ыражение 中国大妈 дословно переводится как «китайская тётушка». Феномен рачительных и бережливых китайских женщин среднего возраста был известен

давно, но только в разгар 2013 года для него придумали неологизм. Прежде они предпочитали инвестировать в недвижимость и золото, но теперь их захватила новая мода — биткоины.

 

На самом пике истерии в ноябре — декабре прошлого года, когда курс криптовалюты за месяц поднялся c $200 до $1200, на 中国大妈 приходилось до четверти мирового оборота биткоинов. «Тетушки» не майнили монеты, не покупали ЛСД на Silk Road и не заказывали убийства в глубоком интернете. Они спекулировали и получали удовольствие.

 

До 2013 года придуманная полумифическим японским учёным Сатоси Накамото криптовалюта Bitcoin едва дотягивала до $10 и интересовала лишь ограниченный круг программистов из США и Европы (популярные подробности можно почерпнуть в материале LookAtMe). Но в апреле всё изменилось.

Cперва братья Винклвосс признались, что воспользовались отсуженными у Марка Цукерберга деньгами и инвестировали в валюту $11 млн. Биткоин, активно набиравший цену и популярность в предыдущие месяцы, достиг планки в $266. Затем 11 апреля он внезапно рухнул на две трети, заработав, однако, ещё большую известность. А всего через две недели случилось страшнейшее землетрясение в Сычуане, и о Bitcoin узнал Китай.

 

 

Самые крупные владельцы биткоинов

Сатоси Накамото

Мифический основатель Bitcoin 
1 000 000 биткоинов

Ли Сяолай

100 000 биткоинов

Братья Винклвоссы

100 000 биткоинов — примерно
1% всех выпущенных биткоинов

ФБР

174 000 биткоинов

 

 

Небольшое сообщество пользователей криптовалюты на востоке Китая — пара десятков человек, в основном программистов и учёных, — появилось ещё в 2010 году. Ещё через год появилась первая биржа BTC China. Главным адептом Bitcoin в Китае стал 40-летний преподаватель английского из Пекина Ли Сяолай. Его так захватила идея монеты, которая добывается путём выполнения математических операций, что он инвестировал свои сбережения в биткоин. После Сяолай активно занялся майнингом и вложился в шэньчжэньский стартап ASICminer, производящий оборудование для добычи биткоинов.

Год назад у Ли Сяолая не было дорогой квартиры, машины и горы наличных; зато у него были 100 000 биткоинов (как у Винклвоссов) и вера, что с помощью виртуальной валюты можно улучшить мир. Или хотя бы перевести китайскую экономику на постиндустриальные рельсы. После сычуаньского землетрясения Сяолай помог собрать средства для пострадавших в биткоинах. Несмотря на то что эта кампания принесла лишь 1% пожертвований, о Bitcoin упомянуло китайское телевидение — и цепная реакция стартовала.

 

 

Cамыe активныe пользователи биткоинов

Китайские женщины

 

40% китайских пользователей — это взрослые женщины,
которые хранят в электронных монетах свои сбережения.
Таким образом, в конце 2013 года четверть мирового оборота биткоинов приходилась на китайских домохозяек.

 

 

К осени 2013 года Китай стал главным рынком биткоинов на планете. На BTC China приходилось до 60% объёма всех сделок в криптовалюте. При этом китайские пользователи разительно отличались от западных. Согласно Coinbase, в США и Европе 90% пользователей — мужчины. Большая их часть моложе 30 лет — такое описание совпадает с расхожим образом гика-программиста.

На Востоке средний возраст владельцев биткоинов превышает 30 лет, и женщин среди них едва ли не столько же, сколько мужчин. Лучше всего биткоин прижился в местах, где правительство создало особые экономические зоны. Так,  центром добычи монет стал крупнейший индустриальный город Китая — Сучжоу. А пользователями биткоинов в основном выступали жители богатейшего Вэньчжоу — экспериментальной площадки для бизнесменов.

Случайность? Вряд ли. Юань — ограниченно конвертируемая валюта. Правительство жёстко контролирует операции, связанные с движением капитала, — в таких условиях коммерсантам требовалась удобная замена обычным деньгам, и они воспользовались удачно подвернувшимися биткоинами.

Об интересе к анонимности или необычному техническому устройству сети речи не шло. Скорее, биткоины полюбились обожающим мыльные пузыри китайцам как легкий инструмент для спекуляций.

Пик перипетий вокруг Bitcoin уложился в три недели. 18 ноября биржа BTC China привлекла $5 млн инвестиций, а глава ФРС США Бен Бернанке высказался в поддержку криптовалюты. Курс биткоина впервые пробил $600 — а потом китайские пользователи разогнали его до $900, $1000 и даже $1200.

Но ажиотажу не было суждено продлиться. 5 декабря Народный банк Китая запретил операции с виртуальной валютой, и курс биткоинов упал на треть. Причиной стала борьба со спекуляциями и незаконной деятельностью. Bitcoin не поддавался контролю и отвлекал компании от Шанхайской свободной торговой зоны, где шёл эксперимент со свободно конвертируемым юанем. 

18 декабря BTC China перестала принимать новые депозиты, и активность китайцев резко сократилась. Через пару дней её место заняла новая биржа Huobi. В условиях запрета пользователи вели сделки на свой страх и риск, но и эта площадка остановила операции. Из-за заморозок на китайский рынок пока приходится меньше 10% всех операций, а курс криптовалюты стабилизировался на уровне в $800. Впрочем, хозяин BTC China Бобби Ли, найдя правовую лазейку, вновь запустил торги, и доля операций в юане постепенно идёт вверх.

 

 

Три факта о самой популярной криптовалюте

находится в мировом обращении (100 000 виртуальных монет)

владеют по меньшей мере
$10 млн в биткоинах

 

биткоинов в мире
приходилось 
на Китай

 

Какие силы управляют рынком биткоинов после китайского затишья и куда они его ведут?

Спекуляции на Востоке и хайп на Западе сделали главное — Bitcoin из развлечения для гиков и символа независимости от государства превратился в привычный элемент повестки дня. С криптовалютой работают несколько тысяч компаний в США и Европе, и это их количество растёт.

Шум вокруг Bitcoin помог с декриминализацией валюты: в прошлом году ФБР дважды закрыло Silk Road и этим сыграло на руку распределённой системе. Возможность купить наркотики анонимно — лишь следствие независимости от государства, но вряд ли самоцель. 

Кажется, что Bitcoin получил больше доверия и чувствует себя лучше некуда. Но это неправда. Во-первых, криптовалюта является анонимной, но вряд ли безопасной и неотслеживаемой. Из-за взрывного роста биткоин стали воровать — грабители обчистили несколько обменников на $10 млн, а при закрытии Sheep Marketplace (аналога Silk Road) у пользователей якобы пропало $100 млн. Кражи вредят не только держателям, но и всей системе, выводя средства из обращения.

 

 

 

Сейчас объём всего рынка сопоставим со средствами крупнейших игроков. Если братья Винклвосс или Ли Сяолай захотят избавиться от значительной доли состояния, они мгновенно обрушат курс.

Подобный сценарий может реализоваться в скором будущем. Самый крупный владелец биткоинов — Федеральное бюро расследований США (174 000 монет) — намерен избавиться от части реквизированных у киберпреступников средств и выкинуть на рынок 30 000 монет. 

Но есть ещё одна проблема. Майнинг доступен лишь обладателям очень больших вычислительных мощностей. Биткоин не прибылен: несмотря на высокий курс, сложность его получения выросла так, что убыточность добычи монеты достигла 300%. Биткоины выгодно разве что обменивать. Обслуживать операции с ними — невыгодно.

Всё это приводит к монополизации майнинга в руках ограниченной группы — или картельному эффекту — и ставит под сомнение функционирование сети. Bitcoin будет работать, лишь если минимум 50% майнеров поведёт себя честно, но централизация провоцирует жульничество.

Поэтому главный риск биткоина вовсе не в том, что несмотря на кажущуюся популярность, это криптовалюта, пугающая широкие народные массы. Вопрос стоит по-другому: как скоро законы поведенческой экономики превратят золото в черепки?

 Текст: Юрий Болотов

 

 

Иллюстрации и инфографика: Наталья Осипова