Владелец компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталёв увлёкся авиацией, научился водить вертолёт, а потом понял, что его негде хранить. К решению вопроса бизнесмен подошёл с размахом: год назад он открыл первый в России вертолётный мультицентр, где можно и заказать аэротакси, и купить себе вертолёт, и поставить его на стоянку. Сейчас Heliport Moscow рассчитан на базирование 200 единиц техники, основной доход компании приносит продажа вертолётов. The Village выяснил, как устроен бизнес, рассчитанный на людей с очень высокими запросами.

Heliport Moscow

Вертолётный мультицентр

ДАТА СОЗДАНИЯ: январь 2014 года

Стартовый капитал: 100 миллионов долларов

heliport-moscow.ru

 

 

Александр Хрусталёв 
основатель
Heliport Moscow

Из хобби в бизнес

Несколько лет назад я записался на курсы пилотирования. Получив свидетельство, купил свой вертолёт и столкнулся с простой проблемой — его негде было ставить. Все площадки базирования были расположены далеко, и полчаса полёта стоили трёх часов пробок под Москвой. Тогда я купил землю в 500 метрах от МКАД и построил на ней площадку под два-три вертолёта. Но тут же набежали друзья и заявили, что им тоже нужно парковочное место. 

Мы начали бизнес вместе с президентом компании «Аэросоюз» Александром Климчуком. Во время строительства стало понятно, что у нас совершенно разные взгляды — я смотрю дальше. У меня принцип такой: если хочешь строить бизнес сегодня, строй его на завтра, послезавтра и на будущее. У людей, которые любят вертолёты, совсем другие претензии, вы же понимаете. Нельзя сарай поставить какой подешевле и успокоиться. На этом мы, слава богу, и разошлись. Но я понял, что бросать эту тему совсем не хочется, и начал потихоньку вводить инновации.


 

Вертолёты и девушки

До появления Heliport Moscow рынок делили три лидера: «Хели-Драйв», «Уралхеликом» и «Авиамаркет». Всё было спокойно и привычно, как вдруг появились мы,  это был взрыв в сознании, конкуренты закричали: «Ой, что это? Откуда это?» Мы сразу заявили, что собираемся перевернуть рынок. Мы показали, что вертолётная площадка может быть комфортной, все борты — новыми, а девушки на ресепшене — очень привлекательными.  

Понятно, что и раньше были компании, которые продавали вертолёты, предоставляли услуги ремонта или обучения. Но Heliport стал первым мультицентром, объединяющим продажу, обслуживание, базирование, тюнинг, магазин экипировки, услуги аренды, аэротуризма — выполняющим любой каприз. Всего у бизнеса около 20 точек роста.  

Основную прибыль, однако, приносит именно продажа. Пару лет назад объёмы продаж вертолётных компаний не превышали 15 бортов в год. За неполный год Heliport продал уже несколько десятков. Если в США вертолёт стоит около 380–400 тысяч долларов, то нашему покупателю это обойдётся на 40 % дороже, чем прямая покупка за границей. Это не потому, что я столько навинтил. Такая разница в цене объясняется таможенным налогом и издержками при перевозке и сборке. Вертолёты привозят в Россию в разобранном состоянии, а здесь их уже собирают и тестируют инженеры.

 

 

 

Полёт над МКАД

Пока инвестиции в Heliport Moscow составили около 100 миллионов долларов (размер выручки компания не раскрывает. — Прим. The Village). Всё это — средства «НДВ-Недвижимости». Больше всего денег было затрачено на покупку новых моделей вертолётов, маркетинг, но главное — обучение и зарплату пилотов. Наши пилоты проходят обучение и во Франции, и в Штатах. Многие из регионов, поэтому мы уже выкупили для них несколько квартир в Москве. В целом, в людей я вложил столько, сколько никто никогда не тратил. Потому что мы ответственны за тех, кого перевозим, и за тех, кого обучаем. И люди должны сразу понимать, что  воздух не прощает экономии, ошибок и выпендрёжа.

Но только денег оказалось мало. Проблемы появились с регулятором. Такое количество проверок просто невыносимо, и кажется, что власть только уничтожает бизнес, а не защищает и развивает. Но если всё было бы так легко и была выстлана коврами наша дорога, все бы занимались этим бизнесом.  

Законодательно летать над Москвой запрещено. Поэтому Heliport осуществляет полёты по МКАД и оттуда в любую точку России. Раньше разрешение на полёт имело согласовательный характер. Сейчас — уведомительный, нужно просто за час до вылета сообщить о своём намерении подняться в небо.

 

 

Такси не для всех

Вертолёты бывают разных типов и отличаются друг от друга размерами, грузоподъёмностью, количеством двигателей, пассажирских мест, некоторые работают на керосине или бензине. Чтобы выбрать модель для себя, нужно понять, для каких целей вы собираетесь приобрести воздушное судно и будет ли оно отвечать вашим потребностям. Вертолёты активно используют как санитарную авиацию, в спасательных операциях, в туристических и экскурсионных полётах, для трансфера (аэротакси) и даже для охоты. Частные вертолёты покупаются в основном именно для таких целей.

Стоимость обслуживания зависит от модели, её внутреннего оснащения и степени износа деталей. Например, для Robinson R44 максимальным значением является 2 200 часов налёта без обращения в сервисный центр. После такой нагрузки может потребоваться дорогой капитальный ремонт, а периодические осмотры после 200–500 часов налёта не сильно ударят по карману.

 

 

 

Набор высоты

В день на площадку Heliport приземляется около 30 вертолётов, базируется порядка 40. Центр в настоящем состоянии работает вполсилы, это лайт-версия. Heliport Moscow рассчитан на базирование 200 единиц техники. Здесь ещё должна появиться четырёхзвёздочная гостиница, деловой центр, рестораны и яхт-клуб. 

В этом году мы только вошли в рынок, и я лишь сейчас до конца его понял. Пока основная цель — перестроить бизнес вертолётного комплекса «Авиамаркет» в Истре, который мы недавно купили, и полностью сформировать команду. А до конца следующего года — открыть подобные центры в десяти регионах России.

Мы хотим популяризовать полёт и сделать его более доступным. Но для этого, по примерным подсчётам, только в Московской области нужно не меньше сорока площадок для взлёта и посадки. А сначала рынок должен стать более безопасным и слаженным. Для  России он абсолютно новый. Методом проб и ошибок он стабилизируется, начинает развиваться, беря пример с Запада, где вертолётный рынок куда более развит. Мы ввели стандарты качества. Философия у нас одна — мы пришли, чтобы сделать рынок цивилизованным. Нужно уйти от подпольных схем работы, уйти от технологий экономии на безопасности.

 

Спасение людей

У нас есть все ресурсы, чтобы помогать людям. Мы сотрудничаем с медиками, поисковыми организациями, полицией. Недавно мы закупили специальные носилки, чтобы перевозить больных. Бывают такие ситуации, когда доставить пациента нужно срочно и только по воздуху. Пятый месяц работаем с «Лиза Алерт», в прошлом месяце спасли 11 человек. Мы летаем на поиски, тушение пожаров и подобные мероприятия. Конечно, всё это бесплатно. 

Преимущества поиска пропавших людей на вертолёте очевидны — с высоты это сделать гораздо легче. Более того — на вертолёте можно зависать над предполагаемым местонахождением пострадавшего. Самолёт, например, не может приземлиться в чистом поле или на маленькой опушке. Вертолёт может там сесть, забрать пропавших людей и отвезти их в безопасное место или в ближайшую поликлинику для оказания медпомощи.

Каждый месяц мы принимаем участие как минимум в десяти спасательных операциях. Наши клиенты и пилоты каждую неделю совершают подвиги. Я сам одного человека практически спас с того света, когда был любителем. Для нас это естественно.

 

 

Текст: Анастасия Демидова 

Фотографии: Иван Анисимов