Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы» Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»

На этой неделе организаторы фестиваля «Боль» анонсировали вечеринку при участии Монеточки в «16 тоннах», на которой будут объявлены первые 10 групп лайнапа. Там же, за 9 месяцев до начала фестиваля, начнут продавать первые билеты на июль 2018 года.

Известно, что в следующий раз «Боль» впервые за историю фестиваля будет идти два дня. Поменяется и место проведения главного смотра отечественного (и не только) андеграунда — с центром «Правда» организатор «Боли» и концертный промоутер Степан Казарьян сотрудничать больше не собирается.

The Village встретился с Казарьяном и поговорил о том, чем Москва и Петербург похожи на Нью-Йорк, почему Дудь — это «деградация российской журналистики» и, конечно, вспомнили про лапшу фо-бо и конфликт с группой «Буерак».

Текст

Степан Нилов

Фотографии

марго Овчаренко

Дефицит клубов, отмена вписок и судьба «Плутона»

Клубы закрываются, фестивалей становится меньше. На фоне всего этого «Боль», кажется, живет и процветает.

Ну *** [черт его] знает, насколько наш фестиваль процветает. И он не живет, а существует. Есть Пикник «Афиши», которым не важно, кто занимается, — он все равно будет продолжаться. А если я умру, то все — не будет фестиваля «Боль». Я бы и рад его кому-то передать, потому что не доживу до 40 лет, если буду «Боль» каждый год проводить. Но преемника у меня нет. Был один, да скурвился.

Тем не менее ты можешь себе позволить открыть продажу билетов за 9 месяцев до начала фестиваля практически без объявления лайнапа — то есть у «Боли» уже есть бренд. В чем секрет?

В том, что Москва и Петербург в 2017 — это Нью-Йорк и Лондон в 1977 году. Ты говоришь: «Клубов нет». Там такая же ситуация была. Прям по книге «Please kill me»: куча классных групп в одном городе — Blondie и Ramones в Нью-Йорке, Sex Pistols и The Clash в Лондоне. А клубов нет — приходилось играть буквально в каких-то кафе и сквотах. Была единственная площадка, Max Kansas City — что-то вроде наших «16 тонн». И потом появился клуб CBGB (аббревиатура Country, BlueGrass и BluesПрим. ред.), в котором никакой рок-музыки вообще не планировалось. [Музыканты] просто пришли и сказали: «Можно, мы будем у вас выступать?» Ну и так как кантри с блюграссом в то время особой популярностью не пользовались, они нашли друг друга. Сейчас в Москве то же самое: клубов нет, группы есть. Но, во-первых, свято место пусто не бывает — что-нибудь скоро появится, а во-вторых — мы слишком заморачиваемся по поводу места. Если ты хочешь пойти на группу ShortParis, какая тебе разница, где они играют?  Просто все сейчас избалованные, думают: «В „16 тонн“ пойду, там пиво вкусное, а в клуб «Город» нет — там пиво невкусное». Или наоборот. Если действительно хочется послушать любимую группу, то пойдешь куда угодно. Да и на самом деле нет адского дефицита клубов — мы же провели Moscow Music Week — задействовали 11 площадок по всему городу. А все продолжают говорить, что клубов нет. Все есть!

Как ты думаешь, «Плутон» (поп-ап проект, который просуществует до Нового годаПрим. ред.) повлияет на ситуацию?

Я думаю только о том, как бы там сделать нормальный звук несмотря на то, что помещение похоже на модный туалет с окном во всю стену. Но на самом деле замечания вроде «там дурацкий звук» — это все снобизм. Там даже туалетов пока что толком нет. Но я уверен, что к моменту презентации нового альбома группы «Утро» все наладится. А вообще, все просто ведутся на хайп — постоянно хотят чего-то нового. Так что хорошо, что такие места появляются.

На фоне изобилия групп и недостатка мест, почему кто-то не займет эту нишу и не откроет постоянный клуб?

Клуб — это рискованное дело и невыгодный бизнес. Аренда в Москве очень дорогая, а прибыль совсем небольшая. К тому же молодежь, как и во всем мире, у нас безденежная. А ведь именно подростки и студенты  — это и есть локомотив нашей новой сцены. У них нет налички — естественно, они будут экономить, пить на улице. Но осуждать и перевоспитывать их не надо — они же экономят для того, чтобы купить билет на концерт — он, как правило, стоит немало. Вот в питерской «Ионотеке» этот вопрос решили. Там на баре цены приближены к супермаркетным — и народ заносит им кэш куда охотнее, чем в так называемых московских андеграундных клубах , где пиво продают по 250–350 рублей, а паршивое вино — по 300 за стакан. Нет ничего удивительного в том, что честные люди, которые уже и так отдали почти все деньги на дорогу, билет и мерч, ничего не могут себе позволить.

Вот ты говоришь про перевоспитание молодежи, а я вспоминаю эти истории о том, как из «Ионотеки» чуть ли не с перцовым баллончиком посетителей выгоняют за то, что они со своим пивом пришли.

В таких случаях надо выгонять. Это уже слишком — идти в клуб и там пить. И тем не менее я недавно был в Питере, перед «Ионотекой» стояло 200 человек с пивом. И никто им не говорил: «Вот ты сейчас стоял пил тут, пошел ***** [к черту]». Если бы я так сделал перед «Симачевым», то меня бы прогнали. Фишка «Ионотеки» — это новая искренность: все знают что, там адское место, куда приходят алкаши и снимают друг друга, слушают панкуху. Никакого лицемерия: приличных людей там из себя никто не строит.

Читал у тебя в фейсбуке про связанную со вписками инициативу, которую ты собираешься ввести. Расскажи подробнее.

Это налог на вписки — 100–150 рублей с каждого без исключений. Я уже успел кучу говна съесть за это предложение. Но 26 ноября у нас будет мероприятие, где мы объявим первые 10 участников фестиваля «Боль» — и там это правило уже будет действовать. Такое ощущение, что дальше второго предложения мой текст никто не прочитал. Я ведь эти деньги не себе собираюсь брать — там говорилось о фонде. Идею я позаимствовал у словенских товарищей, которые делают фестиваль MENT и занимаются площадкой «Киношишка» в Любляне. Они ввели налог на вписки — 2 евро. После этого половина желающих просто исчезла. Вторая половина, матерясь, начала платить. В этом деле важно, чтобы никаких исключений не было. Все, включая журналистов, платят, и это справедливо. Потому что журналист не ходит на то, что ему не интересно — и значит, ничем не отличается от рядового слушателя. Налог ведь делается не чтобы кого-то унизить. Цели две: во-первых, убрать людей, которые звонят тебе раз в несколько лет только ради вписки. Я ходил недавно на Игги Попа, купил билет за 5 000 рублей — для меня это большие деньги, но мне неловко напрашиваться бесплатно. Второе — нам есть, на что потратить эти деньги, потому что у нас в стране нет культурных фондов, которые помогают молодым группам. А на шоукейсы надо ездить всем — тем более нам есть, что показать.


Я полностью согласен с Гнойным, Дудь — жалкий мудак. Помимо этого, он просто супер****** [плохой] журналист. Меня шокирует, что люди, которых я очень уважаю, в том числе музыкальные журналисты, восхищаются этим ничтожеством


Но как определить, каким группам стоит помогать?

Не знаю. Наверное, соберу всех промоутеров, которые согласятся в этом участвовать, и проголосуем. Может, журналистов позовем в подмогу — так будет правильно. Мне, кстати, кажется, что они меньше всего будут выпендриваться по поводу этих 100 рублей. Ведь обижаются те, у кого больше всех денег. Ну и пусть обижаются — меня и так полстраны ненавидит. Как я докажу, что не украл деньги? Никак — просто доверьтесь. Я больше думаю о том, как за год по 100 рублей накопить сумму, которая бы позволила отправить [отечественную группу играть за границу]. На «Боли» в этом году из 5 500 по вписке прошло очень приличное количество людей. Ты представляешь, если бы эти люди по 150 рублей скинулись? Получилось бы где-то 60000–70000 — на эти деньги можно отправить на шоукейс фестиваля MENT [в Словению] группу ShortParis и Lucidvox, например, или «Глинтшейк» и «Спасибо» на Reeperbahn [фестиваль в Гамбурге].

Такие искусственные вложения себя оправдывают?

Motorama ездила на Tallinn Music Week и там познакомилась со своим французским лейблом. Другое дело, что они в Латинской Америке без всяких шоукейсов стали популярными, но на такие чудеса надеяться не приходится. Конечно, вложения нужны — Lucidvox, например, съездили в Таллин, теперь едут в Берлин, в Данию. «Глинтшейк» съездили в Таллин — теперь едут на фестиваль в Исландию. Другое дело, что это ничего не гарантирует — все зависит от случая. Но если ваша группа уверена, что вы не говно, то надо пробовать.

Юрий Дудь и «деградация российской журналистики»

Что касается журналистики — я читал у тебя в фейсбуке, как ты очень негативно отзывался об интервью Дудя со Славой КПСС...

Я полностью согласен с Гнойным, Дудь — жалкий мудак. Помимо этого, он просто супер****** [плохой] журналист. Меня шокирует, что люди, которых я очень уважаю, в том числе музыкальные журналисты, восхищаются этим ничтожеством. [Дудь] — невежественный, и он этим еще и кичится. Герой поколения — тупой человек, у которого  нет ни кругозора, ни нормального образования. Это очень страшно. При этом он настолько тупой, что в интервью в GQ на совершенно некорректный вопрос про первый секс он не посылает журналиста, а охотно рассказывает про секс со своей женой. Его передача с Жириновским доказывает все. Я не знаю, почему Жириновский решил не уничтожать Дудя — он просто отбился от жалких попыток как-то его очернить и даже не вспотел. Хотя мы все понимаем, что Жириновский действительно гомосексуалист, что он правда устраивает тусовки на даче, возможно даже с оргиями — людей, которые принимали в них участие, настолько много, что только я знаю как минимум двоих. Конечно, геям и политикам в нашей (да и не только в нашей) стране приходится это скрывать. И это лицемерие: с одной стороны, Дудь — карикатурный толерантный либерал, а с другой стороны, он Жириновскому как будто инкриминирует его гомосексуализм. Ну да, человек не афиширует свои сексуальные предпочтения. А должен? Как ты, Дудь, афишируешь, как ты первый раз со своей женой сексом на крыше занимался? Это тупой спортивный журналистишка, который задает одни и те же вопросы людям, которые зачастую еле-еле диалог могут поддержать. Ну и как только появился тот, кто хоть немного обладает русским языком и чувством юмора — мы все знаем, что произошло.

Я подводил этот вопрос к тому , что Дудя ты назвал «деградацией российской журналистики», Оксимирон пишет в твиттере, что «рэп кормит СМИ, а не наоборот» и просит не добиваться интервью с ним. Ты как промоутер считаешь, что роль медиа в области музыкальной журналистики угасает, или СМИ все-таки нужны?

СМИ нужны. Но они при этом должны образовывать читателя. У нас на MMW был круглый стол по поводу журналистики, на который, кстати, пришло три с половиной журналиста, что показательно. Там Филипп Миронов [шеф-редактор издания «Афиша Daily»] и другие говорили страшные, но очень правдивые вещи: музыкальная журналистика уже никого не интересует, миром правят лайки. То есть медиа уже ничего не доносят, никого не рекомендуют и уж тем более не образовывают. Сейчас это просто что-то среднее между мемчиками и платформой для прослушивания.

Это обусловлено тем, что спрос меньше. То есть материал «что слушать на Moscow Music Week» собирает 3 000 просмотров, а интервью с Фейсом — 200 000 просмотров. И то только потому, что он ссылку себе в паблик скинул, где у него 500 тысяч подписчиков. А само по себе оно тысяч 50 набрало бы, ну может, чуть больше.

Когда условный журналист Джексон в 1974 году побывал на концерте молодой группы Ramones и написал об этом в своем издании — вряд ли это всем было интересно, но сами журналисты понимали, что это важно. Конечно, тогда они могли только догадываться, какая статья выстрелит, а какая нет — лайков-то не было. Но что, мы теперь должны полностью деградировать и превратиться в Дудей?


Да, у меня прозопагнозия. Музыкантов я не путаю — я их вообще не вижу и не узнаю. Я и себя не узнаю на фотографиях. И тебя не узнал сегодня, пока твой голос не услышал


Прозопагнозия и мошенничество на фестивале «Боль», интерес со стороны правоохранительных органов

У тебя прозопагнозия (расстройство, при котором способность узнавать лица потеряна. Подробнее об этом заболевании Казарьян рассказывал в интервью «Афише Daily»Прим. ред.) . Как проходит день фестиваля «Боль» твоими глазами?

Да, у меня прозопагнозия — более того, пару дней назад была премьера документального фильма про нарушения работы головного мозга с моим участием. Фестиваль проходит кошмарно. Я просто запоминаю, как кто одет, из тех, кто мне нужен.

Музыкантов я не путаю — я их вообще не вижу и не узнаю. Например, в Sonic Death есть барабанщик Даня — он играл на всех трех «Болях». Полгода назад я был в Питере, захожу в любимый бар «Пиф-паф» и бармен мне говорит: «Степ, ну нельзя уже меня игнорить. Я — Даня из Sonic Death. Каждый год играю на „Боли“, а ты все время проходишь мимо. Это неуважительно». Сегодня смотрел новый клип Ic3Peak, и Настю в разных кадрах не мог узнать, просто потому, что она там без косы в отдельных кадрах — у меня нет ни единого шанса узнать ее без этой прически. И так со всеми. Но я и себя не узнаю на фотографиях. И тебя не узнал сегодня, пока твой голос не услышал.

Чем тебе запомнилась последняя «Боль»?

Тем, что меня кинули на 1,5–2 миллиона рублей. Рассказывать, кто, не буду — я побаиваюсь этих людей. Могу только сказать: враги не предают, предают друзья. За 10 дней до фестиваля площадка «Правда» и их управляющая компания «ПСМ Групп» объявили мне, что «Боли» не будет — они через несколько лет собираются строить дорогую недвижимость, и наш фестиваль — это якобы пятно на их репутации.

Потом люди, с которыми я организовывал фестиваль, начали меня разводить. Сначала мне пришлось 600 тысяч дать, потом еще 300–400. [Соорганизаторы] ссылались на звонки из префектуры какие-то, которые якобы надо уладить. Даже после фестиваля, убедившись, что я потерял на нем деньги, из меня вытянули еще 170 тысяч. Еще меня пытались убедить, что 5 500 человек, которые пришли на фестиваль, выпили пива на 300 тысяч — это что, по шесть рублей на человека, что ли?  Короче говоря, меня полностью облапошили. А еще за день до фестиваля меня позвали в органы. Прямо в то самое веселое культовое место. Там мне сказали: «Степан Юрьевич, ходят слухи, что мы что-то против вас имеем. Не верьте им, пожалуйста, — мы все проверили, все нормально». Я говорю: «Что, даже „Ленина Пакет“?» Отвечают: «Да, даже они».

То есть там к фестивалю «Боль» отнеслись с пониманием?

Да. А потом говорят: «Вы знаете, почему ваши подрядчики нанимают ЧОП, который работал на всех отмененных мероприятиях — на «Армах», на «Аутлайне»? Я спрашиваю: «А что, это как-то связано?» Отвечают: «Нет, напрямую не связано. Но они [подрядчики] с этого деньги [дополнительно] получают». После этого я приезжаю на площадку, и мне там говорят: «Нам в префектуре сказали, чтобы охрана была мощная, ну мы и увеличили ее вдвое». Так я понял, что меня поимели на всем подряд. Это больше 2 миллионов со всеми сраными взятками, изменениями суммы вознаграждения и т.п. У меня нет нормальных доказательств, но я так понимаю, что они  с «Правдой» сговорились: «Сейчас мы этого армянского лоха разведем и деньги попилим». Потом мне угрожали — не дай бог я расскажу про это вымогательство. Вообще, это очень серьезная проблема — организаторы фестивалей все время находятся на грани. Чтобы провести большой фестиваль, нужно от маленькой черепашки дорасти до неубиваемой гигантской галапагосской черепахи, пока тебя все пытаются съесть. И рядом нет свободного от хищников инкубатора, где ты бы мог спокойно нарастить панцирь. Наоборот — вокруг куча полубандитов — владельцев недвижимости, которые ничего не хотят вкладывать в свою землю, но при этом хотят поиметь все, что можно. Насколько я знаю, мои товарищи из Synthposium в этом году столкнулись с таким же адом.

Подробности конфликта с «Буераком», поколение бэби-бумеров и рэпер Face

Кстати, что произошло с «Буераком»? Твои обвинения в их сторону были довольно абстрактными, а они ответили детально.

В моем интервью на The Flow должен был быть второй абзац, в котором я расписывал свои претензии. Но перечитав, я подумал, что это никому не интересно [и попросил его убрать]. Все знают, что я сделал для группы «Буерак». Не буду утверждать, что без меня о них никто бы не узнал: люди любят шутки, а они — группа-анекдот, и в этом нет ничего плохого. Но если бы я не позвал их на шоукейс FURFUR на Moscow Music Week, где название их группы скандировал весь Китай-город, если бы не их участие в первой и второй «Боли» — наверное, этот процесс занял бы чуть большее времени. Все смеются: «Ха-ха, он украл 400 тысяч, как будто на „Буераке“ можно столько заработать». Ребята, на этой ***** [чепухе] можно заработать хоть миллион. Они примерно такую сумму и получили за тот тур. Именно потому, что я его организовывал. Дело не в том, что я такой гениальный — просто эти придурки хотели везде получить фиксированный гонорар в 20 тысяч: «Главное, чтобы были деньги». Они не ожидали, что будет так много народу, а я это предвидел — поэтому и настоял, чтобы в самых сочных городах они брали процент от количества проданных билетов. Они очень спорили, но я сказал: «Чуваки, если это обосрется, то я гарантирую вам ваши 20 тысяч. Нужна игра на процент в больших городах. А в городах поменьше — вроде Ярославля и Воронежа — пусть будет гонорар». На всех концертах с фиксированным гонораром эти мудаки полностью забирали 25 тысяч (включая мою часть — 5 тысяч) и еще и обвиняли меня в том, что я не выгодно договорился. К слову о том, что музыкальная журналистика у нас в полной жопе: [вскоре после заявлений группы «Буерак»] вышла статья на «Афише Daily». Нехороший человек, который брал у меня комментарий, даже не удосужился позвонить организаторше воронежского концерта, который он упоминал в тексте, и спросить, что там на самом деле было. Видимо, для этого слишком много курсов журфака закончить.

В городах, где мы сделали гонорар от процента, они сгребли в среднем по 60–80 тысяч. Стоит отметить, что во время тура они отменили бесчисленное множество городов — им просто было в лом там играть. Челябинск они отменили с фразой «ну этот ******** [отстойный] город», в Мурманск они не поехали, потому что «* ***** [к черту] такую даль». А я сидел, придумывал посты в паблик: «Группа заболела». После московского концерта они отказались ехать в Казань, где на следующий день у них был чуть ли не солд-аут: «Мы так устали что-то, да и денег уже нормально заработали». А на Украину не хотели ехать, потому что «стремно ехать на Украину, ***** [к черту] этих хохлов». Я уговорил их передумать. В итоге они съездили туда, получили деньги. Мне никто ничего не отправил с этих гонораров, хотя я все для них там букировал. И потом меня еще мудаком назвали — мол, «мало заработали, всего лишь 100 с лишним тысяч». После этой истории я сказал: «Ребятки, до свидания».

Я бы не стал первый их говном поливать, но начали именно они. Сначала «Буерак» дали интервью «Русскому репортеру», где посвятили целый абзац рассказу о том, какой я мудак. Но журнал «Русский репортер» не знает, кто я такой и чем я занимаюсь, поэтому редактор это вычеркнул. А человек, который брал это интервью, скинул мне запись. Послушав ее, я почувствовал себя Юлием Цезарем в сериале «Рим» — он не хотел эскалировать конфликт с Помпеем, но тот начал первым — украл у понтифика золотой штандарт. Тогда Цезарь понял, что игра началась, — и перешел Рубикон. Да, первый выстрел у «Буерака» получился холостым, но они бы рассказали об этом в следующем интервью. Это как в футболе: защитник по глупости криво откатывает мяч вратарю и выводит соперника 1 на 1. В таких случаях приходится забивать. Через неделю я давал интервью The Flow, где меня, конечно же, спросили, почему «Буерака» не будет на «Боли». Ну и я нанес ответный удар.

Они очень торопились меня задеть и написали глупости: какие-то 400 тысяч, какое-то фо-бо в Корее — хоть проверили бы, где фо-бо едят. Времени оправдываться тогда не было — я готовился к «Боли» — поэтому я просто постебался. Мы живем в страшное время, когда главный герой поколения — мудак Дудь. Поэтому если люди будут думать, что я правда украл эти деньги, я все равно останусь в их глазах нормальным, потому что мудаки сейчас популярны. Это ужасно, но это так. Через два дня после этой ***** [чепухи] я поехал с группой «Пасош» в Питер, диджеить перед их концертом. Я впервые почувствовал, что значит быть рок-звездой — вышел на сцену, чтобы передать Петару (Мартичу, солисту «Пасош») бутылку вина, а переполненный зал начал кричать: «***** [к черту] „Буерак“!» Я искренне любил эту группу за их наивность. Они думали, что напишут, как я украл какие то деньги, и билеты на «Боль» перестанут покупать. Но люди сейчас живут  только для себя — если они хотят пойти на Iceage, «4 позиции Бруно» и Shortparis с Дельфином, то им насрать, что думает даже их брат. От всей этой шумихи продажи билетов только подросли. А еще я открыл для себя удивительный мир лапшички фо-бо, которую до этого никогда в своей жизни не пробовал.


Во время тура «Буерак» отменили бесчисленное множество городов — им просто было в лом там играть. Челябинск они отменили с фразой «ну этот ******** [отстойный] город», в Мурманск они не поехали, потому что «* ***** [к черту] такую даль». А я сидел, придумывал посты в паблик: «Группа заболела»


Кстати говоря, «Буерак» недавно собрали «Главклуб» (бывший YotaspaceПрим. Ред.), что для молодой гитарной группы раньше было непокорной величиной. А ЛСП уже вообще в Stadium концерт анонсировал. Почему так происходит? Такое ощущение, что два года назад намного меньше людей ходили на концерты.

Да, а у «Пасоша» за три недели в «Агломерате» солд-аут, так что «Главклуб» они соберут без проблем. Привыкайте, теперь это норма — ShortParis на последнем концерте собрали 500 человек, а они играют очень непростую музыку.

Дело в том, что «я пошел на концерт» уже не звучит как «я пошел морально разлагаться и употреблять наркотики» — такими предубеждениями страдало мое поколение. А теперь это абсолютно нормально и модно. Я вчера на выступлении ShortParis познакомился со студентами ВШЭ. Они ходят целыми группами и чуть ли не потоками на концерты. Это поколение бэби-бума, ребята по 16–17 лет — их гораздо больше, чем людей твоего поколения. Ты в каком году родился?

В девяносто третьем.

Ну вот кто рожал детей в 1993 году? Только твои родители, наверное. У тебя есть братья-сестры?

Брат 1991 года.

Вот, в 1991-м еще рожали. А почему третьего не родили? Потому что дальше было не до этого: вас бы двоих прокормить. А сейчас детей намного больше, и [походы на концерт] стали нормой. У нас сейчас как в Америке в начале 90-х годов, когда андерграунд вместе с «Нирваной» и сиэтлской волной вышел в массы. Не забывай, что мы живем в 10–15 миллионном городе, так что у нас даже недостаточно людей ходят на выступления. Почему на ShortParis было 550–600 человек? В Киеве пришли 400, а там население в 3 раза меньше. [Так что в Москве] должна была быть тысяча — мы не дорабатываем.

Сейчас ты набираешь лайнап на следующую «Боль». Чем ты руководствуешься? Рэпер Фейс будет выступать?

Я даже пока не знаю, как на него выйти, а у тебя есть его телефон? Я ему позвоню. Он знает о существовании «Боли»?

Почему-то думаю, что да.

Я ничего плохого в Фейсе не вижу — это смешно и спродюсировано хорошо. Да, это не интеллектуальный продукт, но в этом нет ничего страшного. Скажем так: позову его, если он не попросит баснословные деньги, как в прошлом году это сделал другой немалоизвестный рэпер. Поймите — я не считаю, что, например, Фараон не достоин 1,5 миллион рублей. Достоин. Но если пригласить его выступать за такие деньги, то изменится и цена билета. А у нас пока не самая богатая страна — Владимир Владимирович пока не может нас обеспечить резким повышением уровня жизни. Я хочу, чтобы «Боль» была доступна в том числе и людям из регионов. Игги Поп за 5 тысяч — это дорого. И Пикник «Афиши» за 3–4 тысячи — дорого. Цена билета должна быть максимум 2–2,5 тысячи.

Если платить по полмиллиона Фейсам и Фараонам, то цены станут как у Пикника «Афиши» — а это ***** [плохо]. Да, это может поднять хайп вокруг фестиваля — и привлечь людей постарше, менеджеров среднего звена. Но тогда «Боль» перестанет быть лучшим фестивалем Европы с красивой и молодой публикой. Придут менеджеры с пузиками и прыщами — никаких синих волос, никакого пирсинга. Будет очередь на фудкорте. И эти люди не придут на фестиваль в +8 с дождем. А моя публика придет. Все иностранные артисты в один голос говорят, что аудитория «Боли» — лучшая аудитория, которую они когда-либо видели. И я хочу ее оставить. Поэтому мы также будем на всем экономить — но туалетов, конечно, будет больше. И мы найдем нормальную площадку. Да, я видел ту огромную очередь на вход — я сам ее всю прошел. Но эти мудаки [владельцы центра «Правда»] запретили нам делать второй вход. Я с тех пор даже перестал появляться в районе метро «Савеловская» — мне физически там плохо находиться из-за всех этих воспоминаний. Вообще, после общения с армянами из клуба «Вольта» мне стало стыдно, что я армянин. У меня выработалась идиосинкразия: когда вызываю такси и вижу армянскую фамилию, меня начинает трясти — думаю, что опять ****** [обманут]. Сами понимаете, как меня колбасит. Но это пройдет, и у меня не будет больше нервной дрожи ни от армян, ни от татар, ни от девелоперов. Все пройдет, и «Боль»-2018 будет тип-топ!

Как ты прокомментируешь то, что Лотик и Аиша Деви не смогли выступить на прошлой «Боли», а фестиваль закончился раньше расписания?

Виноваты все те же сукины дети [из клуба Volta]. Закрыться должны были в 12, а они уже в 11 начали все зачищать. Там, где Аиша Деви должна была играть, у нас площадка вообще до трех часов ночи была забукирована. У нас был договор, но этой мафии насрать. Они бандиты, что ты им сделаешь? Я могу вам в интервью сказать: «Клуб Volta — бандиты, не делайте у них концерты». И все равно будут делать. У нас город удивительный, все друг друга кидают. Слава богу, хоть не убивают друг друга.

Меня клуб «НИИ» на позапрошлом Moscow Music Week кинул на 37 000. Просто взяли деньги, и все — иди ***** [к черту], нам закон не писан. Ты тварь дрожащая, а мы право имеем. Клуб «Рабица» — еще год назад там должен был быть мой офис, я снял закуток [на их территории]. Деньги у меня взяли — и открыли на них свой офис! Я год пытался договориться: «Ребята, давайте я проведу у вас мероприятия, а вы с меня аренду не возьмете — хоть как-нибудь деньги вернете». Меня проигнорировали. А ведь это мои друзья были. Потом эти люди с мудаком Дудем во главе будут говорить, что у нас страна плохая и коррумпированная. Вы на себя посмотрите, либералы ***** [чертовы], никакой порядочности. Но есть и прекрасные люди: Егор Гусев, Клюев из «Арктопромо», над которым все насмехались, что у него крыша якобы поехала (в мае московский концерт Swans отменили, потому что промоутер перестал выходить на связь с группой, предположительно из-за депрессииПрим. ред.)Ионова все демонизируют — а это, между прочим, один из немногих порядочных людей в Петербурге. Наверное, потому что в Америке жил 20 лет и понимает, что бизнес держится на доверии. Бортнюк (продюсер фестиваля Stereoleto) мой партнер уже много лет, Камакин из клуба «16 тонн». Люди есть, но про них не пишут. Андрей Алгоритмик (основатель Powerhouse) — мой главный товарищ. Они немодные. Потому что модно кидать, быть сукой, эгоистом, беспринципным мудаком. Это, видимо, секси.

Расскажи про ночную программу «16 тонн», которой ты уже 2 года занимаешься. Я правильно понимаю, что это основа, которая тебе позволяет заниматься фестивалем «Боль»?

Так говорить не совсем корректно. Я занимаюсь этим, потому что это интересно мне и моей команде — это бесценный опыт постоянной работы в клубе. Потому что когда тебе нужно делать концерты на регулярной основе, а не когда хочется — это очень полезно. Например, учит тебя считать деньги в долгосрочном плане. Для некоторых промоутеров компромисс — значит, некруто. А мне идти на компромисс интересно — балансировать между окупаемостью и интересной программой. Ведь просто делать драм-н-бейс по ночам гораздо выгоднее, чем всем этим заниматься. Но [в «16 тоннах»] хотят, чтобы у них были модные и интересные вещи, пусть даже ночью. А для нас интересно, потому что так мы открываем новых артистов. У нас недавно играла группа «Дом престарелых аутистов». Я слышал какие-то записи, но не думал, что это настолько круто живьем — я просто обалдел и, конечно, позвал их на следующую «Боль». Если бы у нас не было возможности экспериментировать, то я никогда бы и не узнавал о таких группах. Захотели сделать концерт шугейз-группы «Деревянные киты» — взяли и привезли их из Мурманска.

И окупилось?

Нет, но мне никто даже слова не сказал. Мы пытаемся делать и так, чтобы все окупалось, поэтому у нас бывают достаточно попсовые артисты. Главное, что программа разнообразная: в 21 веке нельзя одно и то же слушать. За 2 года мы попробовали все — и с ноября, начиная с концерта Дина Бланта, мы выходим на новый уровень. Раньше мы боялись разорить себя и клуб — а сейчас мы стали уверены. Поэтому «16 тонн» — это не подушка безопасности. И нет такого, что «Боль» — любовь, а «16 тонн» — девка для траха. У нас все есть — разве что техно нет. Но и хер с ним — я ненавижу техно. Да, там паб, ну и что? Пиво, что ли, кто-то не любит?

Назови 3 молодые русских группы, которые, по-твоему, соберут условный «Главклуб» в следующем году.

«Пасош» уже соберут, если перенесут туда концерт из «Агломерата». ShortParis в следующем вообще захватят мир, о них уже все говорят — это одна из лучших лайв-групп в Европе, может, даже лучшая. Еще есть группа, которая называется «Еще никак», — 10 дней назад мы забили им концерт в «16 тонн». И уже продали 250 билетов. А у группы всего 5 демок вышло. Это какой-то инди-кабаре — даже не знаю, как это точно назвать. Но такими темпами они точно скоро соберут приличную площадку.

Как думаешь, в 2018 все продолжат хип-хоп слушать? Или эта волна пошла на спад?

Она спадет, конечно, но не быстро. Сейчас эта волна на пике — но не за счет того, что рок-музыка становится менее популярной. Она тоже становится популярнее, и джаз с электронной музыкой никуда не деваются. Просто музыки становится больше. Мы живем в уникальное время. Заканчиваем тем, с чего начинали: Москва и Питер — это Лондон и Нью-Йорк 77 года. Так что скоро у нас в России появится свой Манчестер. Наверное, Ростов — это моя ставка.

Share
8
скопировать ссылку

Читайте также:

Рецепты шефов: Вьетнамский суп Фо БоШеф-повар ресторана вьетнамской кухни «Сайгон» Ван Гюй рассказал The Village, как приготовить один из вариантов традиционного супа Фо.

Рецепты шефов: Вьетнамский суп Фо Бо Шеф-повар ресторана вьетнамской кухни «Сайгон» Ван Гюй рассказал The Village, как приготовить один из вариантов традиционного супа Фо.

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»
«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»Чат с места событий
«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»

«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль» Чат с места событий

13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея
13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до БакеяИсландский рэп, мем-рок про Москву без рейвов и новые герои R&B
13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея

13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея Исландский рэп, мем-рок про Москву без рейвов и новые герои R&B

Рецепты шефов: Вьетнамский суп Фо БоШеф-повар ресторана вьетнамской кухни «Сайгон» Ван Гюй рассказал The Village, как приготовить один из вариантов традиционного супа Фо.

Рецепты шефов: Вьетнамский суп Фо Бо Шеф-повар ресторана вьетнамской кухни «Сайгон» Ван Гюй рассказал The Village, как приготовить один из вариантов традиционного супа Фо.

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»
«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»Чат с места событий
«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль»

«Слэмится даже мужчина в Armani»: Редакция на фестивале «Боль» Чат с места событий

13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея
13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до БакеяИсландский рэп, мем-рок про Москву без рейвов и новые герои R&B
13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея

13 групп с фестиваля Moscow Music Week: От Pinkshinyultrablast до Бакея Исландский рэп, мем-рок про Москву без рейвов и новые герои R&B

Комментарии

8 комментариев
Показать все

Либо делай хорошо, либо не делай вовсе. Делать фигню и говорить "зато я сам" пнормально только если вам четыре года.

Комментировать

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Как наладить питание дома

Первая полоса

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события неделиА еще куча лекций и экскурсий онлайн
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели А еще куча лекций и экскурсий онлайн

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Как наладить питание дома
Как наладить питание домаА также не переедать в офисе и на встречах в ресторане
Как наладить питание дома

Как наладить питание дома А также не переедать в офисе и на встречах в ресторане

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяковСписок домашних развлечений на эту неделю
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков Список домашних развлечений на эту неделю

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

Подпишитесь на рассылку