Организатор. Участник. Зритель

«Немое кино. Живая музыка» - проект, который был запущен в киноцентре «Родина» в июле прошлого года. Раз в  месяц, три дня подряд проходит показ одного и того же немого фильма, который каждый день озвучивает новый музыкант. В свое время, в качестве тапера в Родине выступал сам Шостакович.  Сегодня рояль стоит на том же месте, что и в те дни. Только на смену игре на классическом музыкальном инструменте пришла фантазия и практически неограниченные технические возможности.  

 Lookatme спросили о впечатлениях участников процесса на всех стадиях и с разных углов зрения. Мы поговорили с организаторами проекта, с музыкантом-участником и со зрителем.

ОРГАНИЗАТОРЫ

Марина Короткова(арт-директор киноцентра Родина) и Александр Машанов(арт-директор Tour de Film)

Мы не хотим приписать себе оригинальность. Идея совершенно не нова. Наша заслуга может быть только в том, что мы сделали это не один раз, в рамках какого-нибудь фестиваля, а делаем это планомерно, практически, каждый месяц. Один фильм у нас озвучивают три разных музыканта  - три разных музыкальных решения оказываются тремя разными решениями кино. Вот этого точно никто раньше не делал.

Очень многие видели  Чаплина и Китона. А мы стараемся выбирать фильмы незамыленные. Вот недавно, например, был показ фильма Тода Браунинга, который так и назывался -  "Неизвестный".  К нам пришли  преподаватели из Института кино и телевидения, которые про этот фильм вообще ничего не слышали - это, конечно, для нас было очень приятно. Проект даже стали рекомендовать студентам, как дополнение к курсу. Ведь перед началом фильма мы не только представляем участвующего музыканта, но и пытаемся рассказать о режиссере и самом фильме. То есть, выполняем еще и миссию просветительскую. 

Есть много зрителей, которые приходят на все три сеанса. Оказалось, что не только нам  интересно посмотреть один и тот же фильм три вечера подряд в разных музыкальных версиях.

Все наши участники из Питера.  В рамках проекта мы успели поработать с Сашей Улаевым (Samosad band),  с Андреем Сизинцевым из Театра АХЕ, Владимиром Волковым, Андреем Самсоновым, c Эвелиной Петровой, которую вы можете и не знать - она больше гастролирует по Европе. Она играет на аккордеоне и сама поет. Очень любит немое кино, поэтому с радостью согласилась принять участие. Очень довольны Ниной Карлсон и Галей Чикис - молодыми талантливыми девушками, у каждой из которых получилась своя очень замечательная история. Андрей Суратдинов из "Аквариума", во время новогодних каникул, вообще один озвучивал фильмы три вечера подряд - это был наш эксперимент. Мы приглашали для участия в проекте и диджеев, но, все же, поняли, что работать с музыкантами для нас самих ближе.

Когда мы только начинали, приглашали к участию, в основном, друзей, но сарафанное радио в музыкальной среде, видимо, тоже работает, информация расходится и теперь музыканты приходят сами. Но мы устраиваем очень жесткий отбор. Проект не открывает новые музыкальные имена - все таки, это киноцентр. Мы стараемся брать проверенных музыкантов. И ведь это очень серьезная работа - подготовка у некоторых занимает целый месяц.  Но всем музыкантам нравится, что они могут приобрести новый опыт.

УЧАСТНИК

Галя Чикис(музыкант - группа Chikiss)

О проекте много слышала за долго до своего в нем участия и предполагала, что могут пригласить. Я с самого первого подобного опыта, когда мы с нашим барабанщиком Сашей Белковым и диджеем Шахашем в 2004-м году в Питере делали новый звукодизайн старому фильму "Вий" Александра Птушко, получила огромное удовольствие. Это был проект в рамках нескольких клубных вечеринок. Было интересно, т.к. пропускаешь фильм через себя, сопереживаешь героям, шутишь и драматизируешь, нагнетаешь, и расслабляешь звуком, можешь играть,греметь, выть, петь, все, что душе угодно... Такая свобода! Картинка, если она нравится, вытаскивает из подсознания и души новый потенциал, новые идеи,которые порою не проявляются без неё. Тапёрский опыт пришелся мне очень по душе и я с радостью согласилась на предложение «Родины».

В подобном проекте, с аналогичным названием, я участвовала в Московском Центральном Доме Художников дважды, по приглашению Московского музея кино. Я озвучивала крестьянскую утопию про коллективизацию Александра Медведкина "Счастье" 1929 года и "Аэлиту"Якова Протазанова 1926 года и. Но особенно «Аэлиту» понравилось озвучивать на фестивале Казантип в Крыму в 2007-м, когда гигантский экран нависал прямо над морем в ночи, а я сидела в летающей тарелке и играла музыку про королеву Марса. Люди лежали на песке и смотрели, шумели волны, атмосфера полностью гармонировала с фильмом. Было здорово. Если мне нравится фильм, это дело мне очень по душе.

А в Родине, я озвучивала фильм-хоррор Тода Браунинга "Неизвестный" и этот фильм очень меня зацепил потрясающей игрой актёров и настоящим накалом страстей - совсем не наивным, что нечасто встречается в немом кино. Сейчас мы синхронизировали фильм с моим саундтреком и выложили его в сеть( скачать тут ). Я рада, что у нас в городе запущен такой проект, так как в Питере достаточно талантливых музыкантов, которые таким образом могут ярко и неожиданно проявить себя как тапёры и быть узнанными в новом свете.

ЗРИТЕЛЬ

Александр Буренков (учится на лингвиста)

Так получилось, что за проектом"Немое кино - Живая музыка" я слежу с самого его запуска, в июле прошлого года. Помню, на первом показе "Кабинета Доктора Калигари" меня невероятно впечатлила музыка Андрея Сизинцева, сочиняющего музыкальное сопровождение к спектаклям театров DEREVO и АХЕ. За окном палящее солнце вынуждает скейтеров с Манежной площади прятаться от пекла на холодных ступенях "Дома Кино", а в зале в это время творится какая-то невообразимая мистерия, не музыка, а звяканье алхимических склянок, полный космос.

Из других показов запомнился "Носферату. Симфония ужаса" под добротный дип-хаус от диджея KISLOVSKY. Когда-то мне посчастливилось увидеть "Носферату" под живое органное сопровождение, но, как оказалось, гораздо выигрышнее экспрессионизм Мурнау смотрится именно под ультрасовременный дип- и тек-хаус Максима Кисловского. Такой контраст здорово помогает взглянуть на "немые" фильмы не как на наивные опыты  первых кинематографистов, а как на невероятно выигрышный видеоряд, со своими  спецэффектами и монтажом, на некий абстрактный мир людей, живущих по своим уникальным законам "немого" кино.

Единственный минус многих кинопрограмма проекта -  сложность выбора исполнителя из числа заявленных организаторами. Иногда ловишь себя на мысли, что нравится и музыка, и фильм, но вместе они почему-то не сочетаются, заглушают друг друга или попросту совсем разные по ощущению. В этом плане никогда не подводит Галя Чикис, которая очень тонко чувствует нюансы тапёрской игры, в том числе и благодаря её большому опыту фортепианных импровизаций в "Стирке" и озвучивания "немых" фильмов в московском Музее Кино. К слову, именно её музыка, ну и, пожалуй, актёрская игра Лона Чейни, - единственное, ради чего стоило идти на "Неизвестного" Браунинга. Сам фильм так себе.

Бывают случаи, когда организаторы дают музыкантам возможность самим выбрать фильм. В мае киноцентр «Родина» делает проект совместно с «Эхо  Москвы в Петербурге». Показ будет приурочен ко Дню Радио, а участниками выступят группа Billy's Band, Алексей Рахов и Ксения Федорова. На подготовительном этапе, для них были отобраны четыре фильма и они, честно отсмотрев все четыре, сами выбрали больше понравившийся.

7, 8 и 9 мая в 21.00, киноцентр "Родина" - "Процесс о трех Миллионах"