Московский международный кинофестиваль, который пройдет с 21 по 30 июня, давно уже не претендует на мировое значение, но в культурной жизни горожан по-прежнему играет значимую роль. Обилие ретроспектив и специальных программ, по сути, восполняет отсутствие нормально функционирующего Музея кино: когда ещё, например, увидишь в оригинале фильм Александра Корды «Рембрандт» 1936 года — режиссёра, чьим именем совсем не случайно назван приз лучшему британскому фильму года на премии BAFTA. Да и в главном конкурсе, как показал прошлогодний пример «Шапито-шоу» Сергея Лобана, возможны настоящие прорывы. Специально для The Village Никита Карцев выбрал из обилия программ 10 фильмов, которые стоит посмотреть.



Главный конкурс

«Последняя сказка Риты»

Режиссёр: Рената Литвинова
В ролях: Рената Литвинова, Татьяна Друбич, Ольга Кузина, Николай Хомерики

Таня пытается выжить в череде неудачных свиданий. Надя ненавидит мужа и пьёт. Рита помолвлена, но после планового медосмотра свадьбу приходится отменить. Так выглядит аннотация на сайте фестиваля, но, посмотрев даже небольшой отрывок фильма, едва ли можно представить, что он подчиняется какому-либо описанию. Остаётся перечислить несколько фактов, озвученных самой Ренатой Литвиновой. Фильм полностью снят на средства режиссёра («Иногда материальное лимитирование будит воображение»). Свою первую роль здесь сыграл режиссёр Николай Хомерики («Он очень наотмашь артист»). Над саундтреком работала, конечно, Земфира («Мы, практически вдвоём, заменяя собой гигантский штаб съёмочной группы, два года делали эту картину»). В общем, как говорит Рената: «Я считаю, что Московскому кинофестивалю повезло».


28 июня 19:00, кинотеатр «Октябрь», зал 1

 

«Все копы — ублюдки» (A.C.A.B.)

Режиссёр: Стефано Соллима
В ролях: Пьерфранческо Фавино, Филиппо Нигро, Марко Джаллини, Андреа Сарторетти

Название — дословный перевод фразы «All cops are bastards», введённой в обиход английскими скинхедами в 70-х. Но сама идиома вряд ли совпадает со взглядами автора. Напротив, это рассказ о трёх бойцах ОМОНа, растворившихся в вынужденном ежедневном насилии. Начиная со скандала с гибелью антиглобалиста на саммите «Большой восьмёрки» в Генуе в 2001 году и заканчивая футбольным фанатом, убитым в 2007-м полицейским. Потенциально самый актуальный фильм главного конкурса.


26 июня 19:30, зал 1
28 июня 11:00, зал 7

 

Конкурс «Перспективы»

«Четвёртое измерение» (Fourth Dimension)

Режиссёры: Алексей Федорченко, Хармони Корин, Ян Квесиньский
В ролях: Игорь Сергеев, Дарья Екамасова, Вэл Килмер, Трой Дафф, Томаш Тындык

Киноэксперимент, разыгранный режиссёрами из трёх стран: США, Польши и России. Трёх непохожих авторов объединяет только общая идея — попытаться обнаружить четвёртое измерение. Перед режиссёрами стояли и более конкретные трудности. В частности, у главного героя обязательно должен отсутствовать хотя бы один зуб. За Россию в проекте отвечает призёр Венецианского кинофестиваля Алексей Федорченко. Его новелла «Хроноглаз» рассказывает об учёном, построившем машину времени. Международная премьера фильма не так давно состоялась на фестивале «Трайбека» Роберта Де Ниро.


22 июня 19:00, зал 4
24 июня 11:30, зал 8
27 июня 16:45, зал 2

 

Конкурс документального кино

«Завтра» (Tomorrow)

Режиссёр: Андрей Грязев

Картина, рассказывающая историю создания двух самых успешных акций арт-группы «Война»: милицейского переворота и той самой, с Литейным мостом. Фильм и сам стал своего рода арт-акцией. Удачная попытка режиссёра создать художественный, почти поэтический (а потому неточный в деталях и хронологии событий, но невероятно цельный по восприятию) образ современного художника. Придуман и снят задолго до декабрьских событий в Москве. Сами герои фильма взгляд Грязева на их жизнь приняли в штыки. Зато зрители на Берлинском фестивале, где состоялась международная премьера, остались в восторге.


25 июня 19:00, зал 2

 

«Посол» (The Ambassador)

Режиссёр: Мадс Брюггер

То ли тонкая мистификация, то ли полное безрассудство. Подданный датской королевы Мадс (собственно, режиссёр фильма), купив за 135 000 долларов дипломатический паспорт, отправляется в Либерию в ранге посла, чтобы наладить добычу алмазов в соседней Центральноафриканской Республике. Прикрывая незаконную деятельность планами строительства спичечной фабрики и нанимая чернокожего помощника из местных, посол Мадс входит во все влиятельные дома, вплоть до дома сына президента, чтобы изучить тонкости коррупции и чёрного бизнеса.


29 июня 15:00, зал 2

 

Гала-премьеры

«Железное небо» (Iron Sky)

Режиссёр: Тимо Вуоренсола
В ролях: Юлия Дитце, Гец Отто, Кристофер Кирби, Удо Кир

Очень смешная комедия про кучку нацистов, после разгрома Берлина осевших на Луне. Вернувшись через 70 лет на Землю, бравые воины обнаруживают еле уловимое отражение родного Третьего рейха во внешней политике Соединённых Штатов Америки. Череда неполиткорректных шуток, аранжировки Вагнера, белые женщины в чёрной коже и негр-астронавт, превращённый в истинного арийца одной бутылочкой волшебного эликсира. А ещё это и первый пример блокбастера, часть денег на который удалось собрать с помощью краудфандинга — через пожертвования пользователей интернета.


26 июня 22:00, зал 1

 

Программа «Ретроспективы»

«Ниночка» (Ninotchka)

Режиссёр: Эрнст Любич
В ролях: Грета Гарбо, Мелвин Дуглас, Ина Клэр, Бела Лугоши, Сиг Румен

Выходец из Германии Эрнст Любич по праву считается королём салонной комедии. Именно его Билли Уайлдер считал главным учителем, он же нёс гроб Любича на похоронах. В ретроспективе «Магия Любича» смотреть нужно более-менее всё, но название «Ниночка» прозвучит здесь особенно приятно. История коммунистки, отправившейся с поручением партии в капиталистический Париж. Выступая вроде бы в сатирическом жанре, Любич в первую очередь снял историю нежной любви. Как говорит в финале героиня Греты Гарбо: «Никто не скажет, что Ниночка была плохой русской».


22 июня 20:00, зал 6
23 июня 11:30, зал 6

 

«Шугарлендский экспресс»
(The Sugarland Express)

Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Голди Хоун, Бен Джонсон, Майкл Сакс, Уилльям Атертон

В ретроспективе «Золотая коллекция Universal Pictures» самый большой соблазн, — пересмотреть шедевр Альфреда Хичкока «Птицы» под открытым небом летнего кинотеатра «Пионер» в парке Горького. Но это не повод оставить без внимания один из первых фильмов Стивена Спилберга, снятый им за год до выхода «Челюстей». «Шугарлендский экспресс» — основанная на реальных событиях история блондинки, похитившей заключённого из техасской тюрьмы. Здесь есть драйв, фантазия, наивность как предвестник большого гуманизма в будущем и мегаломанство (полицейские машины сигналят от края кадра до линии горизонта) — в общем, всё то, что сделало Спилберга одним из величайших американских режиссёров XX века.


26 июня 16:30, зал 4
28 июня 13:30, зал 4

 

 

Программа «8½»

«За холмами» (Dupa Dealuri)

Режиссёр: Кристиан Мунджу
В ролях: Космина Стратан, Кристина Флутур, Валериу Андриута, Дана Тапалага

После «Любви» Михаэля Ханеке это главный фильм прошедших Канн. Безжалостное столкновение традиционной религии и светского государства на примере отношений двух подруг, выросших в одном интернате. Противоречия между ними быстро переходят в разряд непримиримых, а заканчиваются и вовсе актом убийственного экзорцизма. Впечатляющее продолжение карьеры автора, заставившего говорить о существовании «новой румынской волны» после победы фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня» в Каннах в 2007 году.

 

Holy Motors

Режиссёр: Леос Каракс
В ролях: Дени Лаван, Ева Мендес, Кайли Миноуг, Мишель Пикколи, Эдит Скоб

Вероятно, самый незабываемый фильм фестиваля. Вывернутое наизнанку воображение гениального француза, не снимавшего кино 13 лет. Постоянный актёр Каракса, Дени Лаван, передвигается по Парижу на белом лимузине, примеряя на себя 11 невероятных, граничащих с бесстыдством образов. В фильме также предусмотрены выходы Евы Мендес в роли гламура и Кайли Миноуг в роли первой любви. По свидетельствам очевидцев, зал кричит от восторга на протяжении всего показа, ближе к финалу — переходит на вой.


25 июня 00:15, зал 1