Антон Капитонов

руководитель направления «корпоративное обучение и управление знаниями», «Сибур»

Когда руководитель сталкивается с необходимостью что-то сделать с неуживчивым сотрудником, он напоминает героя анекдота, который ходит по рынку с медведем на цепи и ищет «того продавца, который год назад мне этого хомячка продал». Приведу пример. Финансовый директор одной компании долго искал кандидата на позицию руководителя отдела финансового контроля и отчётности. Кандидат должен был обладать развитым системным мышлением и продвинутыми навыками финансового анализа, а также менеджерскими навыками и опытом управления коллективом. Подходящего кандидата с таким редким сочетанием качеств искали больше трёх месяцев. Наконец такой кандидат нашёлся.

В ходе собеседования финансовый директор отметил самостоятельность суждений нового сотрудника, его внимание к деталям и харизматичность. Опасаясь, что ценный кандидат может получить альтернативное предложение, руководитель оперативно взял его в штат. Но с самого начала тот стал проявлять сложный характер: самостоятельность суждений обернулась игнорированием чужой точки зрения, внимание к деталям — склонностью спорить ради спора, харизматичность — авторитарным стилем управления. Климат в коллективе стал ухудшаться. Финансовый директор спохватился и попытался повлиять на сотрудника: давал ему жёсткую обратную связь, проводил воспитательные беседы. Но сотрудник не посчитал нужным меняться, и в итоге с ним пришлось расстаться.

И пусть это произошло из-за неуживчивого характера работника, но ответственность за ситуацию целиком лежит на руководителе. Желая быстрее закрыть ответственный участок работы, он сфокусировался на навыках кандидата и не проанализировал, позволят ли его личные качества интегрироваться в существующий коллектив. Чтобы не попадать в подобные ситуации, руководителям следует больше внимания уделять подбору сотрудников: запрашивать рекомендации бывших коллег кандидата, привлекать к собеседованию профессиональных подборщиков, знать «профиль» своего коллектива, ставить сотрудников на такие участки работы, где их слабые стороны не имеют значения.

   

Екатерина Титаева

менеджер проектов агентства интернет-маркетинга «Мэйк»

В нашем агентстве есть сотрудник, с которым тяжело уживаться. Как специалист он профессионал, никаких замечаний к работе, но тяжёлый характер и излишняя требовательность к коллегам создают постоянные конфликты. Я нашла к нему такой подход: когда возникает недопонимание, мы остаёмся после работы и детально обсуждаем сложившуюся ситуацию. Я объясняю ему суть конфликта, почему его коллега ответил так, а не иначе, он объясняет мне, что имел в виду. Обычно повышенного внимания и такого разговора достаточно, чтобы коллега стал терпимее, и ситуация на месяц-два исправляется. Иногда причина кроется в личных проблемах (разлад в семье, проблемы со здоровьем и тому подобное), поэтому такая забота тоже идёт на пользу. Если не срабатывает, то я просто отправляю его в отпуск — помогает всегда.