Зеленоград задумывался как город будущего, а стал спальным районом столицы, в котором шедевры советской архитектуры соседствуют с дикой природой. В очередном выпуске рубрики «Постройка века» краевед Денис Ромодин рассказывает, что интересного любопытный горожанин сможет обнаружить в Зеленограде и почему советская утопия так и не воплотилась в реальность. 

История Зеленограда

Идея о строительстве городов-спутников вокруг Москвы возникла уже в конце 1950-х годов, когда стало понятно, что город в пределах кольцевой дороги не способен умещать в себе большие промышленные зоны. Тогда Институт Генерального плана Москвы разработал проект создания 10 спутников численностью населения от 30 до 65 тысяч жителей в ближайшем окружении от столицы. В эти города предполагалось не только вывести крупные промышленные объекты, но и создать там принципиально новые производства. Один из таких городов вблизи железнодорожной станции Крюково и должен был стать центром новой передовой отрасли советской промышленности — электроники.

3 марта 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 248, в котором говорилось о создании нового города с «четырёхэтажными домами с земельными участками при них с применением приёмов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещённость и проветривание жилых домов». Главным архитектором нового города был назначен Игорь Рожин. Вместе со своим коллегой Александром Болдовым он разработал структуру города из двух планировочных районов — западного и восточного, которые были объединены общегородским центром вдоль реки Сходни. Всю жилую застройку архитекторы расположили вокруг предприятий, на которых должны были работать городские жители. В эпоху массового внедрения индустриального домостроения новый город застраивался московскими сериями домов.

В 1964 году пост главного архитектора города занял автор комплекса Дворца пионеров на Воробьёвых горах Игорь Покровский. Именно благодаря архитекторам из его команды на наиболее значимых магистралях и площадях удалось возвести целый ряд уникальных для советской архитектуры зданий. Кстати, в том же году и было утверждено название города — Зеленоград. Не случайно: архитекторы хотели максимально вписать город в окружающий рельеф и леса. И это им удалось — город оказался на удивление зелёным, и даже застройка последних десятилетий не нарушила этот баланс.

В качестве эксперимента в Зеленограде была введена квартально-корпусная нумерация домов. Эта идея оказалась скорее неудачной, и впоследствии часть зданий была переведена на традиционную нумерацию. А ещё так и не были реализованы планы по удобному транспортному сообщению с Москвой. В первых проектах предполагалось пустить в Зеленоград монорельсовую дорогу, затем — скоростной трамвай, а позже — метро. Но ничего не вышло.

А что же с электронной промышленностью города? Она просто не смогла полностью выйти на планируемую мощность. Архитекторам и строителям удалось создать производственные зоны на севере города и у Большого городского пруда, но многие предприятия так и не были введены в строй. В 1987 году возле станции Крюково было решено выстроить новый научно-производственный комплекс в виде двух огромных колец из 15 предприятий и НИИ, но строительство было остановлено в первой половине 1990-х годов. В недостроенных корпусах разместился таможенный терминал и площадки для тематических игр.

Игорь Покровский оставался главным архитектором города до своей кончины в 2002 году. Ему посвящён памятник в современном 15-м микрорайоне Зеленограда возле Верхнего Каменского (Михайловского) пруда. Спустя полвека Зеленоград — больше не центр передовой электроники, а дальний, но тихий и удобный район Москвы.

ДЕНИС РОМОДИН

краевед

   

 

 Центральная площадь Зеленограда

 Центральная площадь

 

Изначально эта площадь задумывалась как административный центр города. Вдоль неё предполагалось соорудить здание районной администрации, дворец культуры и гостиницу для командированных на местные предприятия специалистов. Главной доминантой ансамбля как раз и стало высотное 28-этажное здание гостиницы — один из самых крупных долгостроев города, который возводился с 1970-х по 2004 год. Сейчас в этом здании разместился деловой центр.

Автором всего комплекса площади была проектная мастерская «Моспроект-2» во главе с архитекторами Ю. Матясовым и В. Курочкиным, а конструктивную часть разработал коллектив инженера Б. Зархи. Облик здания отражал тенденции советской архитектуры того времени — стрельчатые глухие завершения и кассетные панели на фасадах. От здания вдоль Савёлкинского проезда архитекторы протянули длинный торговый центр с кафе и ресторанами — он должен был придать живую активность площади и оградить пешеходов от углублённого в ров транзитного проезда.

 

 

Особую роль коллектив архитекторов отводил административному зданию, которое стало одним из самых ярких среди аналогичных по функции в Москве. Четырёхэтажная постройка, квадратная в плане, была свободно размещена в открытом, хорошо просматриваемом пространстве. Её внутренний двор был трактован как вестибюль, а огромный портал напоминал гигантскую дверь. Поднимающиеся вверх уступами этажи также придали зданию очень узнаваемый облик, а натуральные отделочные материалы — травертин, гранит и мрамор — монументальность.

 

 

Совсем иначе выглядит здание Дворца культуры, которое строилось почти 15 лет и открылось в 1983 году. Треугольную в плане постройку дополнили глухими многогранными поверхностями. Брутальность здания подчёркивают узкие полосы окон и каменная облицовка фасадов. Уникальным для своего времени решением оказался каркас здания, позволивший создать бесстолпные общественные пространства с оригинальной конструкцией потолка. Но если облик здания администрации хотя бы части зеленоградцам нравится, то здание Дворца культуры оказалось самым спорным объектом города. 

 

 «Дом-флейта»

 Корпус 360

 

Одним из самых необычных и узнаваемых зданий Зеленограда является белоснежный корпус № 360 — так называемый «Дом-флейта», построенный в 1969 году. Дом получил своё название благодаря ритмичным выступам лестничных клеток, которые напоминают клапаны флейты. Авторами идеи были архитекторы Феликс Новиков, Игорь Покровский и Григорий Саевич. Длина девятиэтажного восьмиподъездного панельного дома — 516 метров, и долгое время она была рекордной среди московских зданий. Интересны и другие идеи авторов. Например, в межквартирные остеклённые галереи архитекторы вывели непрозрачные окна кухонь и коридоров для лучшего освещения. А некоторые квартиры были сделаны двухэтажными — в духе домов-коммун 1920-х годов. Здание приподняли на опоры для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проход горожан, но некоторые пространства заполнили небольшими вставками с общественно-бытовыми функциями.

 

 Площадь Юности

 Площадь Юности

 

Если Центральная площадь проектировалась в качестве монументального парадного ансамбля, то площадь Юности создавалась в качестве камерного общественного пространства. Обе площади соединили с Центральным проспектом, застроенным ритмично поставленными группами жилых домов.

Центром новой площади стал кинотеатр «Электрон». Кинотеатр, возведённый в 1966 году по проекту Юрия Гнедовского, был очень смелым сооружением для своего времени. В ту пору в Москве существовали довольно безликие и тяжеловесные типовые проекты, а в Зеленограде получилось лёгкое сооружение с большим стеклянным фасадом.

Рядом в 1969 году по проекту архитектора Анатолия Климочкина возвели торговый центр «Зеленоград» с внутренним хозяйственным двором, который позволил скрыть разгрузочно-погрузочную зону от жилых домов и самой площади. Облик сооружения отразил направления архитектуры середины 1960-х годов — мощные скруглённые козырьки и мозаичные вставки, на одной из которых были выложены имена авторов здания.

 

 Заводы «Ангстрем» и «Элма»

 4806-й проезд, 6

 

За Большим городским прудом по Генеральному плану города должен был появиться научный городок, в состав которого входили научно-исследовательские институты материаловедения, точной технологии, а также заводы «Ангстрем» и «Элма». Завод «Элма» выпускал кремниевые и сапфировые пластины для электронной промышленности, а «Ангстрем» стал производителем продукции микроэлектроники. Для этого предприятия архитекторы Феликс Новиков и Григорий Саевич разработали два больших изогнутых корпуса с эффектным бледно-голубым остеклением. За свою форму корпуса получили название «клюшки». Перед ними прежде располагался и памятник Ленину работы скульптора Мераба Мерабишвили и архитектора Бориса Тхора, получивший в народе прозвище «Ленин идущий» за деловую и динамичную позу вождя. Постепенно памятник пришёл в ветхость и был демонтирован в 2009 году.

 

 Московский институт электронной техники

 4806-й проезд, 5

 

МИЭТ был основан в 1965 году — первоначально для его размещения были выделены помещения в жилых домах 1-го микрорайона Зеленограда. В это же время уже упомянутый коллектив архитекторов Феликса Новикова и Григория Саевича разработали целый студгородок с малоэтажными корпусами. В своём решении архитекторы отталкивались от комплекса Хельсинкского политехнического университета, построенного в 1954–1969 годах по проекту известного финского архитектора Алвара Аалто. По проекту Аалто краснокирпичные учебные корпуса, библиотека и спортивно-оздоровительный комплекс были объединены переходами и являлись целым микрогородом. Эта же идея была применена при проектировании МИЭТа. Советские архитекторы смогли создать выразительные здания с эффектной входной группой — своеобразной звонницей в белокаменном обрамлении. Холл института украсили огромным монументальным панно, выполненным по проекту Эрнста Неизвестного. Комплекс завершили к 1974 году.

 

 Дворец творчества детей и молодёжи

 Площадь Колумба, 1

 

Идея строительства дворца пионеров в Зеленограде возникла ещё в 1960-е годы, но из-за проблем с финансированием её осуществление началось лишь на закате советской эпохи. Только в 1989 году дворец переехал в новое просторное здание, спроектированное под руководством Игоря Покровского. В сооружении необычно переплелись мотивы архитектуры конструктивизма братьев Весниных и постмодернизма. Даже после замены остекления в наше время здание не утратило свой оригинальный облик с башенкой-обсерваторией. Постройка окружена лесной зоной, в которой планировали организовать детский парк. По соседству сохранился и небольшой частный сектор первых строителей города.

 

 Дома в 18-м микрорайоне

 Корпус 1804

 

О расширении города и строительстве новых кварталов задумались ещё в начале 1980-х годов — за железной дорогой планировалось выстроить ещё одну крупную производственную зону. Но основное строительство развернулось уже в 1990-е годы и без промышленного производства. В основу легли обычные типовые московские серии домов. Однако в 18-м микрорайоне решили возвести здания нового комбинированного типа — железобетонный монолитный каркас и навесные декоративные панели. Четыре двадцатидвухэтажных корпуса под номерами 1801 и 1804 с литерами «А» и «Б» были построены в 1999–2000 годах по проекту архитектора Александра Белоконя. Дома предвосхитили своё время: при малом заимствовании территории они имели большое количество жилья, а использование разнообразной облицовки позволяло гипотетически добиться разнообразия при массовом применении этой серии. Впрочем, в те годы об этом методе быстро забыли. 

 

   

ФОТОГРАФИИ: Денис Есаков