Каждую осень жители Петербурга начинают нервозно поглядывать на полузатопленные спуски к воде из-за сообщений о приближающихся наводнениях. The Village решил разобраться, насколько серьёзна эта угроза, и отправился на Кронштадтскую дамбу, чтобы узнать, почему Петербургу не грозит судьба Крымска, откуда на комплексе защитных сооружений пауки и сколько времени необходимо, чтобы предотвратить потоп.

В XVIII веке горожане были уверены, что Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. Как защитить город, поняли только в середине XX века: тогда советские власти создали специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками.

 

 

 

 

 

 

 

 Период строительства

1979—2011

 

длина

23,4 км

 

затворы

60 шт

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс защитных сооружений

Сотни человек каждый день проезжают по скоростной магистрали, соединяющей Петербург с Кронштадтом и проходящей поверх городской дамбы. 24 километра насыпи из песка и камней, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения — объект государственной важности, похожий на декорацию из футуристического фильма. От масштаба и размеров захватывает дух.

 

В центральном водопропускном секторе под названием В-2 работают электрики и слесари: все механизмы активно проверяют с конца лета, готовясь к самому потопоопасному сезону.

 

Пока мы по узким лесенкам пробираемся к одному из затворов, который сдерживает сильные волны, сотрудники рассказывают про механизм работы. Тут всё действует автоматически: при необходимости затвор поднимается и опускается на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления. Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками. Около одного из таких стоит работник КЗС: «Хотите нажать что-нибудь? А нельзя-я-я».

 

Защита от наводнений

За год в Петербурге может случиться пять наводнений, а может — ни одного. Разумеется, к началу опасного периода дамба должна функционировать бесперебойно, для этого всё лето её проверяют и чинят.

Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай. 

Из 23 км дамбы 2 км — дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть даже целая бригада, занимающаяся

 

проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы. Рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип «Тучи» «Иванушки International». Для кинематографа здесь вообще довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи несколько лет притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены «Сталинграда» Бондарчука тоже снимали здесь.

 

Алексей Кузьмин

Пресс-секретарь «Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
от наводнений»

 

Атлантику называют кухней погоды, именно в северных её заливах формируются наиболее мощные циклоны, которые и являются причиной наводнений в Петербурге. За 309 лет существования города здесь случилось 305 наводнений, 2 из которых были катастрофическими — в 1824 и 1924 годах. Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет.

 

Судопропускные сооружения

На дамбе есть два сооружения для пропуска судов: одно используют ежедневно, второе является резервным — на случай военного положения или катаклизмов. Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Именно они пропускают все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей — часть Кольцевой автодороги. 

Второе судопропускное сооружение не открывали уже три года. При проектировании всей дамбы Министерство обороны настояло на строительстве подъёмного моста на случай военного положения в стране.

Экология

На всех перилах у водопропускных сооружений висит по несколько аккуратных, блестящих на солнце паутин. Как говорят сотрудники, наличие мошкары и пауков, ведущих на неё охоту, — показатель того, что дамба не вредит природе. Вопрос взаимодействия всего этого непростого механизма с окружающей средой вообще долгое время волновал горожан. Сейчас большинство экологов считают, что КЗС отлично вписался в экосистему и не представляет угрозы для природы. Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. «Электрики, — смеётся наш спутник, — душу дьяволу продать готовы, чтобы сюда на смену попасть».

 

ситуация

Город на воде: Как очищают воду в Петербурге

Магистраль

Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки. Бывает, разгоняются до 150 км/ч, но пресекается это довольно быстро: за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения. Однако многие кронштадтцы всё ещё не привыкли к такому новшеству, как трасса. Особенно самое старшее поколение, которое всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй — паром или лодка. 

Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит. «Тем более мы не в Крымске, — добавляет пресс-секретарь КЗС в ответ на вопрос о недавней трагедии, — там вода сошла с гор, а у нас проблема в нагонных волнах из Атлантики».

Фотограф: Дмитрий Цыренщиков