Последние минуты Земли, болота и секс морских существ: Что смотреть на Рижской биеннале «Это было навсегда, пока не кончилось» — масштабная экспозиция работ современных художников на улицах латвийской столицы
С начала лета и по 28 октября в Латвии, в Риге, проходит Первая рижская биеннале современного искусства — RIBOCA1, — многие экспонаты которой расположились прямо на улицах города. Проект масштабный: восемь площадок, 99 художников и 113 работ. Биеннале посвящена переменам и озаглавлена «Это было навсегда, пока не кончилось».
Переводчик Дмитрий Симановский готовил русское издание каталога биеннале и отобрал для The Village восемь самых интересных и показательных работ, представленных сейчас в латвийской столице, и рассказал, почему поездка в Ригу — отличный план на это лето.
Текст
Как устроена RIBOCA1
Название биеннале позаимствовано у антрополога Алексея Юрчака — автора одноименной книги, важной работы по осмыслению культурных предпосылок и причин распада Советского Союза. Это вовсе не значит, что выставка состоит из постсоветских рефлексий. Кураторы не без оснований решили, что непростой опыт кардинальных перемен, через который советские люди прошли в конце 1980-х — начале 1990-х, четверть века спустя оказался актуальным для всех: кризис демократии, беженцы, Brexit, Путин, Трамп и прочая постправда выбивают из-под «цивилизованного мира» привычную почву и заставляют задуматься о правильности выбранного пути. Старая политическая парадигма дает сбои, новая еще не сложилась, информационные потоки бьют через край, волны технологических инноваций идут внахлест, наука сталкивается с немыслимыми ранее этическими вопросами, проблемы с экологией грозят затмить все остальные — и все это завязано в динамический гордиев узел.
Распутыванию этого узла и посвящена RIBOCA1, причем распутыванию тех его концов, которые ближе всего: глобальные проблемы рассматриваются здесь в их региональном преломлении. За регион принимается прежде всего Прибалтика: почти треть участников — местные художники, чуть менее 70 % — из Балтийского региона (включая Польшу, Швецию, Данию, Финляндию, Германию). Остальные — представители самых разных стран от Кореи и Аргентины до Южной Африки, США и России. За Россию выступают Таус Махачева, Аслан Гайсумов и «Агентство сингулярных исследований» (Стас Шурипа и Анна Титова) — молодые художники из Москвы, уже зарекомендовавшие себя на мировом арт-рынке.
К сожалению, на радар отборщиков биеннале не попала петербургская арт-сцена. Зато основатель и комиссар RIBOCA — выпускница СПбГУ Агния Миргородская, а всю работу биеннале координируют петербурженки Анастасия Блохина и Ольга Сивель. Феминистский тренд только укрепила главный куратор биеннале Катерина Грегос, на счету которой — много успешных проектов от Центра современного искусства в родных Афинах до бельгийского павильона Венецианской биеннале. Грегос — представитель прогрессивного крыла арт-истеблишмента: «В чем значение искусства? Я не говорю о той горстке художников, что продают свои работы за миллионы долларов миллиардерам-олигархам, — это крошечная часть арт-мира. Я говорю об искусстве, которое, являясь неотъемлемой частью общества, исследует его проблемы и главные вопросы современности. Потому что именно такое искусство имеет значение». Это цитата из кредо, которое Грегос изложила на конференции TEDx, а ее прогрессивность отразилась среди прочего в том, что все художники-участники RIBOCA1 получили за свои работы гонорар (что, оказывается, редкость).
Ответственный подход к авторам стал возможен благодаря основному донатору RIBOCA1 — российскому бизнесмену Геннадию Миргородскогому. Петербуржцам он известен как антрепренер и продюсер, ответственный за постановку 3D-оперы «Пола Негри» и фильма «Шопинг-тур». Основатель и комиссар RIBOCA Агния Миргородская — его дочь. Частные деньги и «российский след» — для латвийских властей сочетание противоречивое, и на открытии первой Рижской биеннале не было ни представителей города, ни Министерства культуры, что, впрочем, не помешало организаторам расставить в общественных пространствах инсталляции и скульптуры и подготовить восемь выставочных площадок по всей столице.
RIBOCA1 — это еще и обширные публичная и образовательная программы, бесплатные экскурсии на латышском, английском и русском языках, веселые вечеринки в придуманном художниками Brick Bar, а также толковая навигация и сопроводительные тексты. Биографии всех участников и аннотации к работам изданы на трех языках отдельным каталогом, который можно приобрести за 15 евро, попросить на входе копию для общего пользования (бесплатно) или воспользоваться смартфоном: у каждой работы есть четырехзначный код, по которому вы попадаете на нужную страницу с описанием. Его читать рекомендуется: современное искусство логоцентрично — и не потому, что художники разучились делать красиво или понятно. Сместились приоритеты, и искусство больше не утешает и не радует глаз, но, по словам Катерины Грегос, «заставляет думать, задавать вопросы и провоцирует сомнения».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.