Пепперштейн: «Перед моей выставкой не стоит нюхать говно» Известный художник — о Путине, снах и москвафобии

Пепперштейн: «Перед моей выставкой не стоит нюхать говно»

28 февраля у одного из самых популярных современных российских художников Павла Пепперштейна в «Гараже» открылась выставка «Человек как рамка для ландшафта». А с пятого марта можно посетить другую его выставку «Москва 2000» в галерее Ovcharenko. Корреспондент The Village Андрей Яковлев пообщался с Павлом — о тиране Цукерберге, ребенке Путине и снах о море.

— Вы постоянно «видите галлюцинации». Как научиться тоже их видеть?

— Не знаю, это вещь конституционная. Вспоминаются слова Зигмунда Фрейда: «Конституция — это судьба». Речь, конечно, не о государственной конституции, а о физиологической. Выжимать из себя галлюцинации, если они не даны по карме, не стоит. Можно удовлетвориться мыслью, что жизнь — это тоже галлюцинация. Если посмотреть на чашку с чаем, можно тоже получить эффект галлюцинации. Или посмотреть внутрь чашки. Вот, кстати, представляю вам венец человеческой эстетической деятельности (показывает небольшую чашку с узором. — Прим. ред.). Как и, в общем-то, любая чашка.

— Так же как и эта чашка?

— Да, но эта в другом ключе.

— Как остановить ползучий апокалипсис, который происходит в нашем мире и о котором вы говорили раньше?

— Я допускаю много безответственных высказываний, за которые не хочу нести ответственность. Трудно сказать, в каком я состоянии находился, когда сказал это. И трудно сказать, в каком состоянии я нахожусь сейчас. Сегодня вот цветочки на столе стоят, присутствует коньяк трофейный, финики, варенье из шишек, красивая коробка с разными моими сокровищами. Поэтому мне не хочется думать про ползучий апокалипсис, хотя он, безусловно, происходит. Мне бы хотелось, чтобы он был очень ползучим.

— Вы отреклись от вашей идеи мира, в котором существуют только женщины, а мужчины представлены в виде морских фаллических существ?

— Не отрекался. В откровении мне представился этот мир как идеальный, и мне казалось, что он должен понравиться девушкам и женщинам, но возражения как раз поступили из этого сегмента бытия: остро возражать стали не мужчины, которым эта ультрафеминистическая концепция могла бы не понравиться, а девушки. «*** [члены] на *** [хрен] не нужны, нужны полностью мужики с прицепленным **** [членом]». В результате возражений я стал сомневаться в идее и думать, что моя концепция мира, может быть, бред. То есть она точно бред, но хотелось бы думать, что бред имеет эстетическую ценность.

Выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта»

КОГДА: 28.02.2019 — 02.06.2019

ГДЕ: «Гараж», ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32

garagemca

Ретроспективно-футуристическая выставка «Москва 2000»

КОГДА: 05.03.2019

ГДЕ: Галерея OVCHARENKO, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8 строение 9,

facebook

— Раньше вы говорили, что ненавидите Москву...

— Это странным образом изменилось, и я снова ее полюбил. В детстве я обожал Москву, и это продолжалось до года 1997–1998-го. Когда начались активные лужковские преобразования, я стал ее ненавидеть.

Я даже написал сценарий для фильма Лошака «Москвафобия». Он о человеке, который находится в критический ситуации и приходит на Курский вокзал без багажа с пистолетом в кармане. Он садится в поезд, приезжает в Крым и явно после чего-то чудовищного, связанного с Москвой, пытается прийти в себя. Но Москва его не отпускает и снится ему в виде детской коляски, наполненной нефтью, которая катается по разным коридорам, навевая воспоминания об эйзенштейновской коляске. И оттуда, из булькающей нефти, доносится ангельский или девичий голос, который пропевает: «Я Москва, я везде, из меня нет выхода». Так что москвафобия, как и любая фобия, предполагает тотальную структуру.

Но сейчас все изменилось. Неожиданно для себя я осел в Москве и уже три года постоянно здесь живу. Полюбил город за то, что здесь много прекрасных людей и друзей. После ссоры России с Западом и объявления санкций с Москвы слетела напыщенность, появилась некая приятная, ласкающая душу растерянность. Мне снова стало приятно здесь находиться.


Грустно, что нам всем дано так мало времени. Во-первых, мало, а во-вторых, жизнь забита всякими жесткими темами типа болеть, испытывать неприятные ощущения, стареть, разрушаться

— Вы много критиковали Лужкова, а как вам Собянин?

— Я рад, что он не вызывает у меня острых эмоций. Да, дикий, вытаращенный бред с московской плиткой может обратить на себя внимание, но все-таки Собянин — персонаж фоновый. Не могу сказать, что мне нравилось ненавидеть Юрия Михайловича Лужкова, я вообще не фанат того, чтобы кого-то ненавидеть. Скорее, я был жертвой собственных злых чувств. И меня отпустило, когда этот человек ушел на пенсию. Идеально, когда ты никого не ненавидишь.

— Сейчас так?

— Вроде бы да. Разве что ненавижу Цукерберга.

— Почему?

— Не знаю, он запрещает секс. Раньше тоталитарные принципы воплощались для меня в образе Лужкова, а сейчас — в Цукерберге.

— Какими матерными словами вы бы его обозвали?

— Сука, ****** [проклятая] ***** [шлюха]. Разорвать на *** [на хрен] и прочее.

Маска художницы Венеры Казаровой

— Какие у вас любимые матерные слова?

— Я все люблю. Это сакральные слова, и невозможно обидеть какое-нибудь из них. Тем более их всего три (на самом деле четыре. — Прим. ред.). Они связаны с жизнепорождением и охранением, как их можно не любить? Мне кажется, каждый честный религиозный человек их обожает.

— В свое время вы записывали рэп. Сами слушаете его?

— Я соблюдаю принцип случайности. Либо слушаю то, что у водителя, который меня везет в такси, либо то, что ставят послушать друзья. Конечно, мне нравится жанр клипов. Машина — это тоже клип. Когда ты в машине, ты сам находишься в клипе и дополнительно смотреть ничего не надо. А дома, жопой на диване, лучше с клипом, конечно.

Мне очень нравится Фараон. Я вообще люблю такой глэм-панковский рэп, а мачо-линию в рэпе не люблю. Смотришь на эти разборки самцов и действительно хочешь, чтобы в мире остались только морские фаллосы. Не криминализированный, честный, брутальный самец с гражданской позицией внушает мне подозрения. Меня тошнит от таких. Меня смущает и вызывает максимальное подозрение благонамеренность в грубой оболочке.

Мне очень нравится клип на песню «Дико, например»: XVIII век, декаданс и сам Фараон такой бледненький, худенький. «Мы торчали, например. В нас кидали, например». Также могу выделить Фейса: «Ты жуешь мой *** [член], как будто бургер». Но второй период его творчества мне совершенно не нравится.

И, конечно, мне нравится новое творчество Филиппа Бедросовича Киркорова. Он теперь мой главный кумир. Не ожидал я, конечно, от себя такого. Но дело не во мне, дело в нем. С ним произошла волшебная трансформация, которая является самым важным событием для российской культуры за последние годы. Наша культура обладает несметными сокровищами в виде попсы, шансона, и сейчас она начала осознавать себя в качестве амбивалентного сокровища.

Кстати, сейчас я очень увлечен женскими детективами и прочитал их целый мешок: Устинова, Полякова, Маринина. Только не надо брать детективы типа Донцовой с юмористической линией.

— Как можно подготовиться к вашей выставке?

— Пост, молитва. Ведь искусство, как религия, должна успокаивать и исцелять душу.

Перед моей выставкой желательно много исключить из своей жизни. Или немного. Но хотя бы что-нибудь. Например, не нюхать какое-то время цветы. Или не нюхать говно. Все индивидуально.

— Почему современные художники пишут такие заумные тексты к своим работам, при этом часто в них довольно мало смысла?

— Я и сам так иногда поступал. Особенно это имело смысл в давние годы, когда мы начали деятельность в качестве группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“». Мы писали много текстов намеренно усложненным философским или квазифилософским языком, параллельно изобретая множество терминов. Для нас было важно автоматизировать свой язык и круг слов, которым мы пользуемся, сделать его непроницаемым для непосвященного зрителя.

Но сейчас, когда я читаю подобные тексты, вижу, что они ничего нового не изобретают. Просто берут уже готовый язык из теоретического дискурса, обязательного для современного искусства. Он у меня не вызывает никакой симпатии или интереса. Для меня в нем нет непонятного — наоборот, он суперпрозрачный. Это как сектантское обязательство человека из клуба под названием «современное искусство». Он делает это, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к клубу и размежеваться с теми, кто к нему не относится. Отвратительная стратегия.


Ельцин бухал и испытывал проблемы с сердцем. Он в некотором смысле был китайским героем. А Путин — скандинавский герой и дико прется от всего, что происходит

— Откуда вы получаете информацию?

— Как светский человек старого типа, из разговоров моих знакомых. Меня не пугает, что я могу что-то пропустить. Я стараюсь не формировать запрос и в этом смысле радикально отличаюсь от пользователя интернета. Телезритель — это вальяжный барственный созерцатель, который не выбирает, что ему показывают, но он свободен в области анализа или иронизировании. А интернет-пользователь не может анализировать и иронизировать, потому что он же сам попросил то, что хотел, сам нарвался на это. Это гораздо менее привилегированная ситуация, менее божественная. Человек становится рабом своего запроса. Ведь самое главное приходит к человеку, когда он не знает, что ему нужно, а высшие таинственные силы решают, что ему подогнать.

— Вы раньше говорили, что искусство должно бороться с интернетом…

— Не помню, чтобы я такое говорил. Это из разряда дебилистических высказываний, которые я время от времени себе позволяю. Конечно, и так понятно всем, что интернет — это зло, но мое высказывание все равно довольно дебилистическое, хотя именно в этом его кайф.

— В этом плане круче фраза «Интернет — это плохо, а ядерное оружие — это хорошо».

— Да, но здесь важен элемент рисунка. Это не то высказывание, за которое человек хочет нести ответственность, а это все-таки эстетическое высказывание. На него можно медитировать, но полемизировать с ним я бы не стал — это бессмысленно. Оно как картина. Это относится ко всему моему творчеству. Говорить мне: «Нет, ты неправ» — немного странно. Если прикольно, можно зависнуть. Если нет, просто игнорировать. Но, может, я и неправ.

— Как вы относитесь к телеграм-каналу «Ты сегодня такой Пепперштейн»?

— Я, как правило, не слежу за этим телеграм-каналом, равно как и ни за каким другим телеграм-каналом, но зато общаюсь с создателем этого канала Яной Сидр, которая это все придумала и осуществляет. Я не знаю, зачем она это делает. Мне это кажется полным абсурдизмом, и поэтому я время от времени уговариваю Яну бросить это бессмысленное предприятие и целиком отдаться философии и музыке.

— Сейчас задам такой же вопрос, что задавал вашему отцу. Почему в детстве пыль, которая летит сквозь свет в комнате, кажется очень красивой, а когда взрослеешь, таких моментов практически нет?

— А меня пыль в лучах света вставляет до сих пор. В эти моменты я думаю про космос и планеты, про микро и макро. Я часто вижу красоту, у меня все нормально с этим. Это чувство зависит от самочувствия. Если не нахлобучивают острые, болезненного характера состояния, то оно и есть.

— Как не заскучать жить?

— Жить совершенно не скучно. Грустно, что нам всем дано так мало времени. Во-первых, мало, а во-вторых, жизнь забита всякими жесткими темами типа болеть, испытывать неприятные ощущения, стареть, разрушаться. Все это очень обломно. А в самые счастливые периоды типа детства надо почему-то ходить в идиотическую, дебильную школу. А так жить-то очень классно, если не думать про страдания.

— Все люди — дети, но можно ли вырасти? Вот Путин, например, кажется, не ребенок.

— Мне кажется, Путин — дикий ребенок. Сидит один в комнате, капризничает и обижается. И еще он все время играет. Играет, прежде всего, в то, что он президент. Притом что он действительно президент.

Читать также

Виктор Пивоваров —

о политик-арте, снах и смерти

перейти

— Так совпало.

— Да, это счастливый кейс, когда внутримозговая игра совпадает с реальностью. Чувствуется, что он захвачен своей игрой и ему нравится. А вот Ельцину не нравилось, чувствовалось, что он страдает, что ему не нравится. Он был как китайский император, потому что все китайские императоры называли себя несчастнейшими людьми в Поднебесной и рыдали о том, что им досталась такая несчастная судьба. Поэтому Ельцин бухал и испытывал проблемы с сердцем. Он в некотором смысле был китайским героем. А Путин — скандинавский герой и дико прется от всего, что происходит. В том числе от трудностей и сложностей, от мистического одиночества, в котором он пребывает.

— Какие сны вам снятся?

— Любые. Иногда мучительные, иногда просыпаюсь в слезах, иногда сам себя бужу смехом во сне.

— Какие любимые?

— Сегодня мне снилось море. Раньше я не мыслил свою жизнь без моря, а сейчас несколько лет живу почему-то без него. Меня самого это поражает, но потеря компенсируется в сновидениях, потому что почти каждую в ночь в разных совершенно сновидениях я оказываюсь у моря. И очень часто во сне от меня что-то ускользает. Я как Алиса в Зазеркалье, которая пыталась достать яйцо, а оно от нее ускользало. Около моря мне хочется поплыть, но кто-то меня постоянно отвлекает, хочет со мной поговорить, и мне не удается поплавать. Возникает чувство изумления: «Как же так, я уже какое-то время нахожусь у моря и до сих пор еще не поплавал. Неужели это правда?» А потом я думаю: «А это вообще, случайно, не сон ли?» После этого всегда происходит серия впечатлений, которая убеждает меня, что это не сон. И каждый раз я думаю, что точно это реальность, я абсолютно уверен в этом. Потом просыпаюсь и думаю: «***** [черт], ***** же ж в рот, все-таки сон».

Но иногда мне все-таки удается заплыть в море. Вот сегодня я заплывал. Не мощно, как хотелось бы, но хотя бы как-то.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Кто учится современному искусству и сколько это стоит
Кто учится современному искусству и сколько это стоит Взрослые люди рассказывают, для чего им диплом современного художника
Кто учится современному искусству и сколько это стоит

Кто учится современному искусству и сколько это стоит
Взрослые люди рассказывают, для чего им диплом современного художника

5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже»
5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже» «Русский авангард» — от Александра Родченко до Гриши Брускина
5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже»

5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже»
«Русский авангард» — от Александра Родченко до Гриши Брускина

Виктор Пивоваров — о политик-арте, снах и смерти
Виктор Пивоваров — о политик-арте, снах и смерти А также о московском мифе, животных, Кабакове и Павленском
Виктор Пивоваров — о политик-арте, снах и смерти

Виктор Пивоваров — о политик-арте, снах и смерти
А также о московском мифе, животных, Кабакове и Павленском

Как в космосе развеивают прах москвичей
Как в космосе развеивают прах москвичей «Кто верит в Дарвина, кто в РПЦ, а кто верит в нас»
Как в космосе развеивают прах москвичей

Как в космосе развеивают прах москвичей
«Кто верит в Дарвина, кто в РПЦ, а кто верит в нас»

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?