажей МКС

Летчик — о том, как бороться со стрессом
Лайфхак
Летчик — о том, как бороться со стрессомЧеловек, который много летает сам и руководит другими пилотами, рассказывает, что делать в стрессовой ситуации
Летчик — о том, как бороться со стрессом
Лайфхак

Летчик — о том, как бороться со стрессом Человек, который много летает сам и руководит другими пилотами, рассказывает, что делать в стрессовой ситуации

Отцы и дети в одной профессии
Личный опыт
Отцы и дети в одной профессииThe Village узнал, как живут семьи космонавтов, пивоваров, ювелиров и флористов
Отцы и дети в одной профессии
Личный опыт

Отцы и дети в одной профессии The Village узнал, как живут семьи космонавтов, пивоваров, ювелиров и флористов

Комментарии

3 комментария
Показать все

Спасибо, поправили!

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком

Первая полоса

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин
Путешествия
Гид по острову СахалинПосмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой
Гид по острову Сахалин
Путешествия

Гид по острову Сахалин Посмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы» Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком
Ситуация
Что случилось со СбербанкомНовый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки
Что случилось со Сбербанком
Ситуация

Что случилось со Сбербанком Новый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идтиВыбор редакции The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти Выбор редакции The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village
Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку
Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Как получать удовольствие от учебы
Проще простого
Как получать удовольствие от учебы6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее
Как получать удовольствие от учебы
Проще простого

Как получать удовольствие от учебы 6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Главные книги осени
Планы на сезон
Главные книги осениРоман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже
Главные книги осени
Планы на сезон

Главные книги осени Роман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже

Подпишитесь на рассылку