«Родительское собрание в детском саду похоже на слёт кокаиновых белок-истеричек», — написал недавно известный блогер Митя Самойлов. Метафора вполне применима к большинству собраний, не только родительских: от слушаний по строительству «Охта-центра» до соседского схода по поводу повышения квартплаты. Социолог Борис Гладарев несколько лет исследует общественные дискуссии в России — за это время он посетил десятки самых разных собраний, сходов и слушаний. The Village поговорил с социологом о том, почему у украинцев получается договариваться лучше, чем у россиян, стоит ли спорить с дураками и что хорошего в слове «компромисс».

 

Борис Гладарев

40 лет, кандидат социологических наук, научный сотрудник
Центра независимых социологических исследований

   

Закончил исторический факультет Педагогического университета имени Герцена, затем — аспирантуру факультета социологии и политических наук Европейского университета. Исследовательские интересы: социология малых групп, studies of material culture.

С работой Бориса Гладарева «Опыты преодоления „публичной немоты“: анализ общественных дискуссий в России начала XXI века» можно ознакомиться по ссылке.

 

— Вы посетили несколько десятков самых разных собраний. Был ли хотя бы один «идеальный» вариант собрания, когда все обо всём интеллигентно договорились?