Крауд-фандинг 

 

От англ. Crowd Funding

Значение: форма коллективных онлайн-инвестиций в создание продукта или сервиса

Пример употребления

 

«Кикстартером пользуются только лохи, мы делаем краудфандинг через Fundable»

«Семён накраудфандил себе „Феррари“»

 

  

 

Краудфандинг — по сути, автоматизированная форма попрошайничества. Существуют десятки, если уже не сотни, сервисов, где посредством добрых людей из интернета можно профинансировать что угодно — от генератора торсионного поля до новых сисек. Дать денег посторонним людям на сомнительную идею можно и посредством мобильных платежей, и через приложения для фейсбука и «вконтакта», не говоря уже о традиционных банковских переводах. Несколько важных особенностей краудфандинга: во-первых, просители никогда не несут ответственности за качество или вообще существование обещанного продукта или сервиса. Во-вторых, соответствующие сервисы забирают себе определённый процент от пожертвований (а также, по некоторым сведениям, часто дополнительно прокручивают деньги до того, как перевести их адресату) — то есть краудфандинг сам по себе бизнес, причём не обременённый вообще никакими стартовыми расходами. В-третьих, большинство краудфандинговых сервисов не принимают заявки из России, хотя охотно принимают деньги,  появилась даже постмодернистская услуга «за процент от лота разместим ваш проект на Kickstarter.com, который тоже потом возьмёт свой процент». 

Наконец, краудфандинг, в отличие от традиционного инвестирования, очень слабо регулируется банковским законодательством: грубо говоря, если на ваше пожертвование проситель увеличит себе не сиськи, а что-нибудь другое, пожаловаться по этому поводу будет некуда.

В России краудфандингом мощно интересуются и стартаперы, несколько раз уже посланные профессиональными инвесторами, и странные люди, собирающие деньги на новый перевод фантастической саги Филипа Хосе Фармера (один из реальных лотов закрывшегося недавно проекта RuStarter). Краудфандинг нежно массирует глубинную уверенность части населения в том, что достаточно придумать какую-нибудь идею, как деньги сами потекут рекой. Удивительнее всего то, что они действительно текут, — правда, не всегда и не ко всем. При этом краудфандинг расцвёл буйным цветом в последние два-три года, то есть как раз в разгар финансового кризиса. Когда, казалось бы, подаяние посторонним людям на реализацию безумных идей должно было вообще исчезнуть из структуры расходов вменяемого человека. Тем не менее на краудфандинговом сервисе Planeta.ru в эти минуты больше двадцати тысяч долларов пожертвований собрано на издание DVD-версии спектакля Гришковца «+1».

 

Альтернативный вариант


Всё довольно просто: традиционных инвестфондов, ангелов, сидеров и им подобных стало настолько много, что гораздо труднее НЕ получить денег на реализацию хорошей идеи. Ключевое слово — «хорошей». Вопреки распространённому среди стартаперов мнению, инвесторы почти всегда отлично знают, что делают, и часто вкладываются в на первый взгляд не самые очевидные, но в долгосрочной перспективе денежные проекты. Поэтому есть ощущение, что краудфандинг — в лучшем случае баловство, а в худшем — жульничество (см. подробную публикацию на эту тему).

Напомним, что идея сама по себе ничего не стоит и не защищается законодательством, а сделать хотя бы базовый прототип сервиса или продукта можно или совсем без денег, или заняв минимум у семьи и друзей. Успешных компаний, созданных таким старинным способом, тысячи. Успешных компаний, профинансированных посредством краудфандинга, — ни одной.