Новые проездные и бесплатный интернет, ночные маршруты и выделенные полосы — уже несколько лет московские власти пытаются пересадить горожан с личного транспорта на общественный. Как продвигается эта задача, The Village решил узнать у главы Мосгортранса Евгения Михайлова, назначенного на должность меньше года назад. А чтобы понять, устраивают ли горожан его ответы, мы сопроводили прямую речь небольшими опросами.

 

О передвижении по городу

К сожалению, каждый день пользоваться общественным транспортом у меня нет возможности. Там, где я живу, его нет, поэтому приходится ездить на автомобиле. Мой день расписан по часам: встречи, поездки по филиалам — никуда нельзя опаздывать, чтобы не подводить других людей.

Однако у меня есть правило: несколько раз в неделю я выхожу из машины и сажусь в первый попавшийся транспорт, будь то троллейбус, автобус или трамвай, и проезжаю несколько остановок.

Евгений 

Михайлов

Возраст: 41 год

окончил Государственную академию нефти и газа имени И. М. Губкина. С 2007 по 2010 год был начальником Департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД». В 2012 году назначен первым заместителем руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В октябре 2013-го стал генеральным директором ГУП «Мосгортранс».

Я смотрю на общественный транспорт всё-таки не так, как обычный пассажир. Обращаю внимание на всё: в каком состоянии подвижной состав, какая манера вождения у водителя, как он подъезжает к остановкам, как общается с пассажирами, говорит ли по телефону и не курит ли на рабочем месте. 

У меня есть «Тройка». Постоянно её пополняю. А льгот у меня никаких нет, я самый обычный пассажир. Это тоже один из элементов контроля над системой. Я пополняю карту, смотрю, как работает новое билетное меню.

 

О ночных маршрутах

Сейчас у нас 7 ночных маршрутов. Никаких коммерческих результатов нет — мы изначально запускали их как социальный проект. Понятно, что ночью пассажиропоток невысокий. Для нас было важно обеспечить горожан транспортной доступностью в позднее время. Некоторые заканчивают работать только после закрытия метро, кто-то в гостях засиделся, выход один — такси. Однако это удовольствие не все могут себе позволить. Метрополитен технически не может работать круглые сутки. Поэтому единственный вариант — это наземный транспорт, который курсирует по предсказуемым маршрутам в предсказуемое время и по обычной стоимости, то есть как днём.

Сейчас запустили краудсорсинговый проект «Наши маршруты», где люди в том числе определяют, где должны проходить ночные автобусы, троллейбусы или трамваи. Но можно сразу сказать, что перед нами не стоит задача покрыть ночными маршрутами всю Москву. Это невозможно, да и неразумно. Важно связать центр с отдалёнными районами столицы. 

 

О водителях, которые пересаживаются
на общественный транспорт

Среди экономически активных людей, на которых не распространяются льготы, заметен прирост в 12–15 % за последний год. Большую роль в этом сыграло новое билетное меню, которое ликвидировало неудобство покупки билета. Теперь у каждого есть проездной на наземный транспорт: будь то единый, «Тройка» или «90 минут». Пассажирам, грубо говоря, стало легко зайти в автобус и не оказаться безбилетником.

Также на прирост повлиял запуск полуэкспрессных маршрутов по выделенным полосам, там за два года пассажиропоток вырос на 30 %. При этом в метро людей меньше не стало: разгрузились только те линии, где раньше были крупные оптовые рынки. В целом всё говорит в пользу того, что люди стали больше пользоваться общественным транспортом.

 

О турникетах и безбилетниках

1 июня у нас исполнился год с начала перемен на 17 маршруте трамвая. Тогда мы решили посмотреть, что будет, если убрать турникеты. В результате скорость движения по маршруту увеличилась на 11 % — это очень хорошие показатели. Главный минус, конечно, безбилетники. Как только мы ослабляем немного контроль на данном маршруте, люди перестают платить. По непонятной для нас причине вход во все двери означает для пассажиров бесплатную поездку.  Даже если у них есть билет или социальная карта, пассажиры ленятся прикладывать проездные к валидатору. Это удивительно. Сейчас мы вынуждены держать там специальную команду контролёров, чтобы уровень оплаты был таким же, как и везде. Понятно, что мы не можем позволить себе усиленные команды контролёров на всех маршрутах.

 

Дело в том, что трамваи нового поколения, которые сейчас запущены на 6-м маршруте, длиной 30 метров. Понятно, что организовать вход в одну дверь в такой трамвай нецелесообразно, поэтому во всех новых трамваях турникетов нет. Мы подглядели у европейских коллег и сделали таблички — мол, спасибо, что заплатили за проезд. Будем ли мы дальше ставить турникеты или нет, зависит только от самих пассажиров. Если платить за проезд будут исправно и количество безбилетников не будет увеличиваться, то, конечно, мы уберём турникеты.

Однако хочу отметить опять же, что запуск «Тройки» и введение нового тарифного меню сильно уменьшили число «зайцев» в транспорте и значительно сократили очереди за билетами у водителя.

 

O Wi-Fi в салонах и на остановках

С этим проектом всё замечательно. Маршрут «Б» был пилотным. Далее был оборудован маршрут автобуса 902. Сейчас мы модернизировали систему: теперь Интернет будет доступен только тем, кто оплатил поездку. То есть вы оплачиваете проезд, валидируя билет, после чего проходите ко второй двери в салоне автобуса, где также расположен валидатор. Нажимаете на кнопку, переводя его в режим информирования, прикладываете свой билет и получаете код доступа в Интернет. Одним и тем же кодом невозможно воспользоваться нескольким пассажирам, он специально генерируется индивидуально для каждого.  

Вторая часть нашей работы с Wi-Fi — это Интернет на остановках. Мы уже запустили пилотный проект совместно с «МегаФоном». Бесплатный сеанс для каждого пассажиры — это 20–30 минут в сутки: достаточно, чтобы проверить почту, пока ждёшь автобус, но недостаточно, чтобы скачать фильм. Если проект окажется успешным, мы будем уже устраивать конкурс, искать партнёров и распространять систему на остальные остановки.  

 

 

О рекламе в наземном транспорте

Ещё один большой проект, который мы делаем совместно с инвестором, — это информационные панели в салонах общественного транспорта. На экранах будет размещаться информация об актуальных событиях в городе, новостные блоки, также информация о затруднениях на магистралях, рекламные ролики. Там же будет работать Wi-Fi.

Пилотный проект уже стартовал, сейчас такими информационными панелями оборудованы шесть троллейбусов маршрута «Б», по два экрана в каждом. Продлится он до конца июня. Уже сейчас мы опрашиваем пассажиров, насколько им нравятся данные экраны и информация, которая на них транслируется. Мы проанализируем все ответы и примем решение о необходимости размещения подобных панелей в подвижном составе общественного транспорта. Конкурс для поставщиков, которые смогут разместить такие экраны, будет непростой — там сложное техническое задание. Сейчас мы уже его прорабатываем. Всё-таки очень большие инвестиции нужны.

Также данный пилот будет интересен для участников рекламного рынка, они смогут оценить, интересна ли им новая площадка, захотят ли они ей воспользоваться. Для нас это очень важный проект как для дотационного предприятия города — Мосгортранс сможет зарабатывать на этой программе. Контракт будет длинным — минимум на 5-7 лет. И тут, конечно, важно всё продумать до мелочей: будет нехорошо, если установят, например, непрочные экраны, которые разобьют в течение месяца, — это в первую очередь большой удар по нашему имиджу.  

 

 

О новых троллейбусах и автобусах

Каждый год мы понемногу обновляем парк. Исторически у нас никто не уделял должного внимания при составлении ТЗ на заказ подвижного заказа. В результате у нас относительно новые троллейбусы и автобусы, но с другой стороны — сплошная чехарда. Нет нигде такого многообразия форм, видов, дизайна автобусов, как у нас. Детали не универсальные, их постоянно приходится где-то искать, что-то уже не производится. Поверьте, всем этим очень трудно управлять.

У нас есть две программы на этот счёт. Первая — это обновление подвижного состава. Мы покупаем в среднем 550–600 новых автобусов и где-то 100 троллейбусов в год. Во всём мире троллейбус более быстрый и долговечный вид транспорта, чем автобус. У нас же всё наоборот. Сейчас выясняется, что у нас закупали плохие машины последние 10 лет, а также ставили некачественные детали. Принципиальное отличие новых троллейбусов будет в том, что у них автобусные кузова. Это означает, что они не так сильно подвержены коррозии, более долговечные. Также мы запустили программу оптимизации маршрутной сети. 

  

О провозе велосипедов

Не так давно в транспорте разрешили бесплатный провоз велосипедов. Для велосипеда сейчас есть ряд ограничений: он не должен мешать никому из пассажиров (то есть в час пик ты с ним уже не поедешь) или быть грязным. Также необходимо его зафиксировать. 

 

Об автоматах по продаже билетов
на остановках

Технологически у нас всё готово. В этом году поставим 150 автоматов — частично на новых остановках, частично у киосков по продаже билетов и там, где высокий пассажиропоток. Здесь главное ограничение в электричестве, которое необходимо автомату, поэтому мы не можем ставить их везде. Выглядеть он будет как те, что в метро. Правда, этим автоматам не будет страшна плохая погода. Мы сейчас ждём утверждения дизайна от департамента транспорта. Как только они одобрят, начнём установку.

 

 

О мобильном приложении
и неработающих табло

Транспортное приложение выйдет в рамках большой программы ЦОДД. Они же сейчас собираются запустить единый центр обработки ситуации на дорогах, откуда данные будут поступать на мобильные телефоны и на информационные табло на остановках. Сейчас их ставит департамент капитального ремонта, затем он должен передать его нам. Пока по каким-то техническим причинам они нам до сих пор их не передали. 

 

О поводе для гордости

Я, честно говоря, горд тем, как прошёл «Парад трамваев». Мы не ожидали такого ажиотажа. К нам пришло 100 тысяч человек. Мы решили, что будем устраивать такое каждый год, а летом проведём парад автобусов. А вообще есть идея делать подобные праздники в городском масштабе, например, на несколько часов в выходной день полностью перекрыть Бульварное кольцо и устроить большой праздник для горожан, где помимо общественного транспорта будет много разных активностей для москвичей и гостей столицы.

 

фотографии: Семён Кац