О том, что французы когда-то жили в Петербурге, знает практически каждый. Сейчас для большинства горожан их присутствие в городе ограничивается багетами в булочной и концертами Яна Тьерсена раз в год. Но если копнуть глубже, французы так или иначе задействованы буквально во всех сферах нашей жизни: начиная от того, что мы едим, и заканчивая тем, где храним деньги.

 

История

Первые французы появились в Петербурге практически сразу после основания города, и весь XVIII век их число только возрастало. Сперва это были ремесленники, архитекторы, скульпторы и другие люди искусства. Например, знаменитый Жан-Батист Леблон, три года бывший главным городским зодчим и разработавший самый первый генеральный план города, согласно которому центр должен был располагаться на Васильевском острове.

Крупный всплеск французской эмиграции случился после революции в Париже. Тогда почти полторы тысячи приезжих присягнули на верность российской короне. А к 1830 году в Петербурге жили 4 000 французов — это около 0,5 процента населения города. После ухудшения отношений между странами многих выслали обратно на родину.

Притом что большинство российских дворян слыли франкофонами и нарочито картавили в речи, приезжие иностранцы, как правило, быстро обрусевали. Многие из них давали детям русские имена и перенимали местные обычаи.

 

4 000

французов проживали
в Петербурге в 1830 году

 

≈ 400

французов проживают
в Петербурге
в настоящий момент