«Озера»: «В 2018 году все — клише» Первое и последнее интервью с московским дуэтом — без масок

«Озера»: «В 2018 году все — клише»

В конце февраля московская группа «Озера» объявила о своем распаде. История группы вышла короткой: за два года исполняющий минималистичную поп-музыку дуэт выпустил десять песен (две — при участии Хаски и Арчанги), сыграл примерно столько же концертов и снял один полноценный клип. Все это время участники группы предпочитали скрываться под масками, однако для московской сцены личности музыкантов были чем-то вроде открытого секрета: многие понимали, что музыку пишет Петар Мартич из группы «Пасош», а поет — его соратница Лиза Громова.

Распад не стал неожиданностью: страница группы во «ВКонтакте» не обновлялась еще с осени, и, по словам музыкантов, это послужило одной из причин закрыть проект. Последние концерты пройдут в Москве и Петербурге 9 и 11 марта соответственно — и билеты на московское выступление уже распроданы. Перед московским выступлением «Озера» дали The Village первое и последнее интервью — без масок.

Почему вы распадаетесь?

Петар: Мы решили распустить группу еще осенью 2017 года. По достаточно глупой причине — у нас не хватало времени.

Лиза: У Пети не было времени, а у меня было много амбиций.

Петар: Объявить об этом мы решили недавно: поняли, что скрывать это — нечестно по отношению к слушателям. Ну и нам самим хотелось бы отыграть последние концерты и закончить эту историю красиво. К тому же да, у нас возникли разногласия. И мы решили, что я продолжу заниматься группой «Пасош», а Лиза займется своей сольной карьерой с кем-то еще. Я уже четыре года занимаюсь музыкой, у меня все нормально…

Лиза: А тут пришла я и все разрушила.

Петар: Нет, ты ничего не разрушила, ты — прелесть. Просто ко мне и так приковано слишком много внимания, периодически мне хочется от него избавиться, а ты хочешь получить то, что ты заслуживаешь. С этой точки зрения мы очень разные.

Оправдала ли себя история с масками?

Лиза: Идея с масками изначально была Петина. Я долго сомневалась в том, нужно ли поддерживать ее или нет. Мне, как и любому человеку, хотелось быть увиденным, а не только услышанным. Но в этом был свой шарм.

Петар: Маски были защитой от ненужного внимания. У меня были и есть другие музыкальные проекты, которые говорят сами за себя, и мне не хотелось, чтобы через их призму воспринималось наше с Лизой творчество, в котором она играет ведущую роль. Но при этом первый же концерт мы хотели делать без масок. Расчет был на то, что к тому времени у нас появится аудитория, полюбившая нашу музыку, а не людей, которые за ней стоят.

Первое время это работало, пока не начались выступления и наша музыка не дошла до людей, которые могут меня знать. Было очень забавно: наши первые два концерта проходили на фестивале Moscow Music Week, и его организатор Степа Казарьян, наш хороший друг, до последнего момента не понимал, что мы — это мы. Нам на почту постоянно приходили запросы: от него, от Расела Рахмана из «Спасибо», который тоже предлагал нам выступить. Мы вели рабочую переписку с нашими друзьями! Поэтому в масках появился еще один смысл: нам не хотелось попасть куда-то по блату.


[Идея с масками] работала, пока не начались выступления и наша музыка не дошла до людей, которые могут меня знать. Было забавно: наши первые два концерта проходили на фестивале Moscow Music Week, и его организатор Степа Казарьян, наш хороший друг, до последнего момента не понимал, что мы — это мы. Нам на почту постоянно приходили запросы от него


Вы не находите это несколько наивным? Для значительного количества ваших слушателей (и организаторов концертов) никакого секрета в ваших личностях не было, получается такая ненужная мистификация.

Лиза: Это не было анонимностью ради анонимности, это была анонимность ради идеи.

Петар: Отыграв еще несколько концертов в масках, я понял, что в них гораздо больше символичности, чем функции. Музыка и личности, стоящие за ней, в медиапространстве неотделимы друг от друга — и очень часто успех или неуспех музыкального проекта зависит от человека и стереотипов, связанных с его личностью. Нам хотелось этого избежать, пускай даже и демонстративно. Но, вообще, маски были преградой для концертов. Постоянно приходилось что-то придумывать, чтобы не показывать лица. В масках было невозможно петь.

Лиза: Сложность с маской еще была в том, что она не налезала на очки. У меня очень плохое зрение, а линзы я не ношу. И очень часто Петя вел меня от гримерки до сцены. Еще мы выработали систему, при которой Петя всегда устанавливает мне микрофон так, чтобы я не запнулась и не упала.

Петар: Да, к последнему концерту мы сработались до уровня охранника и его подопечной: я открывал перед ней двери, давал ей воду.

Вас кто-нибудь пытался деанонимизировать?

Лиза: Писали, да. Причем в Петю попадали абсолютно все — его голос узнается по бэкам. Многие пытались угадать, кто я. В комментариях нам очень часто кидали страницы разных кудрявых девушек, но только не меня.

Петар: Я бы не сказал, что всем все было очевидно. Очень многие услышали об «Озерах» извне московского комьюнити, не зная про «Пасош». К тому же люди часто слушают музыку, не представляя себе, кто это и что это.


Выложили клип, через день о нем в твиттере написал Баста, решивший, что мы — молодая ростовская группа


Насколько группа повлияла на ваши отношения?

Лиза: «Озера» изначально были проектом о дружеских взаимоотношениях. Музыка была, скорее, фоном к нашей дружбе. Это было нашим совместным делом, но чаще мы просто проводили время, куда-то ходили.

Петар: Да. Наша дружба не настолько музыкальна, так что распад никак не повлияет на нее.

Лиза: У нас почти сразу случился коннект: когда мы познакомились, я его ненавидела, но через полчаса мы уже увлеченно болтали о музыке.

Петар: Я был на школьной вписке у подруги Лизы и услышал, как она играет и поет.

Лиза: Я сидела на диване, пила пиво и пела «Fireworks» Кэти Пэрри. И он после этого подлетел ко мне очень пьяный и закричал: «Ты умеешь играть?! Садись за фоно!»

Петар: Меня это очаровало, и я сказал, что мы обязаны что-то сделать вместе.

Лиза: Вообще, в «Озерах» я начала заниматься музыкой. Поняла, что умение петь и играть — это не просто бесполезный скилл, который у меня был, а действительно мое дело.

Петя, перед интервью ты сказал, что хочешь поговорить о состоянии музыкальной индустрии. Что ты имел под этим в виду?

Петар: Из всех групп, в которых я когда-либо участвовал, эта была самой критически успешной. Это меня поразило: я не пользовался своими связями и социальными сетями других своих групп для продвижения. Единственной публикацией, о которой мы договаривались заранее, была самая первая статья на The Flow про клип на «Акулу». Выложили клип, через день о нем в твиттере написал Баста, решивший, что мы — молодая ростовская группа. Клип действительно снят в Ростове. Я был в туре с «Пасош» и в интернете случайно увидел, как танцует 15-летняя девочка, Настя Ливаднова. И я решил, что было бы классно это задокументировать. У нас было два свободных часа перед саундчеком, и мы сняли этот клип в центральном парке Ростова.

После этого сразу же о нас положительно отозвался Александр Горбачев (главред журнала «Афиша» в 2013–14 годах, сейчас — редактор Meduza. — Прим. ред.), который в свое время по всем моим группам прошелся, написали другие журналисты. Те же The Flow внесли нас в список лучших записей, «Афиша», паблики разные. Такого простого и быстрого успеха у нас с «Пасош» не было.

Критический успех группы «Озера» — интересный социальный эксперимент о том, как музыка может быть самодостаточной. Он ставит под вопрос модель работы музыкального бизнеса, которая сейчас в России имеется: так, покупаем рекламу в пабликах, даем интервью в правильных изданиях, потом за неделю выпускаем альбом, потом едем в тур. И все это большая условность — все работает так, как ты хочешь, чтобы это работало. Нет универсального языка общения с аудиторией — нужно подобрать свой.


Я работаю в Garage Band — это очень плохая программа для создания музыки. Даже когда я пытаюсь что-то нагло *** (украсть. — Прим. ред.), у меня не получается, потому что в этой программе таких технических возможностей нет


Были ли «Озера» финансово-выгодным предприятием? Можно ли зарабатывать на музыке в России, если ты не видеоблогер?

Лиза: Мы изначально не стремились к прибыли. Очень много концертов мы провели забесплатно. Гонорары нам давали за выступления на фестивалях. И был один сольный концерт — осознанно заработать мы решили только на нем.

Петар: Ты так говоришь, как будто бы у нас 58 концертов было. Я в Калуге больше зарабатываю! Изначально мы хотели делать только бесплатные квартирники. Не было цели вести проект в коммерческую сторону — и его так и не появилось. На последних концертах мы выступаем в залах на 50 человек по четыре раза за вечер. Оба концерта анонсировались за две недели — и билеты уже раскуплены. Если бы мы все это дело заранее раскрутили и подошли бы к нему с головой, мы, конечно, могли бы заработать денег.

Почему вы с самого начала отказались от традиционной формы существования группы — с регулярными концертами, турами, выпуском клипов и мерча?

Лиза: У меня не было понимания того, что такое «традиционная форма существования группы», потому что я никогда не сталкивалась с музыкальной индустрией. Я оказалась в ней только благодаря Пете.

Петар: Большинство групп нечестны со своими слушателями. Они отталкиваются от того, как собрать побольше людей на их концерт, — и это нормально. Просто мы никогда не были группой в привычном смысле этого слова.

Лиза: Мы не думали о том, как мы должны что-то делать. Разве что в рамках одного концерта: да, давай сделаем здесь вот так.

Хорошо, а в чем честность заключается в вашем случае?

Лиза: В том, что мы не вели диалога, в отличие от этого интервью. Мы пускали пыль в глаза — и это тоже честно.

О чем был альбом «Феррари»? Меня, например, удивило появление Хаски и Арчанги. Откуда этот хип-хоп?

Лиза: Мы писали вторую ипишку. И когда у нас все было в стадии разработки, Петя предложил сделать фит — а Дима [Хаски] неожиданно согласился.

Петар: Что значит «неожиданно», мы уже тогда с ним дружили. Очень много талантливых людей вокруг, и нам посчастливилось быть практически со всеми ними знакомыми. Дрим-поп и русский рэп — вы видели такое раньше? Нет.

Какие музыкальные референсы у вас были? Если вернуться к «Феррари» — это рэп?

Петар: Мне всегда очень нравился подход Дина Бланта в разных его проектах, даже если говорить не о музыке, а об этике. Всегда думал, что он какой-то жуткий сноб и неприветливый чувак, такой «поствсе», как это бывает у людей с подобной рабочей этикой. Но когда мы познакомились, оказалось, что это вообще самый вежливый и приятный тип на свете. Накурились перед его концертом, где я играл диджей-сет, говорили про архитектуру, музыку, концерты, обменялись контактами. Еще одно подтверждение тому, что можно быть и простым, и сложным. Но на этом из референсов, наверное, все. Я работаю в Garage Band — это очень плохая программа для создания музыки. Даже когда я пытаюсь что-то нагло *** (украсть. — Прим. ред.), у меня не получается, потому что в этой программе таких технических возможностей нет. Все наши музыкальные ориентиры здесь просто не работают, их не слышно. Лиза скидывала мне свои песни, записанные под пианино: очень хорошие, очень приятные, о каких-то сказочных вещах. Свою задачу я видел так: заставить это звучать странно. Так в России, мне кажется, никогда не делали и до сих пор не начали делать.

Лиза: Мы всегда делали упор на голос.

Петар: Да, вот знаешь, как в рок-музыке? Хороший барабанщик — не тот, который играет *** (хорошо. — Прим. ред.) и может любую дырку заполнить дробями, а тот, который может не играть, когда это требуется.

То есть ты себя таким барабанщиком воспринимаешь в плане написания музыки для «Озер»?

Петар: Да. Когда мы играем на концерте, я пою три-четыре строчки за 40 минут — и все. И для меня, как для исполнителя, спеть эти четыре строчки — гораздо сложнее, чем отыграть час в качестве вокалиста рок-группы.

Кто писал тексты для песен? Ваши песни населяют акулы, тигры и львы, почти как у «Соломенных енотов». Откуда взялся этот анимализм?

Лиза: Тексты писала я. Я довольно большой фанат зоологии — и даже думала посвятить себя ихтиологии. Акулы — мои любимые животные, не считая собак. Мне проще ассоциировать себя с животными, когда я рассказываю свои истории. Они — собирательный образ того характера или качества, о котором поется в песне. В «Луне» я сравниваю себя со зверем, но с каким именно — не знаю. Оставляю этот вопрос открытым, мне интересно, как люди сами для себя на него ответят.

Я был на нескольких ваших концертах — и они все разные, на шоукейсе «Флоу» вы выступали за ширмой, в «16 тоннах» — с танцовщицами. какими будут последние выступления?

Петар: Мы играем четыре концерта подряд с одной и той же 50-минутной программой. Изначально мы думали, что на концерт придут человек 70, но в результате продали неожиданно много билетов, поэтому пришлось выкручиваться. С другой стороны, у нас всегда было желание сделать такое репетитативное выступление. Почему Джей-Зи может десять часов подряд играть свой трек в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а мы не можем выступить четыре раза подряд?

В анонсе концертов говорится, что вы характеризуете группу как эксперимент и арт-проект. Зачем это нужно? Ты до этого говорил о клише, но это же тоже клише.

Петар: Конечно, клише, но не самое очевидное. В 2018 году все клише. Твоя задача в том, чтобы выбрать из этих клише не самое пошлое и самое подходящее.

Но вам не кажется ваше клише пошлым?

Лиза: Если мы его выбрали, оно не может казаться нам пошлым.

Петар: С группой «Озера» я пытался создать эстетику, при которой все является пошлым и одновременно — классным. Название нашего первого альбома — перевод названия альбома группы Mogwai. И когда люди в комментариях пишут, что мы *** (украли) название альбома у Mogwai, это свидетельствует о том, что мы находимся на разных уровнях принятия поп-культуры. Обложкой второго альбома должна была быть папарацци-фотография бегущего Брэда Питта. Но мы не сошлись в этом: Лизе не понравилась идея. С самого начала не было никакой логики, тактики — и мы этого придерживались. Поэтому неуместно что-либо в «Озерах» осуждать или хвалить. Единственное, что можно и нужно говорить: «классная песня» и «плохая песня», «классный бит» и «не очень хороший голос» (или наоборот).

Зачем же тогда эта высокохудожественность в ведении паблика и на концертах?

Петар: Быть такими высокохудожественными — это очень-очень весело. Ты делаешь что-то по приколу, а тебя воспринимают всерьез. Или наоборот: ты делаешь что-то всерьез, а воспринимают тебя по приколу. Это все — игра, издевательство над тем, как музыканты относятся к себе, к своему творчеству. Психологический эксперимент: ты можешь заставить кого угодно поверить в то, что это серьезное искусство, жонглировать мнениями. Я посвятил много сил осмыслению этого в «Озерах» и других группах — хотя бы для самого себя.

Так «Озера» — это игра и прикол или все-таки искусство?

Петар: Я однозначно считаю, что Лиза — очень талантливый автор-исполнитель, ее песни достойны восторга. Когда я говорю про психологический эксперимент и манипуляцию, я говорю про публичную деятельность, а не про музыкальное содержание. Поэтому и было важно обезличить музыку — чтобы я мог говорить об этом как о двух разных вещах. У нас была нестабильная и неадекватная публичная деятельность, работающая во вред себе, но мы делали хорошую, честную и искреннюю музыку. И это сработало.

Share
7
скопировать ссылку

Читайте также:

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве
Хаски — об общежитии МГУ и одиночествеИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полицииОдна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы» Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо

30 лучших клипов 2017 года
30 лучших клипов 2017 годаОт Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos
30 лучших клипов 2017 года

30 лучших клипов 2017 года От Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве
Хаски — об общежитии МГУ и одиночествеИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полицииОдна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы» Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо

30 лучших клипов 2017 года
30 лучших клипов 2017 годаОт Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos
30 лучших клипов 2017 года

30 лучших клипов 2017 года От Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos

Комментарии

7 комментариев
Показать все

Тут видно амфитеатр. Верьте мне – я ростовчанин :)

Комментировать

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

Как живут подростки с ВИЧ

Что класть под елку: Пять новых ароматов Zielinski&Rozen

Яркая квартира с антикварными находками в доме Нирнзее

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

Первая полоса

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события неделиА еще куча лекций и экскурсий онлайн
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели А еще куча лекций и экскурсий онлайн

Как живут подростки с ВИЧ
Как живут подростки с ВИЧ «Хочется не пить лекарства каждый день и не сдавать анализы так часто»
Как живут подростки с ВИЧ

Как живут подростки с ВИЧ «Хочется не пить лекарства каждый день и не сдавать анализы так часто»

Что класть под елку: Пять новых ароматов Zielinski&Rozen
Что класть под елку: Пять новых ароматов Zielinski&Rozen
Что класть под елку: Пять новых ароматов Zielinski&Rozen

Что класть под елку: Пять новых ароматов Zielinski&Rozen

Яркая квартира с антикварными находками в доме Нирнзее
Яркая квартира с антикварными находками в доме Нирнзее
Яркая квартира с антикварными находками в доме Нирнзее

Яркая квартира с антикварными находками в доме Нирнзее

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Как наладить питание дома
Как наладить питание домаА также не переедать в офисе и на встречах в ресторане
Как наладить питание дома

Как наладить питание дома А также не переедать в офисе и на встречах в ресторане

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяковСписок домашних развлечений на эту неделю
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков Список домашних развлечений на эту неделю

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Подпишитесь на рассылку